Профстандарт специалист по социальной работе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалист по социальной работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.
Трудовая функция одна — оказание социальных услуг. Выполнять ее должен сотрудник, имеющий 4 уровень квалификации. Такой уровень квалификации, согласно приказу Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, предполагает наличие у работника либо среднего специального образования, либо среднего общего с прохождением обучающей стажировки на рабочем месте. Опыта работы не требуется.
Также профстандарт соцработника содержит требование о прохождении курсов по оказанию первой помощи. Особыми условиями допуска к социальной работе названы отсутствие судимости на момент устройства на работу или в прошлом и прохождение периодических медосмотров.
Применение профессионального стандарта социального работника не является обязательным для работодателя и не может служить поводом для увольнения сотрудника, не подпадающего под критерии стандарта. При этом данный профстандарт вполне может служить ориентиром при разработке кадровой политики организации и управлении персоналом.
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Согласно новому профстандарту мы можем называться:
- Младший специалист по охране труда (МСОТ).
- Специалист по охране труда (СОТ).
- Главный (ведущий) специалист по охране труда (ГВСОТ).
- Руководитель службы охраны труда (РСОТ).
- Начальник отдела охраны труда (НООТ).
- Начальник управления охраной труда (НУОТ).
- Эксперт по условиям и охране труда (ЭУОТ).
- Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками (КУОТ и УПР).
- Инструктор по условиям и охране труда (ИУОТ).
- Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками (ЗРОУПР).
- Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации (РНПУПРО).
На любой вкус и цвет.
- Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда.
- Организация подготовки работников в области охраны труда.
- Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
- Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков.
- Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
- Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
- Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
- Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
- Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.
- Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда.
- Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
- Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
- Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
- Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.
Все указанные выше трудовые функции специалиста по охране труда имеют дополнительную раскладку, поэтому если вы не понимаете, например, суть функции «Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда» или «Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации», открывайте профессиональный стандарт и смотрите какие именно действия должен совершать специалист, какие необходимые умения и знания должны быть у него.
Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.
/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование — бакалавриат или
- Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
- Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда
Требования к опыту практической работы
- Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
- Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.
Особые условия допуска к работе
- Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)
Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.
Применение профессиональных стандартов: всегда ли обязательно
Понятие термина «профессиональный стандарт» разъясняется в ст. 195.1 ТК. В ней говорится, что он характеризует квалификацию наемного работника, которая необходима ему для надлежащего выполнения трудовых функций (по определенной профессии). Использование профессионального «эталона» должно помочь в привлечении к работе наиболее подготовленных кадров и повысить производительность труда.
С июля 2016 года применение профстандартов в некоторых случаях стало обязательным (ст. 195.3 ТК). Независимо от формы собственности компании (частная, государственная и т.д.), и ее правового статуса, работодатели обязаны использовать их в отношении сотрудников, если определенные требования к уровню квалификации сотрудника установлены на законодательном уровне, то есть закреплены в нормативных актах. Ими могут быть не только федеральные законы, но и ведомственные приказы, постановления и распоряжения Правительства.
Профстандарт вводится в деятельность организации поэтапно. Обычно рекомендуется следующий порядок действий:
- Исследование отраслевой специфики организации-работодателя с помощью её ОКВЭД.
- Анализ деятельности действующих сотрудников: их профильных и непрофильных обязанностей, предъявляемых к ним квалификационных требований и пр.
- Поиск тех профстандартов, которые описывают деятельность работников.
- Исследование имеющейся трудовой документации (должностных инструкций, штатного расписания и пр.) на её соответствие положениям профильных профстандартов.
- Внесение необходимых изменений и дополнений в трудовую документацию.
При наличии значительного объема работы с многочисленными сотрудниками на разных позициях предварительно рекомендуется создать регламент, в котором описать сроки исследований, этапы внедрения изменений и прочие аспекты.
После полноценного внедрения профстандартов работодатель будет иметь возможности:
- Вводить новые позиции, а также переименовывать имеющиеся на базе ст. 57 ТК РФ.
- Устанавливать требования к квалификации, необходимые для претендентов на должности.
