Приватизация участка под многоквартирным домом – залог чистоты и тишины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация участка под многоквартирным домом – залог чистоты и тишины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.

Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией

Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.

Так, что нам все это даст?

После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

  • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
  • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
  • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
  • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

Приватизация земельного участка под частным домом

Прежде всего, постарайтесь обратиться к нотариусу и юристу. Эти специалисты подробно объяснят вам все нюансы приватизации. Кроме того, они могут провести всю процедуру и без вас, естественно, за дополнительную плату. Однако у них больше знаний и возможностей, так что такой шаг поможет вам оградить себя от мошенничества.

Рекомендуем прочесть: Чем Грозит Покупка Квартиры Менее 3 Лет В Собственности

Частный дом — это мечта многих. Однако сооружение должно на чем-то стоять. Те люди, которые решают получить право частной собственности на жилье, стараются осуществить такую процедуру, как приватизация земельного участка под частным домом. Но следует разобраться в том, нужно ли это делать, и как это все происходит.

Доля участка под многоквартирным домом отдельно не учитывается

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Санкт-Петербург)

Помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации: Наша организация является собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.

03.06.2010г. были проведены работы по межеванию земельного участка, на котором расположен дом, и осуществлен его государственный кадастровый учет. Вследствие чего, согласно ст. 37 Жилищного кодекса, земельный участок перешел в долевую собственность собственников помещений. Каким образом, отразить в бухгалтерском и налоговом учете указанный земельный участок (долю)?

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Читайте также:  Предоставление трудовых отпусков в 2022 году: от А до Я

Процедура межевания состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение общего собрания жильцов, результатом которого становится голосование.
  2. Обращение в органы местного самоуправления для уточнения границ территории.
  3. Изготовление проекта компетентной организацией.
  4. Утверждение готовой проектной документации собственниками МКД на общем собрании.
  5. Обращение к кадастровому специалисту для изготовления межевого плана.
  6. Регистрация земельного участка в Едином государственном реестре.

Что говорят законы о придомовой территории

К сожалению, ни один закон Российской Федерации не дает четкого определения термину «придомовая территория». Даже если в каких-то документах указывается, что нужно понимать под придомовой территорией, то сам стиль изложения туманный и не предоставляет человеку исчерпывающий ответ на вопрос.

Если обобщить все определения из разных источников, можно получить следующее приемлемое толкование.

Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к домовладению или многоквартирному дому и используемый по усмотрению владельца.

Сложнее всего дать четкое определение придомовой территории частного дома. Если понимать законы буквально, то получается, что придомовая территория – это участок, необходимый для полноценного обслуживания и обеспечения инфраструктурой самого дома. Эта территория может находиться в собственности, безвозмездном использовании или в аренде. В большинстве случаев по границе этого участка устанавливается забор. Территория за забором придомовой территорией не является. Чаще всего эта земля муниципальная.

Кто может пользоваться землей за забором на законных основаниях? Тот, кто сможет доказать свое право на пользование. Например, если эта территория необходима для подъезда автомобиля.

Перечень земель, находящихся в муниципальной собственности

Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:

  • признанные муниципальными;
  • право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
  • приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.

Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.

Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории – муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:

  • заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
  • предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.

Оформление земли под домом в собственность: плюсы и минусы

Приватизация земли под многоквартирным домом имеет как свои преимущества, так и недостатки. Конечно, их лучше заранее проанализировать, чтобы на основе этой информации решить, надо ли вообще приватизировать участок или же оставить его в государственном ведении.

Итак, разберемся сначала, что можно отнести к плюсам переоформления земли в совместную собственность:

Плюсы приватизации участка под МКД

1

Возможность использования территории по своему усмотрению

На неприватизированной земле могут построить те или иные здания (например, бары, магазины, автомойки и пр.). Однако это зависит от многих факторов, например, такой вид разрешенного использования, как под размещение МКД, не предполагает размещение на нем магазинов и, тем более, баров и автомойки. А если и можно что-то построить, то без спроса не получится. Дачная амнистия распространяется только на индивидуальные объекты недвижимости. Территорию, переданную собственникам, можно благоустраивать самим. К примеру, оборудовать спортивную/детскую площадку или удобную парковку для автомобилей.

