Глава 1. Правовые регулирования пенсии за выслугу лет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 1. Правовые регулирования пенсии за выслугу лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день, в современном мире, организация выплаты пенсии и социальных пособий и компенсаций, людям, служившим в органах внутренних дел (далее ОВД), а так же и другим гражданам, находившимся на военной службе, по выходу на пенсию, происходит по линии разных министерств и ведомств.
Одной из основных задач государственной политики в области пенсионного обеспечения является пенсионное обеспечение различных слоев населения. Для каждого слоя населения, предусмотрены свои основания для назначения пенсионного обеспечения и учетом данного факта, нормативно – правовая база пенсионного обеспечения населения составляет огромный массив от законодательной базы в сфере пенсионного обеспечения Российской Федерации.
На сегодняшний день, как и во все времена, главным гарантом соблюдения прав в сфере пенсионного обеспечения является Конституция РФ. В основном законе, фундаментальным положением выступает ст. 39. Данная статья гласит, что:
— каждому гражданину РФ, гарантировано социальное и пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
— государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;
— поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, проанализировав пенсионное обеспечение сотрудников ОВД, можно сделать вывод, что система пенсионного обеспечения сотрудников ОВД осуществляется посредством множества нормативно – правовых актов.
Так, современное законодательство, которое регулирует пенсионное обеспечение сотрудников ОВД в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки и инновации с целью обеспечения их достойного существования в нынешнее время.
Конечно, большая часть законодательства о системе пенсионного обеспечения сотрудников ОВД показывает достаточно высокий уровень жизнеспособности данной категории лиц, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет выявить некоторые проблемы законодательства и противоречия, существующие в данной области правового регулирования.
Проблемной стороной, в сфере пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, является факт, что до сих пор в России нет единого основополагающего правового акта, регулирующего государственную политику по социальной защите и пенсионному обеспечению военнослужащих.
Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования. Конечно, принятые под самый занавес прошлого года, законы с соответствующими подзаконными актами, привело к разительным переменам в уровне доходах военных пенсионеров.
В ходе данной работы, была выполнена цель исследования — обширное исследование отдельных видов пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, таких как: пенсии по выслуге лет, инвалидности и потри кормильца, посредством выполнения следующих задач:
- Анализ понятия пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
- Анализ НПА, регулирующих пенсионное обеспечение сотрудников ОВД;
- Анализ форм пенсионного обеспечения сотрудников ОВД;
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.
На основании изложенного Счетная палата РФ в целях улучшения социального положения военных пенсионеров и повышения эффективности деятельности пенсионных органов, осуществляющих их пенсионное обеспечение, полагает целесообразным принять следующие меры:
- устранить практику повышения денежного довольствия военнослужащих путем установления различных надбавок, не учитываемых при исчислении пенсий;
- унифицировать порядок формирования базы для исчисления пенсий (структуры денежного довольствия) с целью устранения дисбаланса между уровнем пенсионного обеспечения военных пенсионеров различных министерств и ведомств;
- возложить на один федеральный орган исполнительной власти обязанности по координации работы в части совершенствования военно-пенсионного законодательства и наделению его полномочиями в части осуществления мониторинга правоприменительной практики, разработки и инициирования внесения своевременных поправок в нормативные правовые акты;
- ускорить внесение изменений в законодательство, предоставляющих право на получение двух пенсий гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» (за выслугу лет и по инвалидности) и получающим пенсию в соответствии с Законом N 4468-1;
- внести дополнения в нормативные правовые акты, которые позволили бы учесть в суммах пенсий увеличение стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. за период с 1 января по 1 декабря 2000 г.;
- нормативно урегулировать вопросы организации взаимодействия пенсионных органов с органами государственной власти и иными организациями;
внести пенсионные органы министерств и ведомств в перечень организаций, которым орган записи актов гражданского состояния обязан сообщать сведения о государственной регистрации смерти (ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);
- разработать правовые нормы, закрепляющие право пенсионных органов на доступ к информации, составляющей налоговую тайну, необходимые для осуществления возложенных на них функций;
- нормативно определить механизм взаимоотношений пенсионных органов силовых министерств и ведомств и ПФР с целью устранения возможности получения гражданином нескольких пенсий;
- установить обязанность военных пенсионеров сообщать в пенсионные органы обо всех обстоятельствах, влияющих на условия их пенсионного обеспечения;
- разработать правовой механизм, который позволил бы учесть в размере восстановленной пенсии военных пенсионеров выслуги лет на втором и последующих местах службы;
определить статус и механизм индексации ежемесячной доплаты к пенсии, установленной Указом Президента РФ от 18.02.2005 N 176;
- разработать механизм уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, не имеющих права на получение пенсии по Закону N 4468-1, за периоды военной и приравненной к ней службы;
- откорректировать требования Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 о предоставлении в органы ПФР для назначения (продления) выплаты ЕДВ военным пенсионерам — инвалидам оригиналов выписок из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, имея в виду ее выдачу в единственном экземпляре и необходимость представления оригинала в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
- обеспечить единообразие в системе построения пенсионных органов и нормативном регулировании внутренней организации их деятельности, имея в виду необходимость максимального учета прав пенсионеров, в том числе права на получения исчерпывающей информации о порядке их пенсионного обеспечения, применяемом в каждом министерстве и ведомстве;
- создать единые электронные базы данных учета военных пенсионеров в каждом министерстве и ведомстве, закрепить права интеллектуальной собственности на указанные базы, определить порядок их ведения, использования, внесения изменений и дополнений, определения их стоимости и отражения ее на балансе соответствующих юридических лиц.