- Требовать от действующих работников повышения квалификации путем прохождения профильного обучения.
Внимание! Действующий Трудовой кодекс РФ не дает возможности уволить сотрудника за его несоответствие параметрам, которые даны в профстандарте. Поэтому можно попытаться предложить ему другую позицию на основании статьи ст. 72.1 ТК.
Принципы применения профстандартов
В 2015 году был принят 122-ФЗ, заложивший основы для широкого внедрения профстандартов в следующем году. В соответствии с ним в Трудовой кодекс были введены статьи 195.2 и 195.3, разъясняющие порядок разработки и внедрения профстандартов. В частности, они закрепляли их обязательное применение для тех профессий, квалификационные требования к которым устанавливались действующем законодательством. Дополнительно было принято постановление Правительства №584 от 27.06.16, устанавливающее обязательный порядок применения профстандартов в организациях бюджетного типа, а также в компаниях, где доля владения государством составляла более 50%. В остальных ситуациях профстандарты носят добровольный характер и их использование оставлено на усмотрение работодателя. На практике они применяются для:
- Профилактики разногласий с представителями проверяющих инстанций, анализирующих корректность трудовой документации: Рострудом, ПФР, ФСС, а также ФНС.
- Документирования квалификационных требований к кандидатам и действующим сотрудникам. Это касается не только образования и опыта, но и практических и теоретических навыков, а также таких аспектов, как успешный медосмотр или прохождение инструктажа по охране труда.
- Введения требований к действующим работникам для повышения их уровня владения профессиональными компетенциями.
- Изменения организационной структуры и внесения изменений в трудовую документацию.
- Использования в административных и юридических спорах по трудовым разногласиям.
Внимание! Пока вместе с профстандартами актуальность сохраняют и квалификационные справочники ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями наниматель вправе сам выбрать предпочтительный документ.
Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.
В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.
Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:
- определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
- покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
- помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
- приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
- для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
- сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.
Профстандарт, созданный для сотрудников социальной сферы, позволяет регламентировать их деятельность. Учитывая, что в подобном документе перечисляются все основные трудовые функции работников, существенно снижается количество конфликтных ситуаций с клиентами. Для этого подобные стандарты и создаются.
При полном соблюдении всех требований, указанных в этом нормативном документе, клиент получает гарантированное качественное обслуживание со стороны социальных служб, а сам сотрудник может рассчитывать на повышение квалификации, а также на существенный рост заработной платы.
Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.
Данный Стандарт был разработан Московским городским психолого-педагогическим университетом (главный разработчик), который привлек к работе по созданию Стандарта очень большое число других организаций — учреждений соцобслуживания, вузов, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления из различных российских регионов.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 681н.
Стандарт касается трудовой деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, трудоспособных граждан и пожилых граждан с разными видами «уязвимостей» (инвалидность, отсутствие постоянного места жительства, наркотическая зависимость, антисоциальное поведение, тяжелые хронические заболевания и т.д.).
В Стандарте две обобщенные трудовые функции: 1) социальная реабилитация уязвимых категорий населения; 2) организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. Первая функция относится к такой должности, как специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), вторая — к должности руководителя реабилитационного подразделения. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. По первой функции требование к наличию опыта практической работы не предъявляется, по второй есть требование о наличии стажа работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе или руководителя подразделения не менее трех лет. Требование об отсутствии судимости есть только по первой функции (см. сноску 2).
Относительно обобщенной трудовой функции «социальная реабилитация уязвимых категорий населения» названы три трудовые функции, относительно организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения — две (с соответствующими перечнями трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой). Например, для выполнения такой трудовой функции, как организация и управление реабилитационным случаем, которая входит в состав второй обобщенной функции по организации реабилитационной помощи, работник должен выполнять 21 трудовое действие (от первичного приема клиента до разработки методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи), обладать 24 умениями (от получения информации о гражданине до ведения своевременных, точных, полных и разборчивых отчетов) и владеть 19 видами знаний (от законодательства в социальной сфере до основ делопроизводства и документооборота).
При выполнении всех трудовых функций от работника требуется соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии (без ссылки на конкретный документ).
Этот Стандарт разработан опять же Московским городским психолого-педагогическим университетом с привлечением восьми других НИИ, вузов и учебно-методических центров.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 683н.
В Стандарт входят две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности.
Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования по профилю профессиональной деятельности (рекомендуется еще пройти обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки), при этом во второй функции высшее образование не должно ограничиваться только бакалавриатом, а также отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2). Требование о наличии опыта практической работы не предъявляется ни в одной из обобщенных функций.
Первая обобщенная функция включает в себя три трудовые функции, вторая — шесть. Например, для разработки социальных проектов и внедрения их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе (входит в состав второй обобщенной функции) работник должен осуществлять 18 трудовых действий (от диагностики социальных условий жизни детей в разных семьях до организации взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей), обладать 12 умениями (от проведения диагностики до консультирования у специалистов) и владеть 8 видами знаний (от основ и принципов развития институтов современного гражданского общества до методов и технологий управления социальными рисками).
1.1. Настоящая должностная инструкция социального педагога школы разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н), в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года; ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г) и №413 от 17.05.2012г (в редакции от 24.09.2020г); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в образовательном учреждении должность социального педагога.
1.3. Социальный педагог должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. К работе социальным педагогом в школе допускается лицо:
- не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
- соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском.
1.5. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде.
1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Семейным кодексом» Российской Федерации;
- указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
- трудовым договором (контрактом).
1.8. Социальный педагог школы руководствуется в работе должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, инструкциями по охране труда при работе с ЭСО и оргтехникой, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.9. Социальный педагог школы должен знать:
Социальный педагог в школе оказывает социально-педагогическую поддержку учащихся в процессе социализации:
2.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации.
2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников.
Социальный педагог школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации:
- анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
- разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
- проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
- разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей;
- планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся;
- изучение психолого-медико-педагогические особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни;
- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.
- выполнение прогнозов тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития общеобразовательного учреждения;
- осуществление планирования и организации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
- определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.2. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:
- организация социально-педагогической поддержки детей в процессе образования;
- реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у учащихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
- организация социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации;
- профилактическая работа с детьми группы социального риска;
- организация социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
- обеспечение досуговой занятости учащихся школы;
- организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся;
- выступление в качестве посредника между личностью ребенка и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- проведение анализа личностных проблем школьников с целью оказания им своевременной социальной помощи и необходимой поддержки, а также перспективных возможностей общеобразовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
- осуществление координации совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, взаимодействия деятельности сотрудников общеобразовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.
3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся:
- разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
- разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов;
- разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
- осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
- организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей;
- организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников;
- осуществление руководства деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся, создания и установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- осуществление контроля реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, выполнения принятых решений в области социальной адаптации, последующей социальной адаптации выпускников общеобразовательного учреждения;
- проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.
ОКЗ
2446
Специалисты в сфере социальных проблем
3460
Социальные работники
ОКСО 4
040101
Социальная работа
040100
Социальная работа
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Код
A/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
- -ПТМ
- -Пожарная безопасность
- -Охрана труда
- -Строительство
- -Экологическая безопасность
- -Проектирование
- -Обучение для лицензии МЧС
- -Лицензия МЧС
- -Аренда оборудования МЧС
- -Аренда оборудования для ФСТЭК
- -Открытая информация
- -Лицензия НОЧУ ДПО «МУЦ»
- -Согласование
- -Устав НОЧУ ДПО «МУЦ»
- -Положение НОЧУ ДПО «МУЦ»
- -Символика НОЧУ ДПО «МУЦ»
- -Заключение ГПН
- -Санитарно-эпидемиологическое заключение
Обязательно ли применение профессиональных стандартов в современных организациях?
Профессиональные стандарты — это закрепленные на уровне правовых актов квалификационные требования к сотрудникам тех или иных профессий, соответствие которым необходимо с точки зрения выполнения данными сотрудниками своей трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарты обязательны к применению фирмами-работодателями в 2 случаях (письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253):
- фирма-работодатель имеет в штате должности, по которым должны предоставляться льготы и компенсации — например, за вредные условия труда;
- применение профстандартов предписано конкретным нормативно-правовым актом.
Первой нормой следует руководствоваться всем предприятиям вне зависимости от того, являются ли они частными или государственными (муниципальными). Вторая норма на практике характеризует законодательное регулирование главным образом тех хозяйствующих субъектов, которые имеют прямую связь с государственной или местной властью.
Так, недавно Правительство РФ издало отдельный нормативный акт — постановление от 27.06.2016 № 584, в котором содержатся формулировки, предписывающие:
- всем государственным и муниципальным учреждениям, фондам, а также предприятиям, компаниям и корпорациям, что принадлежат государственным либо муниципальным органам власти (на праве владения более чем 50% от уставного капитала), применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации;
- указанным хозяйствующим субъектам до 01.01.2020 разработать и реализовать планы по внедрению профессиональных стандартов;
- указанным хозяйствующим субъектам применять профстандарты по новым должностям в соответствии с планом и положениями постановления № 584.
Таким образом, профстандарты сейчас обязательны:
- для государственных и муниципальных учреждений, фондов;
- для компаний, предприятий и корпораций, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
- для всех фирм-работодателей — включая частные, в которых есть должности, предполагающие предоставление работнику установленных законодательством льгот.
В остальных случаях правомерно рассматривать профстандарты как рекомендованные к применению (данной позиции придерживается Минтруд РФ в письме № 14-0/10/В-2253).
Рассмотрим далее, для каких должностей могут устанавливаться профстандарты.
Кому не уклониться от профстандартов?
С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.
Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.
Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.
Повышение квалификации за счет организации
Социальные работники должны регулярно подтверждать и повышать свою квалификацию. Согласно федеральному закону работодатель обязан оплачивать курсы повышения квалификации, если от этого зависит выполнение непосредственных обязанностей сотрудника. Обучение может проходить в очной или дистанционной форме. Особенности повышения квалификации должны быть прописаны в трудовом договоре или в отдельном ученическом договоре. Следует обратить внимание на этот пункт, устраиваясь на работу. Для вас это шанс в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, получить более выгодное место или избежать сокращения в критический момент, т.к. повышение квалификации учитывается в оценке ценности работника для организации во всех бюджетных учреждениях нашей страны.
Работодатели должны бесплатно обеспечить сотрудников спецодеждой, спецобувью, инвентарем или компенсировать расходы на их приобретение. В законодательстве описаны нормы выдачи спецодежды. Они регулируют, какой комплект и в каком количестве нужно выдать для представителя конкретной должности. Если один работник совмещает функции нескольких должностей, он получает комплект одежды для каждой должности. Спецодежду можно использовать только в рабочее время.
Работодатель не имеет права выдать одежду в меньшем количестве, чем указано в законодательных нормах. Можно увеличить объем, но нельзя уменьшить. Иначе социальный сотрудник имеет право прекратить работу в любой момент и получить оплату за простой. Если работодатель нарушил нормы выдачи спецодежды, он получает штраф.
ДИ начинается с раздела «Общие положения», в котором отражаются следующие сведения:
- наименование должности в соответствии со штатным расписанием организации;
- уровень подчиненности в организации;
- перечень требуемых знаний и навыков, которыми должен обладать работник;
- перечень нормативных актов, требования которых необходимо соблюдать при выполнении трудовых обязанностей.
Кроме профессиональных обязанностей, специалист по социальной работе получает и ряд прав. Сотрудники могут:
- Требовать от руководства выполнения обязательств относительно обеспечения оптимальных условий труда.
- Вносить предложения, направленные на улучшение рабочего процесса.
- Требовать от руководства содействия в выполнении своих трудовых обязательств, включая предоставления необходимой для выполнения работы информации.
- Повышать квалификацию путем прохождения дополнительного обучения.
- Иные права, предусмотренные трудовым законодательством РФ.
Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.
Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.
Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.
Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.
Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.
Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.
Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.