Административное выдворение за пределы РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное выдворение за пределы РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До того момента как будет вынесено решение суда, никто не имеет права требовать от вас выезда с территории страны и устанавливать сроки для осуществления этого действия. После вынесения официального решения у лица, в отношении которого выставляется требование о выдворении, у вас будет 10 суток для того, чтобы его исполнить.
Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ
1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.
3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).
4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.
6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).
8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).
9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Сотрудники каких служб осуществляют административное выдворение
От ситуации, в которой было зарегистрировано правонарушение, зависит, сотрудники каких организаций будут осуществлять процедуру административного выдворения.
Если факт нарушения был зафиксирован при попытке пересечь границу РФ, данным правом обладают сотрудники Пограничной службы РФ по распоряжению начальника КПП. Если иностранный гражданин / лицо без гражданства уличен в нарушении законодательства на территории страны, исполнение решения суда контролирует Федеральная служба судебных приставов. Именно судебные приставы информируют о факте выезда/невыезда лица, подлежащего выдворению, Министерство иностранных дел и Главное управление по внешней миграции МВД.
Принудительное контролируемое выдворение осуществляется с участием судебных приставов, миграционной и пограничной служб, а также сотрудников правоохранительных органов, из числа которых, как правило, формируется конвой.
Срок административного выдворения за пределы РФ
После выдворения иностранный гражданин не может въехать в Россию в течение пяти лет. Если же, лицо неоднократно подвергалось административному выдворению, то срок запрета на въезд для такого иностранца будет достигать 10 лет.
- 3 года – этот срок находит свое действие, если правонарушитель находился на территории РФ более 120 дней и привлекался к административной ответственности как минимум два раза. Это самый минимальный срок, в течение которого иностранец не сможет посещать РФ.
- 5 лет – данный срок распространяется в основном, если нарушитель попался в первый раз. Этот срок довольно сложно оспорить. Это сделано для недопущения игнорировать иностранными гражданами законодательства РФ.
- 10 лет – это период времени распространяется на лиц, которые неоднократно попадались за административное правонарушение. Этот срок, как и 5-летний сложно оспорить, в основном это невозможно в виду того, что правонарушитель не первый раз совершает недопустимые законодательством РФ действия.
Как поступить с несовершеннолетними?
В российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, регламентирующие особенности правового статуса несовершеннолетних, как субъектов миграционных отношений. Оценить количество детей мигрантов, которые находятся в РФ достаточно сложно. Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Срок их пребывания определяется сроком пребывания их родителей или законных представителей.
Международными правовыми актами, в частности п.1 ст.9 Конвенции о правах ребенка возможность разлучения ребенка с родителями определяется как исключительное обстоятельство, которое возможно только в том случае, когда такое разлучение необходимо в интересах ребенка. Однако, п.4 ст.9 Конвенции не исключает возможность разлучения с ребенком на основании решения государства о депортации или высылке одного или обоих родителей. Из смысла норм Конвенции, дети, не достигшие 18 летнего возраста:
- не могут содержаться в спецучреждениях без сопровождения родителей или законных представителей;
- при передаче несовершеннолетнего без сопровождения его необходимо передать родителям или законным представителям в государство его гражданства или последнего места жительства.
Судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории РФ.
Возможные последствия
Иностранные граждане, подавшие жалобу на постановление суда, иногда с уверенностью считают, что могут находиться на территории РФ до вынесения решения по ней, а миграционные органы продлят их срок проживания.
Это не всегда так. Если жалоба подается в течение десяти дней после вынесения постановления суда, то постановление об административном выдворении «замораживается». На этот промежуток времени, пока вышестоящий суд не вынесет решение по ней, сведения о выдворении миграционная служба не вносит в свои базы. Если у иностранца есть необходимые документы по нахождению в РФ (РВП, патент, регистрация и т.п.), к выезду его не могут обязать.
Когда суд отказал в решении на апелляцию, тогда нужно выезжать в обязательном порядке.
При рассмотрении жалобы в надзорной инстанции, то есть уже по истечении десятидневного срока, у иностранца уже нет права на пребывание на территории РФ. Это объясняется тем, что обжалуется постановление суда, уже вступившее в силу, и действует общий режим пребывания.
Определение понятия “депортация”
Депортация предполагает высылку иностранного гражданина или лица без гражданства из России в принудительном порядке на территорию иного государства в следующих случаях:
- Если иностранным гражданином или лицом без гражданства были нарушены сроки, установленные законодательством для того, чтобы самостоятельно покинуть территорию России. Такие сроки предоставляются при сокращении периода проживания или временного нахождения в России (необходимо покинуть государство в течение 3 дней) либо аннуляции разрешения на временное проживание или вида на жительство (обязанность покинуть территорию РФ в течение 15 дней).
