Как долго действует и что дает диплом о профпереподготовке?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как долго действует и что дает диплом о профпереподготовке?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в случае переподготовки на учителя, срок программы устанавливает образовательное учреждение. Приблизительная продолжительность освоения программы для слушателей, которые не имеют педагогического образования составляет 504 академических часа. Учителя и психологи, которые желают работать воспитателем, обязаны пройти переподготовку, продолжительность которой не менее 252 академических часа.
Аттестация педагогов в 2020 году. Сроки аттестации педагогических работников.
Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации.
В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).
Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ).
ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).
Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ.
В целях создания условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89, частями третьей-девятой статьи 96 Федерального закона № 273-ФЗ организуется повышение квалификации педагогических работников.
Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).
Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).
Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст.
47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный.
Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.
Профессиональная переподготовка и второе высшее образование близки, так как дают новые знания, навыки, и на выходе слушатели получают новую специальность.
Программа курсов профессиональной переподготовки состоит только из профильных предметов, то есть проходить общеобразовательные, например, философию, не придётся. То же справедливо и для второго высшего образования, но только в случае, если вы изучали те же общеобразовательные предметы в рамках первого высшего образования, если их можно перезачесть.
Другие отличия:
- Второе высшее образование возможно получить, только закончив бакалавриат, магистратуру, ординатуру, аспирантуру. При этом программу переподготовки может освоить человек без высшего образования, имея только среднее профессиональное образование.
- При поступлении на второе высшее образование необходимо сдавать вступительные экзамены, на курсы профессиональной переподготовки можно поступить без них.
- Обучение на курсах профессиональной переподготовки занимает от двух месяцев до полутора лет, получение второго высшего образования – три с половиной года.
- Как правило, курсы профессиональной переподготовки дешевле, нежели второе высшее образование.
- По ряду специальностей вы не сможете пройти переподготовку без смежного образования. Например, курсы профессиональной переподготовки по медицинским специальностям могут пройти только слушатели со средним специальным или высшим медицинским образованием.
Понять, подойдут ли вам курсы профессиональной переподготовки по той или иной специальности, помогут требования к образованию, указанные в Едином квалификационном справочнике.
Обучение на курсе Заведующий ДОУ: «Менеджмент в сфере дошкольного образования»
Программа «Менеджмент в сфере дошкольного образования», как и большинство курсов в нашем институте переподготовки учителей, сформирована в два блока: повышение квалификации (100 часов лекций и 12 часов самостоятельных занятий) и профпереподготовка (545 часов на лекции, 75 на самостоятельную работу). От специфики курсов зависит прежде всего объем учебных материалов, который заложен в программе обучения педагогов. Условно можно сказать, что обучение охватывает следующие разделы и дисциплины:
- экономическая теория в контексте современного общества – только актуальные моменты и необходимые факты;
- образовательный комплексный маркетинг, необходимый для правильной презентации подконтрольного заведения и поддержания его положительного имиджа;
- управленческая психология, социальная психология;
- специфика методологии управления персоналом и ресурсами в образовательном учреждении для дошкольников;
- особенности планирования и организации хозяйственной и психолого-педагогической деятельности;
- информационные технологии и принципы их внедрения в учебный процесс.
Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.
Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.
Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:
- государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке;
- положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации либо по итогам участия в профессиональных конкурсах.
Заявление на аттестацию
Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:
- просьба об аттестации на выбранную категорию;
- информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
- указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
- список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
- сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.
В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
Как часто нужно проходить переподготовку воспитателю и учителю?
Как и в случае переподготовки на учителя, срок программы устанавливает образовательное учреждение. Приблизительная продолжительность освоения программы для слушателей, которые не имеют педагогического образования составляет 504 академических часа. Учителя и психологи, которые желают работать воспитателем, обязаны пройти переподготовку, продолжительность которой не менее 252 академических часа.
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).
В остальных вопросах правила освоения программ ДПО являются общими для всех отраслей. Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.
3.1. Профессиональная переподготовка
3.1.1. Под профессиональной переподготовкой понимается получение работниками ДОУ дополнительных знаний, навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности.
3.1.2. Работникам детского сада профессиональная переподготовка необходима либо для совершенствования своего профессионального мастерства, либо для освоения новой профессии с учетом потребности дошкольного образовательного учреждения.