2

Защита земли

Пока придомовая территория находится в муниципальной собственности, государство вправе изъять эту землю для использования в своих целях. В то время как приватизированным участком органы местного самоуправления уже не могут свободно распоряжаться. А если без изъятия участка не обойтись, государство в таком случае должно выплатить денежные компенсации каждому из собственников земли.

3

Коммерческое использование

На таком участке можно построить только строения для обслуживания МКД, если площадь таких помещении не превышает 15% общей площади МКД.

Оформлять ли землю под многоквартирным домом

Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

Читайте также:  В 2023 году изменились размеры ряда социальных пособий

Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст.

36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Важный момент: С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

  • Признаны аварийными и подлежат сносу;
  • Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;
  • Рядом находится новостройка;
  • Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  • дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  • Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  • Здание построено после 2005 года. Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу. Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме. Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов. Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир. Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов. В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания; и т. п.

Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации. В нём необходимо указать:

  • куда оно подаётся (название органа).
  • От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  • Адрес и кадастровый номер квартиры.
  • Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  • Список приложений.
  • Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителей), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд. Потребуется приложить такие документы: паспорт; технический план участка (можно получить в БТИ); кадастровый план участка; решение общего собрания; план многоквартирного дома. В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведения придётся пригласить кадастрового инженера. О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте здесь. Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Читайте также:  Платят ли пенсионеры налог с продажи дома?

Реалии председателей ТСЖ в столице

В Москве правовой механизм оформления прав на придомовую территорию дополнен собственным региональным законодательством:
— Законом г. Москвы «О землепользовании и застройке в г. Москве»;

— Постановлением Правительства Москвы 3 июля 2007 года № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома»;

— Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность»;

— Письмом Управления Роснедвижимости по МО от 14.06.2006 года № 3762-13 «О формировании и государственном кадастровом учете земельных участков, занятых многоквартирными домами».

Правительство Москвы обязало префектуры административных округов и управы районов совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Москвы обеспечить содействие в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. На префектуры возложено создание комиссий по обеспечению реализации решений таких общих собраний.

Процедура оформления прав на придомовую территорию в Москве состоит из следующих пунктов:

— Проведение общего собрания собственников помещений в доме и принятие решения о начале оформления участка. Выбор лица, уполномоченного обратиться в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. По результату собрания должен быть составлен протокол и принято решение.

— Обращение в Департамент земельных ресурсов с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность.

— Формирование земельного участка. При этом границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов их межевания, которые утверждаются главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний. В Москве проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города.

— Предоставление земельного участка в общую долевую собственность и государственная регистрация права общей долевой собственности.

На практике этот процесс вызывает множество нареканий, среди которых наиболее спорно определение границ земельного участка придомовой территории.

Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 «О землепользовании в городе Москве», определение размеров земельного участка многоквартирного дома связано с проведением комплексного межевания всего архитектурно-планировочного квартала, в границах которого проектировалось и осуществлялось размещение конкретного дома. Работы по межеванию жилых кварталов ведутся в соответствии с графиком, утвержденным постановлением Правительства Москвы.

Правительство Москвы поручило Департаменту земельных ресурсов включать в приоритетном порядке в планы межевания жилые кварталы, в которых расположены многоквартирные дома, управляемые ТСЖ, ЖК, ЖСК. Однако за год, прошедший с момента принятия данного документа, межевание прошла лишь четверть участков, а в собственность передано и того меньше.

Что же делать, если вашу землю до сих пор не размежевали?

Меньше бюрократии – меньше проблем для жильцов

В Московской области к решению указанных проблем подошли менее бюрократично. Например, в Рузском районе уже в 2006 году было разработано и утверждено «Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков многоквартирных домов» (Постановление главы Рузского муниципального района МО от 13.09.2006 №2461), в котором достаточно трепетно отнеслись к мнению собственников многоквартирного дома и владельцев прилегающих земельных участков.

В других же районах области определение границ участка оставляется на усмотрение заявителя. (Решение Совета депутатов городского округа Фрязино МО от 14.06.2007 №239). А местные органы власти подключаются к процессу согласования границ только после подачи заявления с приложением всех необходимых документов, в числе которых и план придомового участка.

В обоих вариантах мы видим крайние формы организации процесса. В первом случае происходит совместная работа граждан и чиновников, во втором – минимизация возможностей граждан и конкретных чиновников влиять на принятие решений.

Подводя итоги, необходимо еще раз упомянуть основные спорные моменты процесса оформления прав на придомовую территорию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *