Какие гигиенические требования предъявляются к игрушкам в детском саду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие гигиенические требования предъявляются к игрушкам в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств.
Каким санитарным требованиям должны отвечать игрушки для детей — нормы безопасности
- — елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;
- — спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;- пневматическое оружие;- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;- катапульты и устройства для метания камней;
- — снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;
- — транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;- игрушечные машины с паровыми двигателями;- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;
- — трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);
- — летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;- «профессиональные» игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;
— соски и пустышки для младенцев;- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;- украшения для детей.Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.
- МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»
- «Современные требования к отбору игрушек»
- Завершинская Светлана Павловна
- 2019
- «Современные требования к отбору игрушек»
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника.
От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.
1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней
Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:
- Провоцировать ребенка на агрессивные действия.
Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).
- Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
- Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
- Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Требования II уровня состоят в следующем:
- Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
- Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
- Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
- Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством. Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения. [4]
Гигиеническая обработка игрушек
- Вновь закупленные изделия до передачи в группы должны быть вымыты проточной водой 37 °С с применением мыла или другого безопасного моющего средства, после чего высушены на открытом воздухе.
- Мыть игрушки необходимо в специально отведенных для этого емкостях с маркировкой.
- Во процессе мытья резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные изделия нужно тщательно отжимать.
- В последующем игрушки следует мыть ежедневно, в конце дня. В группах для малышей до 3-х лет – два раза в день.
- Одежда для кукол стирается по необходимости с помощью детского мыла, затем проглаживается горячим утюгом.
Общие требования безопасности, предъявляемые к детским игрушкам
В общих требованиях безопасности определяется материалы, из которых разрешается изготавливать игрушки, а также особенности изготовления игрушек.
Так, набивка для мягких игрушек не должна содержать гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла, щепки, осколки пластмассы и прочие инородные и твердые предметы. Если игрушки изготавливаются из древесины, в ней не должно быть сучков и червоточин, а также горючих жидкостей и газов.
Мелкие детали в конструкторах и моделях для сборки для детей до 10 лет не должны быть спаяны.
Если игрушки для детей наполнены жидкости или другим жидким наполнителем, утечка наполнителя игрушек недопустима.
Схемы оценки соответствия
Вид проверки детских игрушек зависит от формы производства. Существует три основные схемы, по которым осуществляется проверка:
- 1С. Применяется для товаров, изготовленных серийно. Проводятся лабораторные экспертизы, аудит производства, регулярный контроль, предполагающий исследование образцов продукции. Заявителем может быть производитель или его официальный представитель.
- 2С. Аналогична предыдущей схеме, но проводится без проверки производства. У компании должен быть сертификат ISO 9001.
- 3С. Необходима для оценки партии товаров. Подтверждением соответствия являются предоставленные заявителем протоколы испытаний из аккредитованной лаборатории.
Пакет документов, которые нужно подготовить
В центр «Росстандарт Москва» потребуется предоставить такие данные:
- наименование и описание продукции, присвоенные ей коды ТН ВЭД;
- техническую документацию, которая используется для производства и выпуска товара в обращение (технические условия, технологические регламенты, стандарты организации);
- реквизиты заявителя: ИНН, ОГРН, устав, учредительные документы, юридический и фактический адреса;
- сведения о производственных помещениях (договор аренды или документальное подтверждения собственности);
- данные о производителе: страна производства, адрес, название;
- контракт на поставку, транспортную сопроводительную документацию, инвойс, спецификации;
- заявку от имени заказчика (должен заполнить руководитель или другой официальный представитель компании).
Если документ предоставляется на иностранном языке, нужно предварительно сделать его перевод на русский. Подача документов может осуществляться в электронной форме.
По данным Роспотребнадзора за первое полугодие 2005 года из проверенных 163 тысяч игр и игрушек было изъято из оборота 54,9% в связи с несоответствием данной продукции установленным требованиям безопасности. Основная масса этой продукции поступила из Китая, Польши и Белоруссии. Специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора в результате проверок было наложено 2694 штрафов на сумму более 3 миллионов рублей. По оценкам специалистов, примерно каждые три вида игрушек из пяти не соответствуют требованиям.