3.1.3. Профессиональная переподготовка специалистов дошкольного образовательного учреждения осуществляется только образовательными учреждениями повышения квалификации и соответствующими подразделениями учреждений высшего и среднего профессионального образования.
3.2. Повышение квалификации
3.2.1. В отличие от профессиональной подготовки и переподготовки, где работник получает специальность, при повышении квалификации работник совершенствуется в уже освоенном деле.
3.2.2. Цель повышения квалификации специалистов — обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями государственных стандартов.
3.2.3. Заведующий ДОУ устанавливает периодичность прохождения специалистами повышения квалификации. Профессиональное обучение заведующего, заместителя заведующего, воспитателей и других педагогических работников осуществляется не реже одного раза в 3 года.
3.2.4. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, дошкольного образовательного учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем в сфере отрасли «Образование» и других проблем по профилю профессиональной деятельности».
3.3. Профессиональное обучение
3.3.1. Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение навыков, которые необходимы для выполнения определенной работы или группы работ.
3.3.2. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся работников дошкольного образовательного учреждения.
3.3.3. При этом профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального уровня обучающихся, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
3.3.4. Профессиональное обучение по охране труда 1 раз в 3 года проходят: заведующий, заместители заведующего ДОУ, специалист по охране труда (ответственный по охране труда).
3.3.5. Профессиональное обучение по пожарной безопасности 1 раз в 3 года проходят: заведующий, заместители заведующего дошкольного образовательного учреждения, специалист по охране труда (ответственный по охране труда).
3.4. Заведующим в целях обоснованности расходов дошкольного образовательного учреждения на обучение утверждается план профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
3.5. План разрабатывается на учебный год и должен содержать следующую информацию:
- виды подготовки и переподготовки кадров;
- количество работников дошкольного образовательного учреждения, направляемых на обучение;
- специальности и должности работников без указания фамилий;
- сроки проведения обучения;
- образовательные учреждения, где будет происходить обучение;
- количество часов программы обучения.
3.6. Заведующим ДОУ издается приказ о направлении сотрудника на обучение, в котором делается ссылка на план и информацию о том, куда и для чего направляется работник на обучение.
3.7. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение, конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также виды образовательных учреждений, где она может быть осуществлена, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета дошкольного образовательного учреждения).
3.8. Индивидуальная образовательная программа педагогического работника является одним из средств повышения квалификации, её составление организуется старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Индивидуальная образовательная программа педагогического работника ДОУ составляется педагогом и согласовывается со старшим воспитателем, с учетом целей и задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, и включает в себя, кроме курсов повышения квалификации (переподготовки, стажировки), участие педагога в семинарах, педагогических советах, круглых столах, мастерских и других формах самообразования.
3.10. В начале каждого учебного года индивидуальная образовательная программа может быть дополнена или скорректирована с учётом годовых целей и задач дошкольного образовательного учреждения. Данные изменения также согласовываются со старшим воспитателем.
5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы.
5.2. При направлении работника дошкольного образовательного учреждения для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
5.3. Работникам ДОУ, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (основание 6 ст.167 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.4. Согласно ст.47 п.5.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (за счет средств работодателя).
5.5. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения имеет право пройти дополнительную профессиональную переподготовку за счёт собственных средств или за счёт направляющей стороны.
6.1. Старший воспитатель (заместитель заведующего) дошкольного образовательного учреждения осуществляет контроль соблюдения периодичности повышения квалификации педагогических работников.
6.2. По завершении курсов повышения квалификации педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан представить специалисту по кадрам документ о повышении квалификации.
Воспитатель дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
Используемые сокращения:
Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ДПО — дополнительное профессиональное образование.
Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?
Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.
Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?*
Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:
юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.
юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.
юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.
Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?**
Можно. При следующих условиях.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.
Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.
Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.
Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.
Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Профессиональный стандарт «Педагог» описывает уровень знаний, умений и практического опыта воспитателей дошкольных образовательных учреждений
для соответствия занимаемой должности и может браться за основу при тестировании соискателей на открытое вакантное место в образовательном учреждении.
Повышение квалификации вос
Мы предлагаем воспитателям ДОУ
пройти обучение по очной, очно-заочной или дистанционной форме. Записаться на курсы в
Национальный технологический университет
можно, связавшись с нами по телефону, через форму обратной связи на этом сайте или посетив Национальный технологический университет лично. Мы гарантируем Вам безупречное качество образования, а также:
- обучение, проходящее в соответствии с квалификационными требованиями педагогов;
- удостоверение о повышении квалификации, имеющее срок действия – 3 года;
- максимально короткую продолжительность обучения;
- возможность начать обучение уже сегодня, исключив процедуру ожидания по формированию полной учебной группы;
- персонального менеджера и бесплатные консультации;
- современную материально-техническую базу;
- полностью дистанционное обучение, позволяющее получать дополнительное профобразование без отрыва от основной работы и т.д.
- Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Профессиональными стандартами.
- Ведомственными распоряжениями и приказами.
- Трудовым и коллективным договором, который заключается между работником и предприятием.
- Локальными актами организации, в которой работает сотрудник, желающий повысить квалификацию.
В большинстве случаев, периодичность прохождения специалистами курсов по усовершенствованию профессиональных навыков устанавливается работодателями, при этом условия и график согласуются с профсоюзом. Кроме того, нормативные сроки могут быть сокращены по производственной необходимости или по заявлению сотрудника, желающего досрочно повысить разряд/категорию.
Повышение квалификации для многих профессий и специальностей проводится не реже 1 раза в 5 лет, на протяжении всей трудовой деятельности. Однако существуют исключения из этого правила – некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определенной периодичностью.
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации по профессиям и специальностям
Специальности и должности | Частотность прохождения курсов | Основание | Примечание |
Специалисты по аудиту | Каждый год с момента получения квалифицированного аттестата | п.9 ст.11 ФЗ от 30.12.08 №307-ФЗ | Минимальная продолжительность курсов составляет 20 часов в год. Учебные программы утверждаются СРО аудиторов, в которой состоит сотрудник. |
Профессии, связанные с преподаванием | Раз в 3-5 лет | ч.2 п.4 ст.47 №273-ФЗ | Учителя начальных классов обязаны посещать курсы с периодичностью 1 раз в 5 лет. Педагогический состав 5-11 классов и преподаватели СПО – раз в 3 года. |
Оценщики | Раз в три года | ч.3 – требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Раз в три года | ч.2 ст.20.1 закон РФ №3132-1 | Получив должность судьи, следует в обязательном порядке пройти профессиональную переподготовку, и только после этого допускается прохождение курсов повышения квалификации. |
Госслужащие | Раз в три года | ст.31 ФЗ №79 от 27.07.04, согласно указу Президента РФ от 21.02.19 №68 | |
Работники железнодорожного транспорта | Раз в три года | ст.25 гл.5 ФЗ №17 от 10.01.03, согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.12 №221 | Посещение курсов обязательно, если сотрудник занят перевозкой опасных грузов. |
Главные бухгалтера | Раз в три года | Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 21.02.19 №103н | Главные бухгалтера обязаны посещать курсы продолжительностью не менее 120 часов в 3 года либо не менее 20 часов каждый год. |
Сотрудники органов внутренних дел | Периодичность ежегодно определяется ДПО МВД РФ для каждой категории работников в данной сфере | ст.12, 76 ФЗ №342 от 30.11.11, согласно приказу МВД РФ от 05.05.18 №275 | |
Водители и работники автомобильного, городского наземного электротранспорта, обеспечивающие БДД | Федеральные нормативы не установлены | ст.20 ФЗ №196 – ФЗ от 10.12.95 | Периодичность устанавливает руководство предприятия. |
Сотрудники безопасности в сфере авиации | Раз в 3-5 лет | ст.52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Сотрудники должны проходить курсы раз в три года, а руководители – раз в пять лет. |
Срок действия документа, полученного после окончания курсов, не установлен законами Российской Федерации. Однако лучше периодически знакомиться с новыми программами повышения квалификации, с целью приобретения инновационных теоретических знаний и совершенствования практических навыков.
Целью курсов профессиональной переподготовки на воспитателя является, получение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования, а также формирование знаний о современном дошкольном образовании, возрастных психологических особенностей детей.
Накопительная система повышения квалификации
Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации.
В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).
Систематическое повышение своего профессионального уровня – это обязанность педагогических работников, зафиксированная в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ. В целях создания условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89, частями третьей-девятой статьи 96 Федерального закона № 273-ФЗ организуется повышение квалификации педагогических работников.
Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, устанавливается определенная система накопительного объема повышения квалификации.
Например, в Московской области, Приказом от 2 сентября 2014 г. N 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» на период до 31.12.2020 установлен следующий накопительный объем повышения квалификации:
для педагогических работников системы образования в Московской области:
- в целях подтверждения соответствия занимаемой должности — 180 часов за пять лет;
для педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) — 216 часов за пять лет;
- резерву на руководящие должности — 216 часов за пять лет, при этом раз в 3 года должно быть пройдено обучение в объеме не менее 1 модуля.
Что из себя представляет профессия
Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования. Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.
Чаще всего новый специалист начинает свой профессиональный путь с должности помощника воспитателя. В некоторых случаях им можно стать даже без профильного образования. Он не может принимать участие в проведении занятий. Следит за чистотой, выполняет функции няни. Если специалист получил профессиональное образование, он переходит на следующую вспомогательную ступень — должность младшего воспитателя. Теперь он допускается к ведению занятий. После получения полной квалификации он становится самостоятельным специалистом. А через три года работы может стать старшим воспитателем, а затем и заведующим детским садом.
Воспитатели работают напрямую с детьми. Их главная задача — способствовать разностороннему развитию детей. Они учат детей правилам гигиены, занимаются их творческим и умственным развитием через игровые формы и помогают формированию социальных навыков в группе. Воспитатели взаимодействуют не только с подопечными. Они тесно общаются с родителями, заполняют бумаги и следят за состоянием помещений.
Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.
Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.
На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.
Как можно обучиться в Академии
В Академии представлены программы по направлению “Дошкольное образование”, которые соответствуют профессиональным стандартам. Они разделены на три основных раздела — программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы профессионального обучения. В зависимости от цели обучения можно выбрать подходящую программу с требуемым количеством учебных часов.
Например, программы переподготовки рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.
Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.
После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Какие документы работодатель не вправе требовать
В законе установлен перечень документов, которые работодатель не вправе требовать от сотрудника при приеме на работу в обязательном порядке. Отказ в работе за непредставление необязательных документов является необоснованным.
Документ | Характеристика |
Документ о регистрации работника | Работодатель не обязан отслеживать место регистрации сотрудника. Нельзя устанавливать преимущества по данному критерию при приеме сотрудников. В случае, когда работник проживает не по месту регистрации, отказывать ему в работе запрещено. |
Пошаговая инструкция приема на работу в детский сад
Процедура приема сотрудников на работу в детский сад имеет ряд установленных этапов, а пропуск хотя бы одного из них чреват наказанием от контролирующих органов.
Основные этапы отражены в таблице ниже.
Этапы | Описание | Характеристика |
Этап 1 | Составление заявления о приеме на работу | После того, как работнику сообщили о том, что его берут на работу в детский сад, требуется составить заявление. Строгой формы по закону нет. Однако есть примерные шаблоны, в которые надо занести данные. |
Этап 2 | Ознакомление работника с правилами внутреннего распорядка | Работник изучает правила, действующие в детском саду. В специальном листе проставляется подпись о том, что сотрудник ознакомлен с этими документами. |
Этап 3 | Оформление трудового договора | ТК РФ указывает на то, что трудовой контракт должен быть подписан работником в течение 3дней с момента начала выполнения трудовых функций. Копия договора остается на руках работника. |
Этап 4 | Регистрация трудового контракта | После подписания обеими сторонами трудовой договор регистрируется в специальном кадровом журнале с присвоением ему номера. |
Этап 5 | Распоряжение о приеме на работу | Приказ о приеме на работу в детский сад является основным документом, фиксирующим факт приема сотрудника. На его основании проводится в дальнейшем запись большого количества информации. Формы приказа – Т-1 или Т-1а (при приеме нескольких сотрудников). Возможно применение собственного бланка приказа.
В нем указываются: · главные особенности и характеристики труда; · испытательный срок, если есть; · подпись сотрудника по ознакомлению. |
Этап 6 | Регистрация распоряжения о приеме | После составления распоряжения его нужно занести в книгу учета приказов с присвоением номера. Возможно ведение такого журнала в электронном виде. |
Этап 7 | Оформление записи в трудовой книжке | Запись в трудовую книжку должна быть внесена по закону, если сотрудник проработал 5 дней в учреждении. Запись оформляется темной ручкой понятным почерком без сокращений и исправлений. В случае отсутствия трудовой книжки у работника, приступившего к работе первый раз, кадровик детского сада обязан открыть и оформить этот документ. Следует заполнить титульный лист в присутствии работника. Указываются только данные о подразделении, должности работника из приказа, сроков приема на работу. Прочую информацию вносить не надо. |
Этап 8 | Запись в журнале учета трудовых книжек | Работодатель несет ответственность за сохранность трудовых книжек работников. Должен вестись специальный учет всех книжек в журнале. Для каждой книжки отведена одна запись и строка, где указываются соответствующие даты. Записи в журнале выполняются черной ручкой сквозной нумерацией. |
Этап 9 | Открытие личной карточки на сотрудника | Личная карточка по каждому сотруднику создается по форме Т-2. Заполнение допустимо в письменном и электронном виде. Вносятся персональные сведения о работнике. |
Этап 10 | Создание личного дела сотрудника | Личное дело должно быть открыто в срок 7 дней. Берут пустую папку, на обложке указываются ФИО, день открытия, номер сотрудника. В дело добавляются документы, касающиеся деятельности сотрудника. В начале личного дела приложена опись документов. |
Калямина Ирина Петровна
«Всякое дело нужно любить, чтобы хорошо его делать» М. Горький
Детский сад — что это для меня?
Моя работа, моя профессия, мой дом? Моя работа для меня это скорее не профессия, а образ жизни. Дети, родители, коллеги – это один дружный, сплоченный коллектив, это моя семья, другая, но семья.
После педагогического класса, в возрасте 18 лет я пришла работать воспитателем в детский сад.
Коллеги, дети, родители все казалось как в страшном сне… Прошло 23 года, но и сейчас я помню свой первый рабочий день как вошла в детский сад, как познакомилась с заведующим, моим первым наставником, как впервые вошла в группу где меня встретили 28 пар любопытных глаз, которые изучали меня, проверяли и даже испытывали «на прочность».
Я никогда не думала, что можно научиться любить, чужих детей. Со временем ты понимаешь, что действительно их любишь. Таких разных почемучек, капризных и послушных, веселых и грустных, просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.
За 11 лет работы я научилась находить подход к каждому ребенку, разговаривать с ними на их языке, научилась находить поддержку и понимание родителей воспитанников. Порой мне казалось, что это не я их учу чему-либо, это дети учат меня, и поверьте, они научили меня многому.
Далее были годы учебы в институте, работы старшим воспитателем, с 2004 года я работаю заведующим ДОУ.
На каждой ступени постоянно приходится учиться. Учиться общаться, учить других, руководить, учиться принимать порой непростые решения. И осознаешь истинный смысл высказываний великих мыслителей разных времен:
«Всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться»
Анатолий Васильевич Луначарский.
За восемь лет работы было многое: радости и огорчения, успехи и неудачи.
Иногда приходили мысли о том, чтобы все бросить, уйти работать воспитателем, заняться другим делом. Но детский сад навсегда стал частью моей жизни.
Просто нужно быть честным перед собой и окружающими тебя людьми, добросовестно выполнять свое дело, не стоять на месте,
«любить то, чем занимаешься, понимать, ценить и уважать тех, кто тебя окружает: детей, коллег, родителей»
.
Современному руководителю необходимо не только хорошо знать своих подчинённых, но и уметь видеть их профессиональный и творческий потенциал. Ставить перед коллегами задачи, которые им самим интересны и ведут к профессиональному росту, удовлетворяют личный интерес, поднимают социальный статус педагога.
Список необходимых документов
В зависимости от ситуации список необходимых бумаг отличается, и документы для аттестации воспитателя на высшую категорию в 2020 году другие, нежели для обязательного подтверждения соответствия занимаемой должности. Но есть и общий перечень обязательных документов для прохождения аттестации, куда входят:
- заявление;
- копия результата прохождения предыдущей аттестации (при наличии);
- копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование);
- в случае смены фамилии прикладывается копия документа, подтверждающего этот факт;
- сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которую рассматривают как подтверждение профессиональной компетенции воспитателя.
Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.