Инструкция: составляем административный иск правильно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: составляем административный иск правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В гл. 22 КАС РФ определены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ранее соответствующие положения содержались в гл. 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ. Аналогичное регулирование установлено положениями гл. 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ). Ранее также действовал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» , но данный Закон и Постановление Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. N 4552-1 , определявшее порядок введения в действие данного Закона, признаны утратившими силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ в связи принятием КАС РФ.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Судебная практика и законодательство — КАС РФ. Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Лилейкин оспаривает конституционность части 1 статьи 218 «Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Читайте также:  Пробуем сэкономить при уплате госпошлины за права

Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предоставляется лицу, полагающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в осуществлении его прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218 данного Кодекса).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).

Отличия гражданского иска и административного

Чтобы понять, чем отличается административное исковое заявление от искового заявления в суд, подаваемого в рамках ГПК РФ, требуется оценить правовое положение спорящих сторон. В гражданских отношениях они равноправны и имущественно самостоятельны. В административных один из участников реализует публично-властные полномочия по исполнению нормативных актов по отношению к другой стороне. В результате стороны находятся в неравном подчиненном положении.

Для компенсации такого неравенства КАС РФ предусматривает способы поддержки истца, как слабой стороны в споре:

  • основное бремя доказывания возлагается на публичный орган или должностное лицо;
  • активная роль суда, который наделяется правом выйти за пределы доводов и требований истца;
  • возложение на ответчика (представителя госоргана или должностное лицо) обязательства явиться на рассмотрение дела;
  • сокращенные сроки рассмотрения некоторой категории дел.

Меры предварительной защиты в производстве по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) субъектов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями

По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в предусмотренном законом порядке вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

В права суда входит право приостановления полностью или в части действие оспариваемого решения, на запрет совершать определенные действия, на принятие иных мер предварительной защиты по административному иску, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

Главное требование мер предварительной защиты по административному иску – они должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.

Порядок рассмотрения административного искового заявления

Рассмотрение административного искового заявления происходит в ходе судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска, принятия его к производству и подготовки дела к разбирательству. В ходе устного судебного разбирательства стороны имеют возможность пояснить свою позицию, исследовать доказательства, предпринять иные меры по доказыванию своей позиции.

Особенностью является возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры предпринимаются судом по заявлению административного истца, исходя из принципов соответствия мер административным требованиям и необходимости применения таких мер.

Читайте также:  Как нужно производить обкатку новой Лады Гранты?

Решение суда об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований принимается немедленно после рассмотрения. По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда, содержащая решение об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований. Составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок 5 дней.

Обжалование нормативных актов и разъяснений

Нормативными актами являются документы общего характера – постановления, распоряжения, которыми устанавливаются правила общего характера. Например, постановление о порядке заключения договора граждан с органами о социальном найме. В некоторых субъектах местные власти, принимая их, выходят за рамки полномочий.

Региональные законы полностью или частично оспариваются в судах субъектов (верховные, краевые, областные, городские городов федерального значения). Закон разрешает передать подобные споры в юрисдикцию Конституционного суда. Некоторые регионы создают у себя уставные суды.

К разъяснениям относят в основном письма. В них органы власти разъясняют порядок применения действующего законодательства. Граждане и организации, считая толкование неправильным, вправе обратиться в суд.

Порядок рассмотрения предусматривает приобщение копии документа, указаний его реквизитов

Имело место обращение по поводу этого документа или нет, не так важно. Истец обязан доказать, что акт не только противоречит Конституции и иным законам, но непосредственно затрагивает его интересы

Например, акты налоговой службы оспаривают налогоплательщики, чьи интересы оными затрагиваются. Это ключевой момент в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного акта или разъяснения.

административное исковое заявление

Административное исковое заявление — профессиональные юридические услуги по составлению административных исков в Новосибирске!

Срок составления от 1 дня Правовой анализ имеющихся документов Юридический анализ ситуации Расчет госпошлины и процентов Помощь в подготовке доказательств для суда Оценка шансов на победу в суде Консультация юриста по подаче административного иска в суд Составление возражения (отзыва) на административное исковое заявление

Вам требуется квалифицированная юридическая помощь по составлению искового заявления по административному праву? Или необходимо грамотное возражение (отзыв) на административное исковое заявление? Обратитесь за помощью к команде профессиональных юристов и адвокатов! Мы проведем предварительный правовой анализ ситуации, проконсультируем Вас и примем участие в подготовке необходимого документа. Квалифицированный юрист верно определит правовую позицию по делу, произведет расчет госпошлины и процентов.

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

В Трусовский районный суд г. Астрахани

Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович,

адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78

Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области

адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г.

При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать.

Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.

10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу.

Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может.

Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Приложение:

  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате госпошлины в суд
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.

Административное исковое заявление об оспаривании решений действий бездействий органов гос власти иных гос органов образец

Даниленко Вадим Геннадиевич Имеет высшее юридическое образование Диплом МГГУ им.М.А.Шолохова № от Административный Ответчик: Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ об признании решения об отказе в изменении сведений об объекте недвижимости и обязании внести изменения в кадастр 01.09.2022г.

Председатель Правительства Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, указов и распоряжений губернатора Пермского края, постановлений и распоряжений Правительства Пермского края издает распоряжения.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу.

Читайте также:  Снижение заработной платы по инициативе работодателя по ТК РФ

Как написать заявление

Образец административного искового заявления в суд по КАС РФ составляется в письменной форме от руки или на компьютере, его можно написать самостоятельно, а можно обратиться к юристу. В документе обязательно должны быть указаны:

  • наименование суда;
  • полные данные истца: Ф.И.О., дата и место рождения, адрес и телефон;
  • полные данные ответчика: наименование и адрес госоргана, Ф.И.О. и должность чиновника;
  • суть требований, их обоснования и доказательства;
  • информация о том, подавалась ли жалоба на поступки ответчика вышестоящему руководителю, и какой был получен ответ;
  • подпись истца или его представителя, дата, а также перечень прилагаемых документов.

Rencontres Du Film Court Antananarivo

В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен. С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года, в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе, и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Рассмотрение дела в суде

Иск рассматривается представителями суда. На рассмотрение уходит до 10 дней, если случай особо тяжелый – до 1 месяца.

Сторонам (истцу и ответчику) не обязательно нужно присутствовать на заседании, решение может быть принято и без них. Окончательное решение выносится либо непосредственно на заседании, либо не позднее 5 дней после него.

Если решение суда не устраивает истца, он может подать апелляцию в течение 1 месяца с момента выпуска постановления. Такой же срок дается и судебному приставу на исполнение вынесенного решения, если суд обязал должностное лицо повторно выполнить свои обязанности.

По истечении месяца исполнитель должен предоставить подтверждение, что необходимые действия были предприняты. Если это не произойдет, последуют повторные судебные разбирательства.

Величина госпошлины, которую нужно заплатить при подаче искового заявления, зависит от цены и характера иска и может составлять от 300 до 60 000 рублей. Требования неимущественного характера облагаются минимальной пошлиной в размере 300 рублей. Чтобы рассчитать точную сумму, воспользуйтесь удобным калькулятором — они есть на сайтах судов.

За готовый образец административного искового заявления 2019 года юристы берут от 1000 до 3000 рублей, в зависимости от региона. Участие юриста в судебном заседании в качестве представителя стоит не менее 5000 за один день.

Административное исковое заявление об оспаривании решений структур власти

Граждане и представители юрлиц достаточно часто обращаются в разного рода территориальные, региональные или федеральные органы с теми или иными претензиями. В случае получения отказа в удовлетворении какого-либо требования или при неполучении ответа от властной структуры заинтересованный субъект может направить . При его оформлении следует учесть одну важную особенность. Составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, лицо может просить о применении мер защиты. Это позволит приостановить действие обжалуемого акта. Необходимо учесть, что исковое заявление (административное) можно направить в трехмесячный срок с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение в соответствующий орган. Пропускать этот период крайне нежелательно. Если причины несоблюдения срока уважительные, суд может его восстановить.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Перед тем как составить административный иск об оспаривании решения органа власти, как правило, граждане обращаются в этот орган и ждут получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

  • административное исковое заявление на действия должностного лица
  • жалоба на действия пристава-исполнителя
  • заявление об оспаривании нормативного акта

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу.

Следует учитывать, что по некоторым категориям административных дел установлены сокращенные сроки подачи исков. Например:

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *