Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование |
153410010 | Автомобили легковые | 310.29.10.2 | Автомобили легковые |
К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.
Актуальное значение 310.29.10.41.111
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.111
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)
Актуальное значение 310.29.10.4
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум
Актуальное значение 310.29.10.41.112
Дизельный транспорт более 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.41.113
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.112
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.
Актуальное значение 310.29.10.42.113
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)
Актуальное значение 310.29.10.5
Актуальное значение 310.29.10.59.270
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)
Актуальное значение 310.29.10.59.390
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.
Как рассчитывается в бухучете?
В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.
Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.
Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:
- предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
- документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
- условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.
От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей
Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Внимание
С 1 января 2020 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.
Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:
- линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
- способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
- способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.
Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.
Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.
Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.
Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.
У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.
В группу No3 входят следующие транспортные средства:
- легковые авто;
- малогабаритные автобусы;
- малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
- машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.
Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:
- автобусы с длиной не более 12 м.;
- фургоны;
- грузовики;
- тягачи для прицепов;
- инвалидные авто.
Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:
- легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
- грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
- тягачи;
- автопоезда;
- спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).
То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.
Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.
Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.
Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:
- отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
- оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
- эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
- передавать автомобили в лизинг.
Определение сроков полезного использования
Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.
При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:
- Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
- Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).
Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:
- ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
- для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
- в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.
Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.
Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.
Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.
Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:
Периода | В течение которого планируется использовать ТС |
Предполагаемых условий | Эксплуатации |
Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей
Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.
Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.
Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Читать также
20.11.2019
Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?
Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.
Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.
По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.
Группа по Классификации | Срок полезного использования |
III | От 3 до 5 |
IV | От 5до7 |
V | От 7до 10 |
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Рубрики:
Как установить срок полезного использования транспортных средств
Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:
- 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
- 2 малый класс – не более 1,8 л.
- 3 средний класс – не более 3,5 л.
- 4 большой класс – более 3,5 л.
- 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).
Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.
К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.
Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.
Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.