Кассовая дисциплина: как вести кассовые операции в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кассовая дисциплина: как вести кассовые операции в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кассовая дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательных требований по ведению наличных денежных расчетов. Это касается всех видов приходно-расходных операций с наличкой. Например, выдачи зарплаты, расчетов с подотчетными лицами, передачи выручки инкассаторам.

Как рассчитываться наличными по договору

Согласно п. 4 Указания № 5348-У, максимальная сумма расчетов с партнерами — 100 000 руб. по каждому договору. Тип, срок действия, периодичность и количество платежей не имеют значения, главное — чтобы общая сумма по ним не превышала ста тысяч рублей.

Если расчет в иностранной валюте, сумма должна быть эквивалента 100 000 рублей по официальному курсу, установленному Банком России — об этом сказано в пункте 4 Указания № 5348-У.

Лимит расчетов действует для любого бизнеса вне зависимости от его размеров, в том числе для малого и ИП. Не распространяется требование на физлиц и самозанятых — с ними можно проводить сделки на любые суммы.

Так, при покупке дивана за 400 тысяч рублей для личного пользования можно всю сумму платить наличными. При покупке того же дивана предпринимателем для офиса наличкой можно заплатить только 100 тысяч, остальное — безналом.

Лимит нужен, чтобы фирмы больше рассчитывались безналично и чтобы не допустить большого оттока наличных — это может вызвать подозрения у налоговой и банка.

Разбивать один большой договор на несколько, чтобы уложиться в лимит, не рекомендуем. Налоговая может заподозрить, что вы это сделали намеренно и оштрафовать.

Аудит производит Росфиннадзор

Представители Росфиннадзора при проведении кассового аудита действуют в согласии с п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н.

В ходе ревизии или проверки кассовых операций Росфиннадзор (его территориальные подразделения) проводит комплекс действий, направленных на изучение документальной и фактической стороны кассовой дисциплины организации в конкретный период. Проверка может быть полной или выборочной, плановой или внеплановой. В ее ходе осуществляется:

  • анализ информации, полученной из финансовой, бухгалтерской, кассовой и другой отчетности;
  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • пересчет и др. методы фактического контроля.

Срок проведения аудиторской проверки Росфиннадзором не может быть больше, чем 45 дней. Каждый раз он устанавливается индивидуально.

План проверки включает в себя различные действия, направленные на установление правильности проведения кассовых операций, а именно:

  • проверка отражения в договоре с кассиром его материальной ответственности;
  • наличие подписей об ознакомлении уполномоченных лиц с правилами ведения кассовых операций и материальной ответственности;
  • особенности хранения денег, чековых книжек, кассовой книги;
  • бумаги, касающиеся оформления денежных операций (прихода и выдачи);
  • вовремя ли и в полном ли объеме сдаются деньги в ОФК;
  • непревышение лимита по наличным расчетам и кассовому остатку;
  • отделение собственных средств от не принадлежащих данной организации (если таковые имеются на момент ревизии);
  • правильность ведения реестра депонированных сумм и контроль сдачи их в банк вовремя;
  • корректность ведения накопительных ведомостей;
  • истинность бумаг, содержащих основания для списания кассовых расходов;
  • изучение документов, имеющих отношения к кассовым операциям (кассовой книги, балансовой документации, финансовой отчетности, чековых книжек, журналов регистрации приходных и расходных ордеров, инвентаризационных описей, ведомостей и др.).

Результат проверки оформляется актом. Обнаруженная недостача взыскивается с материально ответственного лица, излишки подлежат оприходованию. Также необходимо потребовать у кассира письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и оценить его убедительность.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций

Как и любая другая аудиторская проверка, аудит кассовых операций представлен определенными этапами, следующими друг за другом:

Этапы проведения аудита кассовых операций Что в себя включает
Этап 1 «Планирование аудита» На данном этапе определяется стратегия проверки, составляется программа аудита и оцениваются ее объемы
Этап 2 «Сбор и анализ информации» Вся подготовленная информация подвергается анализу, после чего выявляются проблемы, определяются пути для решения этих выявленных проблем
Этап 3: «Заключение аудитора» Аудитором составляется заключение, которое содержит его мнение об итогах проверки