Что с законодательным обеспечением данной проблемы? Требования к качеству и безопасности продукции долгое время содержались в ГОСТах и «СанПиНах» (санитарные правила и нормы). Однако 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», установивший, что обязательные требования безопасности могут содержаться только в федеральных законах, каковыми ГОСТы и «СанПиНы» не являются. Новые федеральные законы пока только разрабатываются. Иными словами, проблема правового регулирования безопасности игрушек до сих пор не решена.
Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки, согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы можете поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров не подлежат возврату или обмену.
Если же вы уже после покупки обнаружили в выбранной вами игрушке недостатки, то вы как потребитель вправе:
- потребовать замены игрушки на аналогичную (этой же модели или артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения цены (стоимости игрушки);
- потребовать незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, то есть по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками, а потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.
Нормативные документы
Требования к маркировке игрушек для детей отражены в нормативно-технической документации, которой руководствуется производитель при налаживании выпуска товара. Также отдельный пункт регламента ТР ТС 008/2011 содержит сведения в отношении требований к информации, указываемой на этикетке. Поскольку процедура сертификации, обязательная для всех игрушек, она проходит при помощи проверки соответствия всем нормам технического регламента: правильная и полная информация на этикетке – одно из обязательных условий получения сертификата. Без прохождения такой процедуры товар не будет допущен к реализации. Именно в связи с этим кроме общих показателей качества и безопасности производители в обязательном порядке должны уделять внимание маркировке детских игрушек.
Требования, предъявляемые к маркировке
Основные требования к нанесению информации на товар определяют необходимость указания следующих сведений
- название товара;
- название страны, в которой изготовлено изделие;
- название и местонахождение заявителя;
- товарный знак (при условии его наличия);
- допустимый возраст, с которого изделие может использоваться;
- материал (указывается для товара, выпущенного для детей 3 лет);
- способы ухода (если это требуется);
- дата, на которую изделие было выпущено;
- срок годности;
- условия, в которых необходимо хранить изделие;
- знак, подтверждающий, что продукт соответствует требованиям ТР ТС.
Маркировка детских игрушек – инструкция по эксплуатации
Также маркировка игрушек должна осуществляться с учетом требований к указанию для определенного типа товара инструкции по эксплуатации, содержащей информацию:
- указания о риске возникновения опасности при эксплуатации, с указанием специфики риска;
- описание сборки и необходимости выполнения такой операции взрослым (если это необходимо);
- о проведении технической проверки;
- указания относительно эксплуатации и мерах предосторожности, предупреждение о том, что могут возникать несчастные случаи при их несоблюдении;
- сведения относительно осторожного использования во избежание травмирования ребенка или причинения вреда его здоровью.
Педагогическая классификация детских игрушек
Виды игрушек по воспитательному воздействию впервые были квалифицированны известным педагогом и исследователем А.С. Макаренко, который разделил изделия на 3 основных типа:
- Готовая, простая или механическая. Сюда относятся разные модели автомобилей, самолетов, лошадей и кукол.
- Полуготовая, которая требует от ребенка той или иной доделки. Представляет собой интерактивные изображения с вопросами, разрезные картинки, веселые кубики или конструкторы разных типов.
- Игрушка-материал. Приспособления, которые делаются из картона, дерева, глины и песка. Также могут самостоятельно изготавливаться ребенком из пластилина, бумаги или слюды. Подобные изделия лучше всего объясняют ребенку взаимодействие тех или иных веществ в окружающем мире.
Давайте разберемся, какие игрушки в детском саду бывают. Их можно делить на группы по разным критериям.
По возрасту:
- для яслей;
- для младшей группы;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной.
По тематическому назначению:
- куклы и аксессуары к ним, домики;
- транспорт;
- кубики, конструктор, др. строительный материал;
- мозаика, пазлы, вкладыши;
- сортеры;
- стучалки;
- мягкие игрушки, фигурки животных;
- посуда и еда;
- телефоны, электронные и музыкальные игрушки;
- цифры, буквы;
- настольные игры и др.
По материалу:
- пластмассовые;
- деревянные;
- из ткани;
- из металлов.
Также можно классифицировать по фактуре (шершавые, гладкие) и цветам.
Что ГОСТ не относит к игрушкам?
В список входят следующие предметы:
- елочные аксессуары, гирлянды;
- куклы декоративные;
- модели для взрослых коллекционеров;
- спортинвентарь;
- оружие пневматическое;
- пиротехника;
- предметы для стрельбы из лука и стрелы с металлическими наконечниками, катапульты для метания камней;
- функциональные изделия (печи, утюги) с напряжением более 24 В;
- ТС с двигателем внутреннего сгорания, с паровым двигателем;
- велосипеды для движения по дорогам общего пользования (спортивные, туристические и пр.);
- видеоигры для видеоэкранов (с напряжением более 24 В);
- надувные жилеты, круги и пр.;
- спортивные средства защиты (очки, шлемы и пр.);
- украшения;
- соски;
- пазлы более 500 деталей и др.
Блиц-опрос воспитателей о выполнении санитарных норм в детском саду:
Мы решили дополнить материал мнениями и наблюдениями педагогов детских дошкольных учреждений. Опыт других воспитателей ценная и полезная информация.
Оксана Воробьева: — Мою игрушки нашей группы в сон. час или рано утром, еще до того, как детки приходят в детский сад.
Анна Валентиновна Гареева: — Мы очень боимся проверок, поэтому всегда строго следим за чистотой. Был один случай, комиссия нашла пыль на шкафчике с игрушками, все, денежный штраф. Этого опыта нам хватило, запомнили на долго. Игрушки моем специальным мыльным раствором, а потом сушим. Игрушки все должны быть пластмассовые и рассчитаны на то, что их будут мыть водой. Мягких игрушек у нас в группе нет. Кукольную одежду стираем, я домой ношу стирать в машинке с детским порошком или с мылом или вообще без всего.
Зинаида Петровна Сишина: — У нас за чистотой в группе главная няня, это в ее обязанностях. Утром до открытия группы идет проветривание и влажная уборка, так же эти процедуры пока мы на прогулке и после ухода детей домой. Чистота в группе — это очень важно. Санитарные нормы должны выполняться!
Маргарита Семенова: — Заведующая нас всех инструктирует по поводу выполнения санитарных норм в детском саду каждый год на общем собрании в августе. И в течении года у нас проходят внутренние проверки. Если у кого найдут ошибки или что-то неположенное — минус от стимулирующих зарплаты. Возникает много вопросов так же по поводу прохода родителей в группу детского сада, использования различных материалов на занятиях и так далее. Все это так же решается через заведующую.
Татьяна: — Когда то давно, лет 20 назад, когда я сама работала няней я мыла хлорированным раствором. Вообще у меня мама была старшей медсестрой и я помню как она всех нянечек дрючила и за игрушки и за посуду. Ну и меня в том числе.
Дарья: — В нашей группе мыльным раствором мыли. Мыло помощники вос-ля, воспитатели и иногда родителей просили помочь.
Ольга: — Игрушки замачиваются в мыльно-содовом растворе и промываются под проточной водой
Мария: — У нас приглашают перед началом года родителей помочь. Моют мыльным раствором, сама в среду мыла.
Юлия Зайцева: — За игрушки отвечает воспитатель. Обрабатываются мыльно-щелочным раствором. Моем в тихий час. С улицы игрушки моются после прогулки.
Ольга: — На ясельной группе игрушки моет воспитатель, на первой и второй младшей моем вместе с детьми, на средней, старшей и подготовительной группах дети моют игрушки сами.
Елена: — Игрушки должен мыть воспитатель, это его обязанность по СанПиН, с детьми моем со средней группы, Ника хлор таблетки растворяем и моем без полоскания в горячей воде.
Требования к качеству игрушек
Данная категория включает в себя довольно обширный круг предметов, способных удовлетворить потребности детей.
Игровой процесс – это неотъемлемая часть развития малышей, через него они познают жизнь, совершают открытия, набираются опыта.