По материалам Аналитической записки о результатах экспертно-аналитического мероприятия по анализу вопросов пенсионного обеспечения граждан… / С.А. Агапцов. Бюлл. Счетной палаты РФ. 2008. N 5(125).
Причины увольнения без согласия служащего
Причины для разрыва трудового договора и отставки:
- болезнь, приведшая к служебной негодности;
- признание судом сотрудника недееспособным;
- нет возможности перевода, служащий отказывается от перевода;
- приобретение гражданства другой страны;
- фиктивные документы, предоставляемые при служебном поступлении;
- служащий отказывается от перевода, связанного с родственными связями;
- призвание на военную службу;
- проступок, который порочит честь мундира;
- нарушены обязательные правила во время подписания договора;
- срок контракта закончился;
- отказ от перевода на должность, равнозначную нынешней;
- утрата доверия.
Наличие одной из этих причин способствует увольнению без согласия сотрудника.
Насколько повысят пенсии
Пенсионеры МВД РФ в 2021 году ждут повышения пенсии с 1 октября 2019 года. В общей сложности индексация составит 7,75%. Она будет состоять из нескольких частей.
Согласно ст. 43 Закона РФ №4468-I от 12.02.1998г. назначаемые вышедшим на законный отдых полицейским пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц, несущих службу.
Согласно положений Распоряжения Правительства РФ №415-р от 13.03.2019г. предусмотрена индексация оплат труда сотрудников органов внутренних дел с 1 октября на 4,3%.
Отдельно на совещании у президента РФ было принято решение повысить пенсии на 2% и эта норма заложена в закон о Федеральном бюджете на последующие два года. Кроме того, повысятся пенсии за счет того, что увеличен процент денежного довольствия для расчета.
Размер выплат и доплаты
В расчете пенсии участвуют:
- стаж работы (независимо от места);
- заработная плата, которую получает будущий пенсионер;
- звание на момент выхода на пенсию;
- квалификационная категория;
- все надбавки, которые он получал за период работы.
Выплата зависит от стажа работы:
- 20 лет рабочего стажа увеличат пенсию на 50%;
- при сроке службы более 20 лет за каждый год назначается 3% дополнительно, но нужно учитывать тот факт, что общая сумма не может вырасти более чем на 85%;
- 25 лет смешанного стажа (когда гражданин работал не только в МВД) повлияют на пенсию следующим образом: за каждый год будет начисляться один дополнительный процент, а также вполовину вырастет размер положенного пенсионного пособия. Правда, половина всего стажа должна быть проведена в органах министерства внутренних дел.
Как посчитать доплату
Мнение эксперта
Ильин Владислав Денисович
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — гражданское право. Большой опыт в составлении договоров.
Доплата за стаж считается довольно просто, так как непосредственно зависит от оклада сотрудника МВД и выражается в процентном отношении от нее.
Более подробно это отражено в таблице ниже:
Срок службы | Доплата (в процентах от оклада) |
2-5 лет | 10% |
5-10 лет | 15% |
10-15 лет | 20% |
15-20 лет | 25% |
20-25 лет | 30% |
Более 25 лет | 40% |
В процессе оформления второй пенсии необходимо учитывать тот факт, что необходимо обращаться уже не в ведомство, а непосредствен в сам Пенсионный Фонд.
Все документы подаются в Пенсионный Фонд непосредственно по месту проживания пенсионера.