- Если они приняты на работу с нарушением действующих на территории РФ норм, содержащих положения о найме иностранных граждан.
- Депортация может использоваться в качестве превентивной меры в том случае, когда специально уполномоченные органы принимают решение о пресечении въезда иностранного гражданина на территорию РФ или о нежелательном пребывании граждан иной страны или лиц без гражданства в России.
Согласно законодательству РФ, различают следующие причины нежелательного пребывания на территории России:
- пребывание без законных оснований;
- нахождение в России лиц, которым это запрещено;
- пребывание лиц в РФ, которые представляют угрозу безопасности государства, здоровью населения, общественному порядку.
Кто оплачивает дорогу?
Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство.
Условия таковы:
- Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство
В обычном порядке выдворение проводится за счёт самого иностранца.
- Если у выдворяемого отсутствуют средства на выезд из страны, или он был принят на работу местным жителем или организацией с нарушением закона, то выезд из страны оплачивает тот, кто пригласил его в Россию. Это может быть предприятие (местное или международное), частное или юрлицо.
- Когда установить лицо, пригласившее мигранта, невозможно, АВ проводится за счёт бюджета РФ.
Можно ли отменить выдворение?
Любое судебное решение можно обжаловать. Существуют следующие ситуации, когда иностранцу могут отменить такую меру наказания:
- вступление в узы брака с гражданином РФ. Если субъект является единственным кормильцем семьи и на его иждивении находится несовершеннолетний или тяжело больной супруг, то постановление о выдворении чаще всего отменяют;
- человек находится на очном обучении в ВУЗе РФ или другом образовательном учреждении;
- иностранцу необходимо срочно провести лечебные процедуры в клинике РФ;
- присутствие на территории страны близких родственников, с которыми человек поддерживает тесные взаимоотношения;
- при вынесении постановления были нарушены права человека и нормы закона (не предоставление адвоката).
Административное выдворение и запрет на въезд – ставят ли запрет на въезд после выдворения из РФ
После административного выдворения мигрант может получить запрет на въезд в РФ от ряда ведомств, таких как ГУВМ МВД, МВД, Министерство юстиции, ФСБ.
Данные службы могут предписать либо полный запрет на въезд в Россию, либо Постановление о нежелательности пребывания данного иностранца в стране.
Причин постановления одного из этих ограничений может быть множество. В основном это последствия нарушения российского законодательства.
Некоторые из возможных причин:
- Превышение срока пребывания в России
- Два и более правонарушения за один год
- Фальсификация документов при въезде в страну
Важно!
После процедуры административного выдворения за пределы РФ запрет на въезд действует в течение 5 лет.
Важно!
Обжалование административного выдворения – как подать жалобу на выдворение
После вынесения постановления суда возможно обжаловать выдворение в течение 10 дней.
Жалоба на административное выдворение должна быть подана в суд, выдавший постановление. Если апелляционная жалоба на выдворение составлена корректно, материалы дела далее передаются в вышестоящий суд, где и проходит рассмотрение об апелляции.
Вместе с заявлением на отмену административного выдворения необходимо указать реквизиты оспариваемого постановления, описать детали совершенного правонарушения и также подкрепить документально доводы в пользу отмены административного выдворения из РФ, такие как свидетельство о браке с гражданином РФ, справка из ВУЗа в случае обучения, или другие документы свидетельствующие в пользу отмены постановления.
Все документы должны быть нотариально заверены. А документы иностранного происхождения – переведены.
В случае, если вышестоящий суд в результате апелляции вынес отказ, иностранный гражданин обязан покинуть Россию в течение последующих 15 суток после вынесения решения.
Законодательство о выдворении из РФ
Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.
Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:
- употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
- пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
- нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
- незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
- предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
- нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.
Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.
Сама по себе административная высылка каких-либо штрафных санкций в отношении нарушителя не предусматривает. Однако штраф может быть назначен такому лицу в качестве основного или дополнительного вида наказания, помимо высылки. По российскому законодательству (ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП), такой штраф должен быть оплачен иностранцем не позднее следующего дня после обретения постановлением суда законной силы.
Кроме того, штрафные санкции могут быть наложены на иностранца или апатрида в случае, если в его отношении было вынесено решение о выдворении путем самостоятельного выезда, но такое решение им добровольно выполнено не было. По российскому законодательству, согласно ч. 3 ст. 20.25 КоАП, такие действия влекут наложение штрафа в 3-5 тыс. рублей с последующим выдворением, но уже в принудительном порядке.