Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ведение воинского учета в организации требует регулярной подготовки определенных документов как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. В составленные журналы учёта, карточки, списки необходимо своевременно вносить новые, актуальные данные о работниках, подлежащих воинскому учету. В ПБК «Главный бухгалтер» используются специальные программы для формирования документооборота с целью автоматизации части бумажной работы.
Ведение общего воинского учета на аутсорсинге
Административная ответственность за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, распространяется только на юридические лица (ч. 3 ст. 21.4 КоАП). Для индивидуальных предпринимателей закон не предусматривает такой обязанности. Но ИП вправе вести документы воинского учета по желанию.
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета
Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) “Об утверждении Положения о воинском учете”, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.
За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена административная ответственность:
- непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
- не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
- несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.
Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Предоставление информации в военные комиссариаты
Каждая организация обязана ежегодно представлять в военные комиссариаты следующие сведения в следующие сроки:
Описание сведений | Форма представления | Срок представления |
Сведения о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (пп. “а” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “а” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение № 9 к Методическим рекомендациям | В течение 2-х недель с даты приема на работу и увольнения с работы |
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (пп. “б” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “б” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 10 к Методическим рекомендациям | В течение 2-х недель с даты получения запроса из соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления |
Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 11 к Методическим рекомендациям | Ежегодно, до 15 сентября |
Список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (пп. “в” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “в” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 11 к Методическим рекомендациям | Ежегодно, до 1 ноября |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания (в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете (пп. “е” п. 32 Положения о воинском учете, пп. “е” п. 29 Методических рекомендаций) | Приложение N 2 к Порядку информирования военных комиссариатов (Приложение N 13 к Методическим рекомендациям) | В течение 2-х недель |
Как вести карточки по воинскому учёту
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
- личные данные сотрудников;
- сведения о воинском учёте;
- сведения о приёмах и об увольнениях.
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
- которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
- снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Как определить, кто из сотрудников организации подлежит бронированию?
БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Статья 22.
Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Статья 23. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время 1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Преимущества аутсорсинга при ведении воинского учета
Воспользовавшись данной услугой, компания-Заказчик получает возможность максимально эффективно использовать собственные ресурсы, не отвлекаясь на решение второстепенных задач:
- отпадает необходимость нанимать, мотивировать и содержать сотрудников на данном участке работы,
- не придется выделять и специально оборудовать дополнительное офисное пространство для ведения воинского учета,
- снижается к минимуму риск ошибок в документации, ведь ее ведением займутся опытные специалисты, хорошо знающие все требования законодательной и нормативной базы к ведению воинского учета;
- появляется возможность сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах.
Создание или восстановление / Аутсо́рсинг (outsourcing) Воинского Учета и Бронирования –
Ваша компания только образована (перерегистрирована, поменяла юридический адрес или только переехала и зарегистрировалась в Санкт – Петербурге, либо ведет хозяйственную деятельность в Санкт-Петербурге, а зарегистрирована в другом Субъекте РФ, по какой-то причине Воинский Учет не велся некоторое время, или поиск и смена военно – учетного работника заняла слишком много времени) и на основании действующего законодательства организация обязана в двухнедельный срок встать на воинский учет. Вам срочно необходимо создать Воинский Учет и Бронирование (чем мы и займемся) и далее вести Военно – Учетную работу своими силами.
Наша услуга заключается в создании Воинского Учета и Бронирования «С Ноля – под Ключ». В эту услугу входят следующие работы:
Обучение специалиста / специалистов организации на рабочем месте организации и ведению Воинского Учета с выдачей Удостоверения о повышении квалификации установленного образца,
Консультирование Руководителей и Должностных Лиц, сотрудников организации по всему спектру вопросов, Касающихся Основ Мобилизационной Подготовки, Воинской Обязанности, Военно –Транспортной Обязанности, Воинского Учета, Специального Воинского Учета (Бронирования) и т. д.,
Отработка документов для постановки организации на учет,
Постановка организации на учет в Мобилизационном секторе Администрации района и Военном Комиссариате,
Создание документооборота Воинского Учета и Бронирования,
Создание картотеки Воинского Учета,
Проведение сверки документов сотрудников организации и консультирования их по всем вопросам Воинского Учета,
Создание делопроизводства Воинского Учета и Бронирования,
Создание документов Штаба Оповещения.
Проведение Тренировки по выдаче удостоверений Ф4 по мобилизации и в военное время.
Сдача отчетности в Администрацию района и Военный Комиссариат,
Сдача проверки Военного Комиссариата.
Воинский учет в организации
Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:
- Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
- Оформление документов и их сохранность;
- При увольнении сотрудников снятие их с учета.
Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:
- Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
- Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
- Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
- Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
- Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.
Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.
Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
Вопрос: Где отражается выдача работнику сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении его с работы? Можно ли отразить ее в личной карточке (форма N Т-2)? Несет ли ответственный за воинский учет работник организации ответственность, если бывший работник не представит эти сведения в военкомат?
Посмотреть ответ
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Какие документы нужны для ведения воинского учета в организации?
VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительства или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.
В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.
41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.
При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.
42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.
43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.
44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.
45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях
Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.
Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета. Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.
Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.
Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 18 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:
- «Дата проверки»;
- «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
- «Результаты, недостатки и оценка»;
- «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».
Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.
Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:
- информацию о семейном положении;
- данные об образовании;
- место работы;
- должность;
- адрес места жительства работника.
Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.
Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.