Правовой режим земельных участков, предоставленных для осуществления захоронений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой режим земельных участков, предоставленных для осуществления захоронений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
Функционирования мест захоронения
Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.
Можно ли изменить назначение участков?
Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:
В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.
Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.
Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.
Правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела
Федеральный закон N 8-ФЗ использует понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», но не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации.
Указывается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления (ст. 25, 29). Цель ее деятельности — осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12). Это позволяет заключить, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, и сама специализированная служба не является органом местного самоуправления.
Нормы проектирования кладбища
Установленные нормы ширины ворот на кладбище и калитки – не менее 6,9 м и не менее 1,2 м соответственно.
Обязательно необходимо оборудовать у входа площадку, где будут собираться люди, приехавшие на траурную церемонию. Если к кладбищу ходит городской транспорт, то проектом должна быть предусмотрен остановочный павильон с навесом.
Норма высоты ограды для территории кладбищ – не ниже 2 метров. Если оно расположено в лесопарковой защитной полосе, то допускается деревянная ограда либо живая изгородь из кустов и деревьев, но тогда еще должен быть ров около 60-80 см шириной.
Вне зависимости от типа кладбищ, места захоронения по площади должны занимать 65-75 % от всей территории объекта, не менее.
Вокруг кладбища прокладывается объездная дорога, вдоль которой располагаются объекты хозяйственного назначения, а именно – туалеты, места для сбора мусора, поливочный водопровод. По всему внутреннему периметру может быть сделана еще и зеленая полоса не менее 6 м шириной, как часть санитарно защитной зоны.
Захоронение некремированных останков вне зависимости от типа кладбищ допускается осуществлять:
- в землю (в гробах или без них);
- в склепах либо в герметично закрытых саркофагах, установленных в стеновых нишах;
- в герметично закрытых саркофагах (установленных по отдельности, пристроенных, встроенных в склепах или иных сооружениях мемориального назначения).
В проекте любого кладбища должны быть участки для захоронения урн с прахом, оставшимся после кремации, либо для захоронения праха без урн. Это правило действует для любых кладбищ, кроме вероисповедательных. Форма собственности значения не имеет, как и то, является ли объект общественным, воинским либо каким-то ещё.
Разрешены следующие варианты захоронения урн с прахом:
- в земле;
- в стенах колумбариев (они могут быть отдельно стоящими, либо являться частью зданий), в мемориальных строениях, в стенах, ограждающих территорию кладбища, и подворных стенах;
- в прочих урнохранилищах, предусмотренных проектом кладбища.
Разъяснение сложных моментов
Нарушение цели использования земельного надела – довольно сложный момент для определения. В судебной практике нет общего взгляда на подобное явление, разница между ними существенная.
В одних судебных инстанциях целевое использование рассматривается как соответствие задекларированным задачам. Другой подход рассматривает изменение вида деятельности как не выходящее из рамок целевого назначения, а, следовательно – не подлежит законодательному преследованию.
В судебной практике по вопросам нарушения использования земель масса противоречий, в различных инстанциях практикуются диаметрально отличающиеся решения по одним и тем же прецедентам. Правоведы рекомендуют оптимальный вариант решения всех возможных проблем, связанных с нарушением землепользования. Своевременное переоформление категории участка провести лучше всего с помощью специалиста в области земельного права.
Тонкости оформления участка на кладбище
При анализе земельного участка особое внимание следует уделять размещённым в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для многих застройщиков. При этом особо остро стоит вопрос определения охранной зоны вокруг подземных сооружений, которые визуально обнаружить не представляется возможным.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Определение понятия водоохранной зоны и особенности её правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т. е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учётом переходного положения в отношении «старых» ЗОУИТ). В 2019 году[48] неожиданно утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов[49], в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Нахождение на земельном участке береговой линии водного объекта (даже в отсутствие сведений о таком водном объекте в Государственном водном реестре[50]) является безусловным подтверждением расположения земельного участка в водоохранной зоне[51].
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населённых пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны составляет:
1) для рек или ручьёв протяжённостью от их истока:
до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой);
от 10 до 50 км – 100 м;
от 50 км и более – 200 м;
2) для озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км – 50 м;
3) для водохранилища, расположенного на водотоке, – равна ширине водоохранной зоны этого водотока;
4) для моря – 500 м;
5) для магистральных или межхозяйственных каналов – совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов;
6) для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы, – не устанавливается.
Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются законом РФ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья – 50 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озёр и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
На территориях населённых пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии (границы водного объекта).
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначения на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в настоящее время в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (в ред. 2019 года). Указанное Постановление Правительства применяется до 01.01.2022[52].
Уполномоченные органы государственной власти в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения:
а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в Государственный водный реестр;
б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия);
в) в Росреестр (его территориальные органы) для внесения в ЕГРН[53].
В соответствии с п. 16 ст. 1 ВК РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определённые территории и объекты. Исходя из положений ст. 67.1 ВК РФ, установление зон затопления и подтопления является специальным защитным мероприятием и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Порядок установления зон затопления, подтопления и их границы определяются на основании Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» (вместе с «Положением о зонах затопления, подтопления») (далее – Постановление Правительства РФ № 360).
Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее – предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов)[57].
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в ЕГРН. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившимися со дня исключения сведений о них из ЕГРН. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На практике даже до реформирования законодательства о ЗОУИТ это означало, что в отсутствие сведений в ЕГРН и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в её границах ограничения, например, отказывая в выдаче разрешения на строительство. Такой подход нашёл отражение и в судебной практике[58]. Налицо явное различие с СЗЗ, отсутствие сведений в ЕГРН о которой, как было изложено ранее, не является для судов препятствием к признанию её существования.
Приложение к Постановлению Правительства РФ № 360 содержит требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления.
Так, зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к:
- незарегулированным водотокам, когда территории затапливаются при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учётом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
- устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчётной обеспеченности;
- естественным водоёмам, затапливаемым при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
- водохранилищам, затапливаемым при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
- зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемым при пропуске гидроузлами паводков расчётной обеспеченности.
Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
В границах зон подтопления определяются:
а) территории сильного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 м;
б) территории умеренного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 0,3–0,7 до 1,2–2 м от поверхности;
в) территории слабого подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 м.
Правовой режим зон затопления, подтопления
Согласно п. 6 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается:
- Размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Здесь следует подчеркнуть, что, исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нём строительства, содержится в судебной практике[59].
Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации
Если вы задаетесь вопросом о том, можно ли открыть в России частное кладбище для захоронения людей, то вам следует знать, что на сегодняшний день законом не предусмотрены нормативы, которые бы разрешали вести подобный вид деятельности.
Это значит, что полностью легального способа для реализации подобного бизнеса нет. Однако в отдельных регионах данный вопрос решается на муниципальном уровне при договоренности с местной администрацией.
Например, частное лицо может арендовать землю, на которой на добровольной основе разрешит родственникам хоронить умерших за небольшую сумму.
Если же в ваши планы входило открыть частное кладбище в России с живописной территорией, фамильными склепами и тому подобным, то реализовать это, к сожалению, не получится. Хотя Государственная дума уже не первый год обсуждает законопроекты, которые бы позволили частным лицам заниматься подобной практикой.
Стоит отметить, что в федеральном законе о погребении и похоронном деле четко сказано, что вопросом о создании и демонтаже кладбищ занимаются органы местного самоуправления.
Например, если нынешнему кладбищу грозит какое-нибудь стихийное бедствие или оно попросту переполнено, то власти могут пойти на уступки частным лицам, позволив арендовать у государства землю, но лишь для одной цели – захоронения людей.
В этом случае вы не будете являться владельцем кладбища, а лишь арендатором, который на добровольной основе позволяет хоронить на своем участке мертвых. Конечно же, за небольшую сумму вы можете помогать родственникам организовывать все погребальные процедуры, однако это будет индивидуальный договор между вами и частным лицом.
По закону, частные кладбища не могут быть использованы для захоронения человеческих останков. Однако подобная бизнес-идея может быть реализована немного в другом направлении.
Жителей многих городов волнует вопрос о захоронении домашних животных, поскольку, по закону, запрещается закапывать останки в парках и даже в лесах, а услуги крематориев могут быть весьма дорогостоящими.
Некоторым хочется своему четвероногому любимцу установить надгробие над его могилой.
Согласно различным нормативным документам санитарно-эпидемиологического контроля, трупы животных относятся к биологическим отходам, которые в обязательном порядке подлежат утилизации. Если человек похоронит собаку в парке или в лесу, то он рискует заразить почву инфекциями. Поэтому многие люди предпочитают обращаться к частным лицам, которые хорошо разбираются в данном вопросе.
Задачи настоящего Федерального закона
Любой нормативно правовой акт регулирует права и обязательства граждан в той или иной сфере. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» в Российской Федерации имеет следующие задачи:
- Устанавливает принадлежность граждан к отдельному месту захоронения и порядка работы кладбища.
- Регулирует действия родственников или иных лиц при проведении захоронения умершего гражданина.
- Определяет порядок действий родственников или иных лиц при выявлении смерти гражданина.
- Устанавливает правила предоставления необходимых услуг ритуальными агентствами и кладбищами.
- Регулирует порядок действий правоохранительных органов при выявлении смерти гражданина РФ или иностранного представителя.
- Устанавливает отдельные моменты и льготы, связанные с захоронением военнослужащих, а также иных лиц, относящихся к льготным слоям населения.
- Также нормативный акт отвечает по всем вопросам, связанным с оповещением близких родственников покойного гражданина.
- Устанавливает порядок исполнения волеизъявления усопшего (при наличии) относительно распоряжения телом после кончины
Установление режима работы кладбищ
Кладбище — понятие многозначное, и, когда речь идет об установлении режима его работы, имеется в виду кладбище не как имущественный комплекс, возведенный на месте погребения (ст. 4 Федерального закона N 8-ФЗ), а как организация (юридическое лицо), создание и деятельность которой осуществляются на основании учредительных документов. Например, создание Федерального военного мемориального кладбища сопровождается принятием устава, где определяется его статус как федерального государственного учреждения .
См.: Постановление Правительства РФ от 25.02.2004 N 105.
Следовательно, режим работы кладбища — распорядок деятельности организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта — определяется в соответствии с уставом либо ее учредителем, либо самой организацией.
Вопрос установления режима работы кладбищ также не относится по своей природе к властно-регулятивным полномочиям государственных органов или органов местного самоуправления. Такой режим должен соответствовать порядку деятельности общественных кладбищ, устанавливаемому органом местного самоуправления на основании федерального законодательства. Распорядком работы конкретного кладбища не могут устанавливаться правила, противоречащие данным общим положениям или вводящие дополнительные ограничения на доступ на территорию кладбища физических и юридических лиц, в т.ч. иных организаций, оказывающих ритуальные услуги, и на оказание им или ими услуг по захоронению, сопутствующих ритуальных услуг.
При этом сам порядок деятельности кладбищ, утвержденный органами местного самоуправления, не должен ограничивать конкуренцию на рынке ритуальных услуг, ущемлять права физических или юридических лиц, в т.ч. права организаций по оказанию ритуальных услуг, не обладающих статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, на предоставление гражданам услуг по погребению и прочих услуг на территории любого муниципального кладбища. «Разрешительная» деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела должна носить не административно-властный, а «технический» характер: выдача разрешений должна осуществляться бесплатно и не обусловливаться какими-либо дополнительными требованиями (помимо наличия у организации права заниматься данной деятельностью в соответствии с ее статусом) и т.п., т.е. в процессе выдачи таких разрешений должны решаться вопросы не целесообразности допуска организации на кладбище, а только формальной правомерности и соблюдения порядка совершения тех или иных действий.
Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений
На кладбищах в соответствии с действующим законодательством осуществляется: — предоставление участков земли для захоронений; — погребения; — инвентаризация захоронений, ведение и обновление книг регистрации захоронений; — регистрация захоронения умершего в книге регистрации захоронений; — контроль за соблюдением порядка захоронений; — выдача пропусков на въезд транспорта на территорию кладбищ; — контроль за установкой на территории кладбищ надмогильных объектов (сооружений). 1.6. Территория кладбища ограждается и разделяется дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков.
Эта сфера бытия человека сегодня сталкивается с неоднозначным отношением к захороненным останкам. Особенно там, где земля имеет высокую стоимость. Но государством предусмотрено выделение соразмерных площадей для нужд усопших.
Необходимое оборудование в проекте кладбища
При разработке проекта кладбища принимается во внимание и то, какое оборудование будет использоваться на его территории. Обычно это два вида: специальное технологическое оборудование и то, что обеспечивает удобства посетителям.
Оборудование, предназначенное для удобства посетителей, это:
- скамейки, навесы и прочие предметы, устанавливаемые в местах для отдыха;
- средства для донесения информации: доски объявлений, указатели местоположения объектов; таблички с номерами секторов; стенды с планом кладбища и правилами поведения на его территории;
- торговые палатки и ларьки, в том числе переносные;
- туалеты для посетителей.
Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
Правовое регулирование отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27 декабря 2009 г.).
К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся особо ценные земли, которые в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления изъяты или ограничены в обороте с установлением для них особого правового режима (ст. 94 ЗК РФ).
К какой категории земель относятся кладбища
ЗК часть земель, относящихся к категории земель историко-культурного назначения, ограничена в обороте, а именно земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, а также объектами археологического наследия.
При этом отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется Указом Президента РФ в соответствии с п. N 1487 (в ред. от 25 февраля 2003 г.) 1.>
———————————> Применяя данные критерии (орган, решение которого послужило основанием для создания кладбища, и уровень бюджетного финансирования деятельности по созданию и эксплуатации кладбища и т.п.), необходимые для определения формы собственности (федеральная собственность, собственность субъекта РФ или муниципальная собственность) на объекты, находящиеся на соответствующих земельных участках, многие остальные кладбища, расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами, находящимися в собственности субъектов РФ либо в муниципальной собственности.
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
- возводить жилые строения;
- организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
- производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
- заниматься браконьерством;
- использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
- устраивать свалки.
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.