Необходимо заранее подготовить всю необходимую документацию, которая включает в себя такой перечень:
- оригинал и копию паспорта претендента на получение второй пенсии;
- оригинал трудовой книжки;
- справку о средней заработной плате за годы гражданского стажа, который не был учтен при формировании военной пенсии;
- справки с уровнем дохода за 5 лет (при этом можно брать любые годы, где была наивысшая заработная плата);
- данные об изменении фамилии (если этому было место быть);
- подробную информацию о несовершеннолетних детях, которые имеются на иждивении у пенсионера (если их нет, тогда не нужно).
Ни в коем случае не нужно забывать, что все подается в двух экземплярах, иначе сотрудника заставит обратиться через определенное время после исправления недочетов.
Помимо этого, необходимо написать соответствующее заявление.
Оно включает в себя:
- информацию о заявителе: дату рожденья, адрес проживания, контактные данные;
- просьбу о расчете второй “гражданской” пенсии.
Его форма четко установлена законодательством и выдается сотрудником Пенсионного Фонда в день обращения пенсионера.
С заявлением о начислении смешанной пенсии можно обращаться в государственные учреждения в любое удобное время. Подаётся оно вместе с необходимым пакетом документов в ПФ по месту жительства или его регистрации. Порядок определён постановлением 17/19, которое было принято Министерством труда в феврале 2002 года.
Для оформления пенсионных начислений необходимо написать заявление, установленного образца, и предоставить комплект документов. В перечень которых входят:
- паспорт и военный билет;
- справки, подтверждающие трудовой стаж и заработную плату, а так же время прохождения воинской службы и все начисления, произведённые в этот период, включая различные формы довольствия.
Все документы прикладываются к заявлению, заполненному по установленному образцу. Необходимые копии документов делаются сотрудниками ПФ лично.
В случае, если какой-либо справки или документа будет не хватать, их можно дополнительно предоставить в течение трёх месяцев с даты подачи заявления. Такой срок установлен ФЗ №173.
При обращении за начислением пенсии по прошествии 12 месяцев с момента наступления права на её получение вместе с пакетом документов необходимо подать заявление с просьбой об её перерасчёте.
Смешанный стаж для пенсии – перечень всей трудовой деятельности конкретного человека на разных должностях в разных организациях.
Пенсия МВД по смешанному стажу назначается по чрезвычайно жесткому регламенту, в котором перечислены все возможные причины отказа в ее предоставлении. Последних достаточно много и они являются серьёзным препятствием для большинства работников министерства, претендующих на этот вид пенсионного обеспечения. Только всецелое соблюдение всех критериев гарантирует положительное рассмотрение заявления сотрудниками фонда.
Если сотрудник министерства внутренних дел работал в различных организациях, то смешанная пенсия сотрудника МВД назначается при соблюдении следующих критериев:
- достижение сорокапятилетнего возраста;
- общий стаж составляет двадцать пять лет;
- время работы в МВД – от двенадцати с половиной лет.
Для получения данного вида пенсионного обеспечения требуется выполнение всех трех перечисленных критериев.
Как считается смешанный стаж в полиции
Если человек отработал двадцать лет в структуре МВД, то он получает право на пенсию по выслуге лет. В противном случае можно попытаться уйти на пенсию по смешанному стажу.
Однако нужно учитывать, что на последнюю форму обеспечения имеют право лишь лица, состоящие на воинской службе. Если же работник имеет в своем активе определенный срок выслуги в качестве военнослужащего, но на момент подачи заявления на предоставление данного вида пенсионного обеспечения является гражданским лицом, то его ждет неизбежный отказ.
В смешанный стаж входят:
- время нахождения на территории, где нет условий для трудоустройства;
- служба в МВД;
- работа в министерстве в качестве гражданского лица.
Кроме указанного пенсионного обеспечения существует специальная поддержка пенсионеров из МВД, предоставляемая Министерством Обороны. На нее могут претендовать:
служащие уголовно-исправительных учреждений;
- служащие пожарной службы;
- работники организаций, деятельность которых направлена на борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
- сотрудники минобороны;
- сотрудники ОВД.
На осно вании всего вышеизл оженного было выяс нено, что те ма социального обесп ечения сотрудников О ВД, остается актуа льной. Цель дан ной работы – компл ексное исследование социа льного обеспечения сотру дников органов внутр енних дел. В хо де написания выпу скной квалификационной раб оты были подр обно разобраны професси ональные задачи.
Б ыл проведен ана лиз видов социа льного обеспечения сотру дников органов внутр енних дел, а име нно денежное довол ьствие, жилищное обесп ечение и обеспечение сотру дников в части медици нского, санитарно-курор тного и страхового обесп ечения
А также рассм отрены основные норма тивно-правовые ак ты, регламентирующие деятел ьность ОВД, опред елены понятия и ви ды государственной социа льной защиты сотру дников полиции, проанали зированы современное законода тельство и основные напра вления социальной защ иты и выявлены проб лемы социального обесп ечения сотрудников О ВД.
Изучение прав овых вопросов социа льной защиты сотру дников ОВД позв оляет сделать след ующие основные выв оды.
Социальная защ ита сотрудников пол иции весьма разноо бразна. Меры социа льной защиты мо гут быть реали зованы как в пер иод прохождения сотруд никами службы, т ак и после е е прекращения, а та кже в случае гиб ели (смерти) сотру дников, причинения вр еда их здор овью, уничтожения и ли повреждения и х имущества.
Сле дует также отме тить, что ме ры социальной защ иты или подд ержки могут та кже распространяться н а детей работ ников и их супр угов. Таким обр азом, можно сде лать вывод, ч то в Российской Феде рации существует сис тема социальной защ иты, призванная компенс ировать трудный ре жим труда работ ников, а также способс твовать развитию правоохра нительной деятельности и бор ьбе с преступностью.
Социа льные гарантии мо гут рассматриваться к ак виды социа льной защиты гра ждан, в том чи сле государственных служ ащих. Поскольку социа льное обеспечение явля ется частью социа льной защиты насе ления, социальные гара нтии могут выст упать в качестве ви дов социального обесп ечения.
Главной це лью совершенствования социа льной работы в орг анах внутренних д ел РФ явля ется приведение е ё в состояние, позво ляющее обеспечить надё жную социальную защ иту сотрудников орг анов внутренних д ел и создать усл овия для ро ста их благосо стояния, полноценного отд ыха, оздоровления, професси онального и духовно-нравст венного развития.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы прохождения службы, трудоустройства в органы МВД, присвоения званий, отпусков и увольнения, является ФЗ «О службе в органах внутренних дел».
Статья | Описание |
ст. 80 | Основанием для прекращения службы может быть увольнение либо гибель сотрудника |
ст. 81 | Увольнение производится посредством расторжения контракта |
ст. 82 | Контракт расторгается на основании прекращения срока действия, достижении сотрудником максимального возраста пребывания на службе, по выслуге лет, по инициативе работника, по соглашению сторон, в связи с изменением условий контракта и последующим отказом полицейского работать по новым правилам |
ст. 84 | Сотрудник, решивший уволиться, должен подать соответствующий рапорт за месяц до даты расторжения контракта |
Порядок увольнения сотрудника из органов внутренних дел
Чтобы оформить пенсию по выслуге лет из силовых структур, требуются определённые условия. Они регламентированы законом.
Для этого должен быть:
- Выработан максимальный стаж для возможности получения военной пенсий, который составляет 20 лет.
- Достигнут служащим пенсионный возраст, определённый для сотрудников силовых структур, то есть 45 и более лет.
- Стаж общего характера 25 и более лет, и именно на службе в органах МВД 12,5 лет минимально.
С 2011 по 2021 годы социальная защита сотрудников в отставке обеспечивалась Федеральным Законом № 247. С апреля 2018 туда внесены некоторые изменения. Они касаются увеличения стажа. Его предполагается увеличить на пять лет. В итоге вместо 20 человек прослужит в органах МВД 25 лет.
Служащего обязаны оповестить об отставке за два месяца до обозначенной даты прекращения контракта. При прекращении трудовых отношений служащему с выслугой 20 лет и более положена к выплате одноразовая сумма, равняющаяся его 7 окладам на этот день.
Изъявляя желание уволиться из органов, служащий имеет право пройти ВВК в рамках Положения № 565 Правительства России. Выводы медиков помогут определить состояние здоровья человека и возможность дальнейшей службы в силовых структурах. Комиссия призвана определить категорию заработанных за время службы болезней, ранений и их последствий. Исходя из вывода врачей, можно будет обрисовать основание для прекращения трудовой деятельности.
Предлагаем ознакомиться: Увольнение беременой в декретном отпуске
Для проведения врачебной комиссии необходимо придерживаться порядка прохождения ВВК в МВД при увольнении на пенсию:
- ВВК следует провести за 60 дней до увольнения.
- Извещения о дате разрыва контракта и медосмотра выдаются одновременно.
- Если врачебный осмотр не пройден сразу, его можно будет пройти после отставки в течение одного года. Для этого придётся обратиться в кадровую службу по месту службы.