Аудит кассовых операций 2018: что подлежит проверке

Что проверяется при аудите кассовых операций Особенности проверки
Первичная документация Первичка должна быть заполнена должным образом, в должны присутствовать необходимые подписи. Наличие исправлений не допускается.
Правильность оприходования денег Сверяются суммы из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какие-либо суммы пропущены — это считается грубым нарушением.
Соблюдение лимитов при расчетах наличными При проведении сделок купли-продажи запрещается принимать наличными деньги в тех суммах, которые превышают установленный лимит. Если такая необходимость есть, то данная операция должна проводиться только через банк.
Инкассация наличных Правом организаций и ИП является сдача денег в банк через службы инкассаторов. В этом случае денежные средства находятся под защитой. При оформлении к каждой сумке составляется денежная ведомость.
Инвентаризация кассы При проведении проверки должны присутствовать и кассир, и главный бухгалтер. Если в организации несколько касс, то опечатать нужно каждую. Это требуется для того, чтобы не было переноса денег или внесение изменений в кассовую книгу.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.

Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:

  • составлять кассовые ордера;
  • вести кассовую книгу.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Читайте также:  Уставной капитал в 1С 8.3 — формирование, проводки, пример

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Аудит системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля на предприятии сама создает предпосылки для систематического использования такого инструмента, как учет и аудит денежных средств организации. Однако на участках исполнения операций также необходимо создать систему непрерывного внутреннего контроля и проводить регулярный аудит денежных средств и денежных документов, поскольку должностные лица-исполнители имеют практически неограниченный доступ к средствам компании, и нередко собственность фирмы в эквиваленте наличных и безналичных денег становится объектом хищения именно бухгалтеров, кассиров и финансистов.

Поэтому, начиная работы по всем блокам плана аудита операций с денежными средствами, проверяющему аудитору целесообразно понять, каким образом устроен внутренний контроль на финансово-бухгалтерском участке. Основная цель проверки – оценить следующие вопросы внутреннего финансового контроля:

  • Жесткость требований по дисциплине;
  • Внутренний контроль операций с наличностью;
  • Санкционирование платежей и переводов;
  • Личная ответственность персонала;
  • Контроль операций по счетам и сверок;
  • Условия для обеспечения сохранности денег;
  • Регулярность перекрестных проверок;
  • Вовлеченность главного бухгалтера;
  • Наличие разработки нормативной документации и стандартов;
  • Прохождение персоналом необходимого обучения.

Состав документации для аудита денежных средств

В ходе аудита денежных средств специалист по контролю обращается к документам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализирует их. Вне зависимости от блока, подверженного аудиторской проверки, аудитор может и должен при необходимости запрашивать и сравнивать все документы, которые целесообразно использовать в рамках своей работы. Последовательный список материалов для работы может выглядеть следующим образом:

  • Кассовая книга;
  • Отчеты кассира;
  • Первичная документация;
  • Чековые книжки;
  • Выписки по счетам с приложением денежных документов;
  • Документы, подтверждающие деятельность фирмы;
  • Журналы регистрации;
  • Учетные регистры по счетам;
  • Баланс;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Управленческая отчетность.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент и для чего он нужен

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Новые правила проверок ККТ в 2023 году

Налоговая анонсировала проект Программы профилактики причинения вреда в сфере применения касс на 2023 год. Это документ, в котором инспекция рассказывает о новых правилах применения контрольно-кассовой техники, которые планируется ввести с января 2023 года.

Проект сделали открытым — мнения владельцев бизнеса собирали до 1 ноября 2022 года. Каждый налогоплательщик мог отправить в ФНС электронное письмо с комментариями и предложениями по поводу новых регламентов работы с онлайн-кассой.

Проект восприняли в целом положительно, поэтому новые поправки в Налоговый кодекс уже готовы. Они вступают в силу с 1 января 2023.

Отменяется мораторий на проверку кассовых аппаратов. Начиная с января налоговый инспектор может проверять компании, а точнее то, как в этих компаниях работают с онлайн-кассами. Проверка может начаться как по инициативе налоговой службы, так и в результате сообщения о нарушениях правил работы с кассой. Например, покупателю не выдали чек, и он может обратиться в налоговую — инспектор придет с проверкой.

За невыдачу чека штрафуют всего на 2000 рублей. А вот если кассовый аппарат не отправляет электронный чек оператору фискальных данных, штрафы будут выше — до 10 000 рублей.

Самые крупные штрафы грозят предпринимателям, которые нарушают правила работы с маркированными товарами.

Специфика проведения аудита кассовых операций

Аудиторская проверка кассовых операций сплошным методом.

Первоначально производится инвентаризация денежных средств в кассе (если проводилась предварительная инвентаризация кассы, то аудитор может воспользоваться ее результатами).

В рамках аудиторской проверки аудитор должен установить, применяются ли для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации, наличие обязательных реквизитов, а также общее соответствие законодательству о бухгалтерском учете. Кроме того, определяется четкость оформления документов, соответствие учетным записям.

Далее аудитор должен проверить наличие и подлинность подписей на первичных документах, чтобы подтвердить законность выплат денежных средств из кассы предприятия.

Помимо прямой проверки аудитор должен установить надежность хранения денежных средств, соблюдение базовых условий:

— сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

— имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

— застрахована ли касса организации;

— соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа);

— соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам [4].

Далее аудитор должен проверить:

— полноту оприходования выручки;

— правомерность расходования наличных денег из кассы;

— корректность записей в кассовой книге и приходных кассовых ордерах с первичной документацией;

— корректность закрытия подотчетных сумм.

Если какие-либо требования не выполняются, аудитор обязан запросить письменные объяснения от должностных лиц предприятия.

При проверке кассовой дисциплины аудитор должен установить соблюдение порядка применения ККМ.

Читайте также:  Алименты: юридические аспекты по алиментам

Типичные ошибки [5]:

— отсутствие первичных кассовых документов;

— оформление кассовых документов с нарушением установленных требований;

— несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

— некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

— арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

— неправильные корреспонденции счетов;

— хищение денежных средств из кассы;

— неоприходование и присвоение поступивших денежных средств из банка, от различных юридических лиц по доверенностям, от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам;

— излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании одних и тех же документов либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых документах и отчетах либо в результате списания- сумм без; оснований или по подложным документам;

— присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям;

— осуществление расчетов с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги без применения контрольно-кассовых машин либо без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

— нарушения при расходовании средств из кассы и др.

Аудит кассовых операций заканчивается проверкой качества проведенных аудиторских процедур и соблюдения требований профессиональных стандартов.

По итогам проверки аудитор составляет письменное аудиторское заключение.

1. Барсукова И.В., Аудит кассовых операций // Аудиторские ведомости, № 7, июль, 2010г.

2. Рогуленко Т.М. Аудит. – М.: Экономист, 2009.

Этапы аудита кассовых операций

Аудит кассовых операций может проводиться в следующей последовательности:

  1. Определение целей (задач) аудита и подборка нормативных актов, соответствие которым подлежит проверке.
  2. Составление аудиторской программы (программы процедур).
  3. Рассмотрение целесообразности использования результатов внутренней аудиторской проверки, при условии, что она соответствует проверяемому направлению.
  4. Проверка материальной ответственности кассира на предприятии (организации).
  5. Документирование нарушений в ведении учета (нарушение законодательства).
  6. Документальное подтверждение соответствия сведений бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств (учитываются и денежные средства, находящиеся в кассе организации).
  7. Контроль за внесением исправлений в регистры (формы отчетности) аудируемым лицом.
  8. Обязательное информирование руководителя аудируемого лица о выявленных несоответствиях, а также получение разъяснений в письменной форме.

Задача аудитора состоит в определении соответствия проверяемых операций и документов, подлежащих проверке нормам действующего законодательства.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Использование ККМ в 2020 году

У экономических субъектов внедрение онлайн-касс происходит поэтапно. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290, с 01.02.2017 новую контрольно-кассовую технику допускается использовать только через оператора фискальных данных.

С 01.07.2017 наступила обязанность применять только новую ККМ, то есть с этой даты прекращена регистрация контрольно-кассовой техники в порядке, установленном старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 08.03.2015). Переход происходил в несколько этапов. И сейчас почти все организации и ИП, работающие с наличностью, должны применять онлайн-ККТ. В соответствии с правилами ведения кассовых операций, в 2020 году ККМ вправе не применять компании, осуществляющие деятельность:

  • поименованную в п. 2 ст. 2 54-ФЗ;
  • в отдаленных и труднодоступных местах;
  • в области религиозных обрядов и церемоний, по продаже предметов религиозного культа;
  • аптечные организации в сельской местности;
  • по предоставлению парковочных мест на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • платных услуг библиотечного дела;
  • прием наличности за коммунальные услуги;
  • образовательные услуги населению;
  • предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта;
  • оказание услуг центрами культуры и творчества.

Проверка регистров и форм отчетности

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств и кассовой наличности как их составляющей аудитор сопоставляет остатки денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их карточек счета, далее со счетами в Главной книге и с балансовыми данными. Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В соответствии в Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (в ред. приказа Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н) показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *