Новый МРОТ в 2023 году: таблица по регионам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый МРОТ в 2023 году: таблица по регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получается, что вот теперь трудящиеся Хабаровского края, наконец, начнут получать приличную зарплату, раз и МРОТ повысили, и надбавки на него «накинут»? Получается, но не получается. Речь пока даже не о бюджете, которому сам президент приказал принять дополнительную нагрузку. Дело в том, что повышенный МРОТ коснётся только тех трудящихся, у кого оклад до МРОТ не дотягивает. Выходит, что зарплату поднимут самым низкооплачиваемым работникам. Таким образом, работники низшего квалификационного класса «подтянутся» к тем, кто уже имеет тарифные ставки, и чей квалификационный уровень выше. То же самое касается выплаты больничных, отпускных и декретных. Происходит нечто вроде стирания границ между специалистами.
МРОТ с 2021 года по регионам России: таблица, источники, нормативные акты
Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.
В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.
При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.
Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.
Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.
Новый МРОТ с 01.01.2021: с таблицей размеров по регионам РФ
Среднедушевой 11 468
Для трудоспособных 12 392
Для пенсионеров 9 422
Для детей 11 423
Сумма 12 392 рубля станет новым МРОТ с 1 января 2021 года.
По сравнению с действующей минималкой он увеличится на 262 рубля или на 2,16%.
МРОТ в регионах России с 1 января 2021 года
Регион
Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
(По соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 12 392 руб.)
(По соглашению МРОТ установлен меньше, чем федеральный, поэтому действует федеральный МРОТ 12 392 руб.)
2016 г. № С-272/15
Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Из толкования вышеуказанных норма закона получается, что прожиточный минимум в Белгородской области в 2021 году на человека с 1 января – это показатель за 3 квартал 2021 года. Так как более актуальные пока не введены, а данные для утверждения ПМ за 1 квартал 2021 года появятся только весной 2021 года.
Значения за 3 квартал утверждены постановлением Правительства области №522-пп от 21.12.2020г. Данные утверждены для представителей главных групп населения на душу населения, значения представлены в таблице.
Эти показатели незначительно, но выше, чем за второй квартал, только ПМ для детей остался на прежнем уровне.
С начала нового года начнет действовать новый закон, в соответствии с которым ПМ будет рассчитываться по новым правилам:
- ПМ как на федеральном, так и на региональном уровне будет вводиться на год вперед;
- основной показателя станет не стоимость потребительской корзины, то есть, расходы, а доход. Будет введен новый показатель – среднедушевой медианный доход. В законе сказано, что этот показатель условно определяет средний доход, по отношению к которому половина россиян получает меньше этой суммы, а половина – больше. Будет разработана и введена специальная методика расчета этого показателя;
- для регионов ПМ будет рассчитываться по методике, утвержденной Правительством РФ. ПМ для регионов будет установлен в виде соотношения с федеральным показателем.
Есть и особенности в применении ПМ для регионов. Пока нет указаний, какое значение применяется с 2021 года, но показатель не может быть ниже показателя за 2 квартал 2021 года. Значения за 3 квартал по Белгородской области выше ПМ за 2 квартал, поэтому будут применяться они. В переходный период, с 2021 по 2025 годы регионы будут переходить на новый порядок расчета.
Существует еще одни отдельный показатель для пенсионеров, рассчитываемый на год вперед в целях назначения доплаты. Это делается во исполнение норм ФЗ-178, огласно которым соцдоплата обеспечивает соответствие пенсии как дохода пенсионера уровню ПМ пенсионера по региону. Это гарантированный минимум, который государство обязуется выплачивать пенсионеру.
Прожиточный минимум пенсионера в Белгородской области в 2021 году увеличивается до суммы в 8 659 рублей. Этот показатель ниже ПМ пенсионера в целом по РФ, расчетный уровень которого составляет 10 022 рублей по данным Минэкономразвития. Это и есть минимальная пенсия в Белгородской области в 2021 году, этот термин используется в правоприменении и в СМИ, хотя в законодательстве его и нет.
Таким образом, минимальная пенсия в Белгороде и области с 1 января 2021 года составит 8 659 рублей, меньше пенсионер получать не может.
Регион | Размер МРОТ, рублей |
Белгородская область | 12 792 |
Брянская область | 12 792 |
Владимирская область | 12 792 |
Воронежская область | 12 792 |
Ивановская область | 12 792 |
Калужская область | 12 792 |
Костромская область | 12 792 |
Курская область | 12 792 |
Липецкая область | 12 792 |
Московская область | 15 000 |
Орловская область | 12 792 |
Рязанская область | 12 792 |
Смоленская область | 12 792 |
Тамбовская область | 12 792 |
Тверская область | 12 792 |
Тульская область | 14 100 |
Ярославская область | 12 792 |
Москва | 20 361 |
МРОТ-2023: таблица по регионам
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 930
16 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 000
16 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТ
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)
16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 242
1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242
Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 242
16 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 700
16 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 000
16 242 |
Пермский край | 59 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 270
16 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год 16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 786
16 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 500
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242
С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Как налоговики контролируют соблюдение законодательства в части МРОТ
ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:
- обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
- требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
- передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
- включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал заявленные работником требования необоснованными.
Трудовым законодательством действительно допускается возможность установления должностных окладов и тарифных ставок ниже минимального размера оплаты труда. В то же самое время сама зарплата, выплачиваемая сотруднику, не должна ограничиваться только лишь должностным окладом. То есть оклад должен являться составной частью зарплаты наряду с другими элементами. Такими, например, как разного рода надбавки, доплаты, премии и так далее. При этом совокупность всех этих составных элементов не должна быть меньше МРОТ.
В спорном случае итоговая зарплата сотрудницы с учетом всех надбавок и доплат, в том числе премий и районных коэффициентов, действительно превышала МРОТ.
В связи с этим, заключил суд, работодатель не допустил нарушений прав сотрудницы и оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
МРОТ-2023: ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 93016 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 00016 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТВеличина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 2421,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 24216 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 70016 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 00016 242 |
Пермский край | 59 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 27016 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год
16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 78616 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 50016 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Тем временем отдельные депутаты вообще предлагают не мелочиться и увеличить МРОТ сразу в четыре — пять раз. Так, лидер фракции «Справедливая Россия» в ГД Сергей Миронов считает правильным поднять минимальный размер оплаты труда до «приемлемых значений», а именно до 50–60 тысяч рублей.
В России необходимо рассчитывать МРОТ на уровне половины от зарплат среднего класса, это 50–60 тысяч рублей. Тогда у нас не будет работающих бедных, а бизнес будет вынужден вкладываться в обновление парка техники, оптимизацию производственных процессов, искать другие способы повышения производительности труда. Потребительский спрос при таких зарплатах обеспечит очень существенный экономический рост, — заявил Миронов, которого цитирует пресс-служба.
Согласно данным Росстата, половина семей в России может позволить себе только еду и одежду, в аналогичном материальном положении находятся две трети молодых семей, а также две трети пенсионеров. Новая методика, за которую выступает Минтруд, «законсервирует этот чудовищный уровень бедности ещё на пять лет», уверен Миронов.
Как отметил экономист Денис Ракша, подобные законопроекты вносятся в Госдуму регулярно. По его словам, такие инициативы изначально «непроходные», но зато они красиво звучат. Обычно их отбраковывают на самых первых этапах, даже не допуская к парламентским чтениям. Эксперт подчеркнул, что депутаты это прекрасно знают, но хотят хайпа.
«Я думаю, внесение законопроекта о МРОТ связано исключительно с сентябрьскими выборами. Избирать будут глав и депутатов регионов, и как раз для ЛДПР такие выборы важны. В регионах люди не понимают, что инициатива депутатов — полная фигня. Но им будут рассказывать про повышение зарплат в два раза. Можно даже не сомневаться, что политики получат на этом голоса», — пояснил Ракша.
Экономист напомнил, что даже при росте нефтегазовых доходов в России ожидается дефицитный бюджет. По расчётам Минфина, в 2022 году минимальный размер дефицита составит 1,6 трлн рублей.
На сколько прибавят бюджетникам
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.
Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.
— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.
Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.
— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.
Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Установление или повышение конкретным работникам размеров ранее установленных компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных)
Документальное оформление данного способа повышения оплаты труда, как правило, аналогично оформлению установления или повышения размеров ранее установленных стимулирующих выплат. Однако можно выделить и некоторые особенности. Так, в докладной записке об установлении компенсационной доплаты или надбавки конкретным работникам наряду с указанием конкретного размера доплаты необходимо указать обоснование необходимости введения таких выплат согласно ТК РФ (ст. 149 ТК РФ) с упоминанием компенсационного характера выплат и учетом их минимальных размеров.
Таким образом, анализ действующего трудового законодательства и практики его применения допускает возможность повышения оплаты труда части сотрудников организации при условии надлежащего учета специфики, присущей каждой конкретной организации, в установлении систем оплаты труда, включая системы премирования, а также предварительной подготовки обоснования увеличения заработной платы в отношении определенных работников. Авторы статьи надеются, что рассмотренные способы повышения оплаты труда и приведенные примеры помогут кадровым работникам справиться с этой нелегкой задачей.
Что такое МРОТ простыми словами
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. То есть каждый работодатель в стране не имеет права платить ниже этого минимума, иначе будет привлечен к административной ответственности. А работник может взыскать недоплаченные деньги через суд.
МРОТ касается только тех, кто зарегистрирован официально. Если вы работаете неофициально и не проходите по бухгалтерии, вам могут платить и меньше МРОТ. Работодателю от этого ничего не будет, т. к. работник не зарегистрирован, а значит, по документам не работает.
В России практически все время МРОТ отставал от прожиточного минимума. Это было связано с тем, что законодательство не учитывало серые зарплаты, и большинство налоговых схем было убыточными для малого и среднего бизнеса. Сейчас ситуация в экономике стала стабилизироваться, поэтому с 2018 года МРОТ стал больше прожиточного минимума.
Прожиточный минимум — минимальная сумма, которая нужна гражданину для того, чтобы выживать.
Статистический прожиточный минимум в нашей стране сильно занижен. Для его определения используется потребительская корзина. Но чтобы подогнать показатели под «экономический рост и низкую инфляцию», статистическим органам приходится идти на различные уловки. Так, судя по потребительской корзине, одежду каждый человек должен носить по 3-4 года, а питаться крупами и дешевыми макаронами.
Неповышение в «коммерции»
Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.
Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.
Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.
С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.
9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.
Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).
Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.
Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.
Почасовая оплата и трудовой договор
ТК РФ говорит об обязательном включении условия почасовой оплаты труда в трудовой договор, заключаемый с сотрудником, или дополнительное соглашение к нему. Если на «почасовку» сотрудники переводятся с другой зарплатной системы, они должны узнать о грядущих изменениях минимум за 2 месяца: перемены должны не только войти в трудовой договор, но и быть закреплены в соответствующих приказах и локальных актах фирмы. Обязательно надо указать:
- часовую ставку (оклад);
- порядок исчисления заработка;
- условия премирования и депремирования;
- процедура оплаты за часы в праздники, выходные и ночное время;
- конкретные дни выдачи з/п (не менее 2 в течение месяца);
- дополнительные условия, если они предусмотрены: испытательный срок, социальные гарантии и т.п.
Плюсы и минусы почасовой оплаты труда
Как и любая система расчетов с работниками, почасовая имеет и преимущества и недостатки. Постараемся максимально полно перечислить их.
Плюсы:
- это эффективный механизм контроля и оплаты времени работы, когда в пределах рабочего времени или исполнения должностных обязанностей исключаются временные промежутки перерывов по любым случаям. Особенно удобна такая система при сменном графике работы;
- защита от применения ненормированного трудового дня, когда такая ситуация оговаривается в трудовом договоре с работниками на окладной системе оплаты труда. Любые переработки за пределами рабочего времени почасовикам будут оплачены;
- возможность применения в организации гибкого режима работы в целом или для ряда специалистов. Это позволит работникам максимально эффективно осуществлять свою трудовую деятельность с максимальным комфортом для себя, а работодателю при этом оплачивать только тот промежуток времени, в который они находились на рабочем месте и исполняли рабочие функции.
Минусы:
- сложность учета времени, которое было затрачено каждым из работников. Эти функции возлагаются на ответственных работников, но возможно применение автоматизированных систем. Они достаточно дорогостоящие, но позволяют учитывать время нахождения на рабочем месте каждого из сотрудников. Информация считывается с магнитной карты и передается в автоматическом режиме на сервер, где аккумулируется и позволяет точно определить часы, которые работник провел на месте работы;
- почасовую оплату сложно устанавливать в сферах деятельности, которая не подразумевает нахождение человека в строго определенном месте. Поэтому определить точное количество отработанных часов не всегда возможно;
- нахождение сотрудников в жестких рамках, которые установлены работодателем при оплате за отработанные часы, могут негативно сказаться на психологическом комфорте. Как следствие, может снижаться общая эффективность труда. Однако, этот фактор можно сгладить за счет создания определенного климата и систем премирования. Это повысит мотивацию сотрудников.