Недаром даже представители уполномоченных органов, проверяя жилищные условия того или иного ребенка, всегда обращают внимание на наличие игрушек, поскольку от этого зависит полноценное становление личности.
Детский сад – это территория детей, поэтому предметы для игр здесь должны быть обязательно, причем для каждой возрастной группы набор свой.
Основное назначение игрушек в детском саду – помощь в усваивании свойств окружающего мира: формы, размера, цвета, иных физических характеристик предметов; развитие и тренировка логического мышления ребенка, концентрации внимания, мелкой моторики.
Очень популярны в последнее время самообучающие игрушки по методике Марии Монтессори. К ним относятся в первую очередь сортеры – предметы разных форм (кубы, многогранники, автомобили, домики и др.), в которых сделаны отверстия в форме каких-либо фигур (геометрических, животных, букв и т. д.). Также набирают обороты так называемые бизиборды – доски с приделанными предметами быта, которые так часто интересуют малыша: розетки, замки, ключи, молнии, защелки, дверные ручки и пр. Их, кстати, можно рекомендовать к рассмотрению, если нужно сделать игрушки своими руками для детского сада, поскольку смастерить такую чудо-доску без труда сможет каждый папа.
Давайте разберемся, какие игрушки в детском саду бывают. Их можно делить на группы по разным критериям.
По возрасту:
- для яслей;
- для младшей группы;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной.
По тематическому назначению:
- куклы и аксессуары к ним, домики;
- транспорт;
- кубики, конструктор, др. строительный материал;
- мозаика, пазлы, вкладыши;
- сортеры;
- стучалки;
- мягкие игрушки, фигурки животных;
- посуда и еда;
- телефоны, электронные и музыкальные игрушки;
- цифры, буквы;
- настольные игры и др.
По материалу:
- пластмассовые;
- деревянные;
- из ткани;
- из металлов.
Также можно классифицировать по фактуре (шершавые, гладкие) и цветам.
Требования к развивающим игрушкам
К органолептическим показателям игрушек относится их запах и привкус. Они определяются по балльной системе в специализированной лаборатории.
Детские игрушки должны быть прочными и не разрушаться при воздействии механических нагрузок, связанных с их использованием по назначению. Важнейшими физическими характеристиками игрушек являются:
- отсутствие острых углов, кромок, выступов и прочих элементов (в том числе движущихся составных частей), способных травмировать ребенка;
- невозможность утечки жидкого наполнителя;
- недоступность для ребенка приводных механизмов игрушек;
- для детей в возрасте до 3 лет невозможность попадания игрушек и их съемных деталей в верхние дыхательные пути (это требование обеспечивается увеличением размера игрушек и их составных частей);
- исключение риска удушья при использовании игрушек (это требование особо касается масок и шлемов из воздухонепроницаемых материалов);
- наличие защитных приспособлений, исключающих риск получения травм при использовании игрушек (такое требование относится к качелям или игрушкам, предназначенным для езды на них);
- отсутствие пайки в игрушках для детей в возрасте до 10 лет;
- невозможность получения ожогов при использовании игрушек с нагревательными элементами;
- отсутствие поверхностного окрашивания на игрушках, контактирующих со ртом ребенка;
- отсутствие вредных излучений и их отрицательного воздействия на органы зрения;
- ограничение уровня звука в озвученных игрушках (максимально он не должен превышать 90 дБА, в ТР ТС 008/2011 указана градация этого параметра в зависимости от возраста ребенка и назначения игрушки).
Дополнительно в ТР ТС 008/2011 приводятся показатели локальной вибрации в игрушках с источником вибрации.
Игрушки не должны оказывать раздражающего воздействия на слизистые оболочки и кожу ребенка. Их индекс токсичности в водной среде должен быть в пределах 70–120 %, а в воздушной – 80–120 %. Этот показатель проверяется на живых клетках и, если он ниже 70 % для водной среды или 80 % для воздушной среды, игрушки считаются вредными для здоровья.
Все детские игрушки должны быть пожаробезопасными, невоспламеняемыми и взрывобезопасными, в их состав не должны входить вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси.