Примерные темы итогового сочинения: Преступление и Наказание – вечная тема

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примерные темы итогового сочинения: Преступление и Наказание – вечная тема». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то — чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема равнодушия. Так, Григорий Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» по своей прихоти решил украсть прекрасную девушку Бэлу, в которую он влюбился на кавказской свадьбе. Он пошёл на всё, чтобы добиться желаемого, и совсем не задумался о последствиях своих действий. Но, достигнув своей цели, Печорин быстро охладел к Бэле и будто перестал замечать её существование. Девушка страдала от его равнодушия и не могла вернуться домой к своей семье, так как там её считали опозоренной. В самый важный момент Печорин проявил своё безразличие и уехал на охоту, бросив Бэлу, которой грозила опасность от его противника – разбойника Казбича. Лермонтов показывает, что данный поступок привёл к непоправимому. Казбич зарезал девушку, и та умерла в мучениях. Таким образом, равнодушие Печорина не только сломало судьбу совсем ещё юной Бэлы, но и положило конец её жизни – а это по праву можно назвать преступлением.

Также тема равнодушия ярко раскрывается в пьесе Александра Островского «Гроза». Главная героиня Катерина много лет терпела унижения и оскорбления от своей властной свекрови Кабанихи, при этом ни разу не увидев защиты со стороны своего мужа Тихона. Он, в свою очередь, стал редко появляться дома и будто совсем забыл про жену. В трудную минуту рядом с Катериной оказался Борис, и она изменила мужу, несмотря на все свои убеждения. Однако ей хватило смелости признаться свекрови в совершённом грехе. Она рассчитывала на поддержку Бориса, но и тот проявил равнодушие и уехал из города. Островский подчёркивает, что Катерина оказалась в безвыходном положении и решила, что лучше броситься в реку, чем дальше жить дважды преданной. Писатель показывает, что равнодушие Тихона и Бориса привело к трагическим последствиям, которые сопоставимы с преступлением.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Вариант 2: Женские образы в романе

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» — это шедевр, в котором исследуются сложности человеческого разума и последствия поступков человека. Женские персонажи в романе играют важную роль в раскрытии тем бедности, смерти и борьбы за выживание в мире, где доминируют мужчины.

Большинство женских персонажей в романе — бедные женщины, оказавшиеся в трудных обстоятельствах. Они с трудом сводят концы с концами и часто становятся жертвами прихотей и капризов мужчин. Например, старая ростовщица и Лизавета, убитая Раскольниковым, — бедные женщины, которые пытаются заработать на жизнь. С другой стороны, Соня Мармеладова и Катерина Ивановна — молодые женщины, вынужденные продавать свое тело, чтобы прокормить семью.

Смерть многих женских персонажей в романе является мощным напоминанием о хрупкости жизни и разрушительном воздействии бедности и отсутствия возможностей на женщин. Тот факт, что эти женщины умирают преждевременно, либо в результате убийства, либо из-за болезни, подчеркивает несправедливость и жестокость общества, которое лишает их возможности жить полноценной жизнью.

В заключение следует отметить, что женские персонажи романа «Преступление и наказание» являются ярким примером борьбы и трудностей, с которыми сталкиваются женщины в мире, где доминируют мужчины. Их опыт бедности, смерти и выживания глубоко и эмоционально раскрывает темы морали, справедливости и последствий своих поступков. Эти героини останутся с вами надолго после прочтения романа, служа свидетельством стойкости человеческого духа и силы женского начала.

Вариант 3: Любовь в романе «Преступление и наказание»

Любовь — сложное и многогранное чувство, и в романе Достоевского «Преступление и наказание» мы видим ее в различных формах. От страстной любви между Разумихиным и Дуней Раскольниковой до ненависти между Марфой Петровной и Свидригайловым и самоотверженной материнской любви, которую демонстрируют Катерина Ивановна и Пульхерия Александровна, — любовь занимает центральное место в романе.

Одна из самых душераздирающих историй любви в романе — история Сони Мармеладовой и Раскольникова. Несмотря на огромные различия в их характерах и жизненном опыте, эти двое образуют глубокую и прочную связь благодаря совместному переживанию трудностей и страданий. Безусловная любовь Сони к Раскольникову, несмотря на его многочисленные недостатки и пороки, является свидетельством силы сострадания и человеческой доброты.

Читайте также:  Как вступить в наследство в другом городе, не выезжая туда

Тема любви распространяется также на отношения между братьями и сестрами и друзьями. Любовь Дуни к своему брату Раскольникову непоколебима и безусловна, несмотря на его преступление и последующее наказание. Точно так же любовь Разумихина к Раскольникову основана на глубокой и искренней дружбе, и он остается постоянным источником поддержки и ободрения на протяжении всего романа.

В романе «Преступление и наказание» любовь служит мощным мотиватором, определяющим поступки героев и влияющим на исход событий. Она свидетельствует о стойкости и силе человеческого духа даже в самые мрачные времена. Будь то символ надежды или источник душевной боли, любовь является неотъемлемой частью шедевра Достоевского.

В.Г. РАСПУТИН «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что на один и тот же поступок учительницы Лидии Михайловны два персонажа смотрят по-разному.
Желая помочь нуждающемуся ученику, который, чтобы не голодать, играет в игры на деньги с другими школьниками, Лидия Михайловна не говорит об этом директору, а старается помочь ему своими силами. Учительница приглашает рассказчика не только для того чтобы помочь ему в учебе, но и для того чтобы накормить его. Лидия Михайловна отправляет ученику посылку с едой, однако из-за чувства собственного достоинства тот отказывается от нее. Но Лидия Михайловна не останавливается в попытках помочь герою, она придумывает некоторую хитрость, предлагая рассказчику играть с ней в «замеряшки», где выигравший получает деньги. Учительница имела следующую цель: проигрывать мальчику для того, чтобы он получал деньги и тратил их на еду.
Так, во время процесса игры в «замеряшки» в комнату Лидии Михайловны зашел директор Василий Андреевич, который даже не попытался понять причин поступка Лидии Михайловны, сразу же отреагировав на него негативно. Василий Андреевич называет поступок учительницы преступлением, растлением и совращением. В ходе повествования читатель понимает, что директор уволил Лидию Михайловну, которая была не только хорошим учителем, но и прекрасным человеком, дававшим школьникам уроки доброты и милосердия.
Если Василий Андреевич считает поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением, но другое отношение к нему было у рассказчика, который вспоминал свои школьные годы уже во взрослом возрасте. Рассказчик с теплотой вспоминает свою учительницу французского языка, которая не только привила у него любовь к предмету, но и научила его урокам нравственности. То, что сделала для рассказчика Лидия Михайловна, навсегда осталось в его памяти. Рассказчик ценит то, что ради того, чтобы помочь ему преодолеть послевоенные трудности в виде голода, она пожертвовала собственной карьерой. Через отношение рассказчика к поступку Лидии Михайловны выражается авторская позиция: игра в «замеряшки» была подвигом учительницы, а не преступлением, как это оценил директор школы, который заметил только отрицательные моменты в поступке Лидии Михайловны, не обратив внимания на то добро, которое несла учительница.

Проблема преступления и наказания находит отражение в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Автор показывает, как по отношению к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу Башмачкину общество совершает различные преступления.
Сослуживцы «вечного титулярного советника» Башмачкина постоянно шутят над ним, смеются над его поведением и даже всячески издеваются. Их поступки можно назвать не только аморальными, но и противозаконными, поскольку они оскорбляют честь и достоинство другого человека и приносят ему вред.
Истинными преступниками по отношению к Акакию Акакиевичу становятся незнакомцы, которые крадут шинель в морозный петербургский вечер, обрекая его на нахождение на улице в жуткий холод. Конфликт Башмачкина с обществом нарастает по причине того, что у него крадут шинель, о которой он долго мечтал и на которую он так долго копил, во многом себе отказывая и ограничивая себя во многих предметах первой необходимости. Шинель крадут в первый день, когда Башмачкин получил ее, истратив все свои денежные накопления.
Еще более жестоким преступлением становится то, что Акакий Акакиевич оказывается без поддержки государства. «Значительное лицо», к которому приходит Башмачкин с целью получения помощи в ситуации с кражей шинели, ничего не сделало для того, чтобы найти украденную шинель. «Значительное лицо» закрыло глаза на преступление, совершенное незнакомцами-ворами, и не исполнило свою обязанность в защите граждан и их безопасности. Автор показывает, что власть, бездействуя, фактически поощряет совершенное преступление. «Значительному лицу» было все равно на то, как Башмачкин будет перемещаться по морозному Петербургу без верхней одежды. Получается, что и «значительное лицо», являясь представителем власти, совершило преступление. Н.В. Гоголь демонстрирует: если даже представители власти совершают преступления по отношению к простым гражданам, то все общество преступно, в нем царствует несправедливость. Общество, в котором власть не борется против преступности, рождает еще большее количество преступников, которые будут уверены в своей безнаказанности и вседозволенности.
Кража новой шинели, которая для него много значила, равнодушное отношение «значительного лица» к делу о краже, невозможность вернуть шинель и добиться справедливости приводят к тому, что Акакий Акакиевич Башмачкин заболевает и умирает.
Однако в финале повести показано, что «значительное лицо» и ему подобные все же получают наказание за равнодушие и жестокость. Привидение умершего Башмачкина срывает со «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов преступному обществу.

Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показано, что Андрий, сын центрального персонажа Тараса Бульбы, оказывается перед нравственным выбором: быть верным Родине или перейти на вражескую сторону из любви к панночке. Герой самостоятельно делает выбор в пользу второго варианта. Андрей, перейдя на сторону поляков, отрекается от собственной семьи и всего казачества.
Тарас Бульба как типичный представитель казачества того времени не может понять поступка Андрия, для него судьба Родины важнее собственного благополучия. Поэтому, когда Тарас Бульба встречает на поле боя Андрия, он принимает решение убить его. Данный поступок оценивается современными читателями неоднозначно, однако автор доказывает необходимость наказания Андрия, который предал семью, народ и Родину, который, перейдя на сторону поляков, воевал против своего же народа, «ничего не видя» и «не различая, кто пред ним был, свои или другие какие», думая только о том, что было «создано для безумных поцелуев».
При раскрытии образа Андрия Н.В. Гоголь отмечает, что герой умел с помощью своего изобретательного ума «увертываться от наказания». Однако «увернуться» от наказания за предательство Родины и казачества Андрию не удалось: во время битвы за поляков против казаков герой встречает Тараса Бульбу.
Н.В. Гоголь показывает, что при встрече с отцом на поле боя Андрий признает свою вину, понимая, что он является предателем и изменщиком. Андрий, увидев своего отца, «затрясся всем телом и вдруг стал бледен», его гнев к своим соотечественникам, против которых он теперь воевал, «в один миг пропал». В повествовании подробно описывается поведение Андрия в момент встречи с Тарасом Бульбой: он «утупил в землю очи», он «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив ни мертв». Понимая, что он совершил предательство, за которое необходимо нести наказание, Андрий не мог уйти от него. Н.В. Гоголь показывает, что Андрий готов понести наказание за тот выбор, который он сделал ранее: он не раскаивается перед отцом, не просит у него милости, не пытается вернуться к казакам, не оправдывает свое поведение. Андрий верен собственному выбору до конца жизни, он готов нести за него ответственность, поэтому он погибает за свою любовь, произнося имя своей любимой панночки.

Структура итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Вступление – вводит в тему сочинения, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая затрагивается предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос или представлено собственное мнение.

К примеру, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Преступление и наказание – вечная тема», может начинаться с размышлений о значении понятий преступления и наказания. Или можно задать вопрос, на который ответят аргументы, приведенные в основной части. Уместно заданный вопрос станет лучшей связкой между частями сочинения.

Необходимо помнить о рекомендуемом объеме вступления и не нарушать установленные нормы. Текста должно быть немного, но необходимо разъяснить тему, обозначив то, о чём пойдет дальше речь.

Основная часть (200-250 слов).

В основной части требуется привести доказательства собственных мыслей. Выпускнику необходимо убедить читателя согласиться с его точкой зрения. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.
Читайте также:  Повторное получение свидетельства о браке в 2023 году

Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений мира, и самым популярным этого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе, мужчины который из-за глупого поступка потерял смысл жизни. «Преступление и наказание» показывает нам, на что готов пойти человек из-за отчаяния, и что после происходит с его душой.

Главный героем романа Достоевского «Преступления и наказание» является Родион Раскольников. Именно через него автор, показывает читателям свои мысли об определенной теме, и рассказывает о тяжелой судьбе бедного человека.

Раскольников – красивый, умных человек, который владеет потрясающей харизмой и ловкостью, но, несмотря на большое количество положительных сторон, молодой человек очень бедный, ели платит деньги за аренду квартиры и постепенно бросает учебу. У Родиона довольно часто возникает мысль о величии одних людей над другими и именно из-за этой мысли он не может спать ночами. Несмотря на бедное существование, человек относит себя к высшей категории, которые правят мелкими людьми и окружающей серой массой. Именно из-за этой постоянной идеи, Раскольников решается на убийство бедной старушки, чтобы взять ее деньги и использовать для «полезных» вещей. Как сам мужчина считал, что он преобладает над женщиной, поэтому может делать с ней все что захочет.

Однако сам Достоевский показывает в произведении сильные сомнения героя и противоречия в его душе.

Раскольников долго думает над тем, убивать ли старушку или бросить эту глупую затею. Мужчина долго сомневается и даже пару раз отказывался от идеи, но как только узнал, что старушка будет сидеть дома целый день самой, решил все-таки пойти на этот ужасный поступок. Однако место одного убийства, Раскольников совершает два. Он убивает Алену Ивановну и не вовремя вернувшуюся беременную сестру старухи. Родион из-за сильного страха, хватает небольшое количество украшений и убегает от туда прочь.

Совершив этот ужасающий поступок, Родион позабыл о спокойной жизни. Он все время проводит дома в кровати, не спит, так как ему сняться ужасающие кошмары, а также его новым другом, стало одиночество. Раскольников, перестал общаться со старыми знакомыми, он отделил всех людей от себя и даже самого лучшего друга Размихина, свою сестру и мать. В конце концов, мужчина не выдерживает и идет в полицию, чтобы сдаться.

Но, казалось бы, даже пройдя этот ужасный и трудный путь, Раскольников должен поменять свою точку зрения о том, что он относиться к высшему классу. Но это не так. И только в самом конце герой осознает все свои ошибки, поэтому даже в тюрьме решает полностью изменить свою жизнь. Родион, начинает каяться и вновь стает на путь истинный.

Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. В произведении поднято немало вопросов, касающихся морали, нравственности, наказания за содеянное и многие другие. Чего только стоит описание Петербурга, это мрачности и безысходности.

Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.

Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.

Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.

Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.

Основная причина преступления, совершенного главным героем, — это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.

Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.

Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России. Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.

Эпитеты к слову «преступление»

Жестокое, двойное, мелкое, жуткое, служебное, позорное, очередное, громкое, данное, политическое, бессмысленное, конкретное, невольное, подобное, опасное, любое, таинственное, крупное, незначительное, настоящее, насильственное, тяжёлое, военное, экономическое, международное, единственное непростительное, тяжкое, должностное, уголовное, гнусное злодейское, чудовищное, совершенное, неслыханное, подлое, возмутительное иное, будущее, грязное, чужое, очевидное, нравственное, возможное, дикое, новое, второе, главное, великое, сложное, третье, реальное, вчерашнее, недавнее, другое, первое, сплошное, моральное, явное, обычное, низкое, большое, последнее, невероятное, религиозное, самостоятельное, прямое, случайное, тайное, важное, следующее, историческое, собственное умышленное, зверское, мнимое, ужасное, подготовленное, вопиющее, дерзкое, государственное, страшное омерзительное, запутанное, предполагаемое, кошмарное, ужасающее, серьёзное, отвратительное, федеральное, заурядное, кровавое, аналогичное, изощрённое, бытовое, давнее, мерзкое, воинское, идеальное, загадочное.

Примеры из художественной литературы

1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема преступления и наказания является одной из главных. Ярче всего эта проблема раскрывается в Ершалаимских главах, где автор показывает сцену причинения зла. Используя приём психологизма, писатель передает читателям внутреннюю борьбу и хаос в душе прокуратора Иудеи после того, как он подписал смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат казнит себя за трусость, которую проявил во время допроса и принятия решения. Такая деталь, как ласточка, влетевшая в окно, говорит о том, что прокуратор готов был отпустить арестованного. Однако после некоторого осмысления и осознания, он понял, что это может стоить ему должности или даже жизни. Так, Пилат Понтийский все-таки подписывает смертный приговор философу. Именно в этот момент ласточка вылетает из дворца, унося за собой и свободу невинного человека.

Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от власти. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности и совести. Таким образом, Булгаков показывает парадокс, к сожалению, часто происходящий во все времена: бесстрашный правитель, жестокий и безжалостный, струсил перед вышестоящей властью, испугался потерять свои власть и богатство.

Тему трусости автор развивает, сопоставляя сцены в Ершалаиме с библейским сюжетом распятия Христа. Совершив преступление против не только невинного человека, но и самого себя, прокуратор обрекается на долгое, двухтысячелетнее наказание, и заключается оно в бессмертии. Прокуратор наказан за осознанный выбор, который человек делает в своей жизни. И главная проблема заключается в том, что этим выбором руководили мелочные страхи.

В итоге автор приводит прокуратора к духовному перерождению и восстановлению истинной человеческой сущности — способности к милосердию. Понтий Пилат понимает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое не заканчивается. Освобождение и прощение приходит к нему только в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты, и он уходит по лунной дороге, беседуя с Иешуа.

Понтий Пилат прощён тем, против кого совершил преступление. Прокуратор уже отбыл свое наказание, и ему воздалось по делам его. Таким образом, становится понятна мысль М.А. Булгакова: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён. За любым преступлением следует наказание.

2. А.С. Пушкин «Моцарт и Сольери»

Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная А.С. Пушкиным в трагедии «Моцарт и Сольери» — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого композитора Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он изображает двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — мрачен и безжалостен, отрекся от всего ради искусства. Музыка давалась ему с трудом, и лишь упорными занятиями, превратив ее в ремесло, он достиг успехов.

Читайте также:  Номенклатура научных специальностей ВАК

Для Сальери создание произведения — тяжелая и кропотливая работа, поэтому Моцарта, которому все давалось слишком легко, он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта, он завидует его таланту. Моцарт, по его мнению, всего лишь гуляка, и его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это кажется ему несправедливым и гложет его изнутри.

Таким образом, Сальери движет именно чувство зависти к более успешному композитору. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие искусства — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.

3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» – пять остальных и эпилог. Это говорит об особой важности для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам наказания и самобичевания, Достоевский не только противопоставляет плохому Родиону хорошую Соню, но и сопоставляет две стороны самого Раскольникова: отрицательную и положительную. Таким образом, отображая напряженную борьбу внутри самого героя: борьбу между убийцей и гуманистом. Между этими двумя контрастными психологическими состояниями ведется непрекращающаяся яростная дискуссия «за» и «против» убийства. Примечательно, что Раскольников, пытаясь объяснить мотивы своего преступления, не исповедуется перед Соней в привычном для нас представлении.

Ему не нужно, чтобы его поняли другие, прежде всего, ему необходимо понять самого себя: зачем, почему и для чего он убил старуху? Раскольников сам этого точно не знает и, пытаясь понять мотивы своих действий, рассматривает различные версии убийства, из которых каждая последующая опровергает предыдущую. Так, он в начале думал, что убил, для того чтобы помочь бедным, затем, для того чтобы помочь матери и сестре. Еще одной версией была проверка своей и теории и самого себя на право называться человеком высшего разряда.

Такая смена версий убийств составляет одну из черт композиции романа. А сам Раскольников находится в процессе постоянного самопознания, потому что он не простой убийца, а убийца-теоретик, идеолог, мыслитель, испытатель идеи, которого интересует судьба всего мира.

Новаторством Достоевского в рассмотрении проблемы наказания и преступления явилось то, что он первый показал преступления и наказание не только как нарушение уголовного закона, но и как определенное состояние души преступника, болезненное состояние его сознания. Наказание – это не столько судебный процесс, приговор, тюрьма, каторга, сколько напряженные внутренние мучения человека, нарушившего, прежде всего, не уголовный, а нравственный закон. Объективность этого нравственного закона проявилась в том, что наказание в романе начинается не после, а еще до совершения преступления: колебания, неуверенность, сомнения, терзания героя, показывающие, что любое преступление чревато наказанием. Отсюда следует, что преступление и наказание связаны между собой не только причинно-следственной зависимостью, они, словно две стороны одной медали, а потому любое преступление приводит к наказанию.

Важно, что через наказание проводятся и другие герои, многие из которых в определенном смысле тоже преступники. Каждый из них несет свое наказание, соответствующее преступлению: самоубийство Свидригайлова, разоблачение Лужина, гибель Алены Ивановны. Тем не менее, в этой атмосфере всеобщей преступности убийство человека – самое страшное преступление. Таким образом, автор хотел донести, что нельзя никогда, ни при каких условиях, ни под каким предлогом лишать жизни никакого, даже самого ужасного, ничтожного человека! Эта мысль о защите человеческой жизни как высшей и священной ценности и является основной мыслью романа и всего творчества Достоевского.

4. М. Горький «Старуха Изергиль»

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех частей: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре» и рассказ о судьбе самой Изергиль. Ларра – главный герой первой легенды. Он является сыном простой женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя двадцать лет орел умер, и женщина вернулась с сыном обратно в свое племя. Однако Ларра был воспитан не по людским законам, поэтому презирал окружающих и считал себя лучше всех остальных людей. Он был слишком гордым, как и его отец орел.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Оно подготовлено всем существованием в душном городе — Петербурге. На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория главного героя.

Но рассудочная теория терпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже его семья. Одно преступление влечет за собой другие. Однако не так прост конфликт в душе героя: он прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силен, не выдержал проверки, следовательно он — не сильная личность.

Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы.

Михаил Никифорович Катков (1818–1887) — издатель и редактор литературного журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». В молодости Катков известен как либерал и западник, дружит с Белинским. С началом реформ Александра II взгляды Каткова становятся заметно консервативнее. Писатель показывает, что истинное искупление наступает лишь после страданий человека. Именно страданиями искупает человек грех. Поэтому только на каторге (не сразу) Раскольников понимает всю античеловечность своей теории, тогда приходит раскаяние, любовь к Соне и начинается новая жизнь.

Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании

Но на самом деле нельзя действовать во благо, применяя всевозможные, даже преступные способы.

И герой, в конце концов, осознаёт это: Раскольников не чувствует никакого удовлетворения от того, что попытался изменить этот мир и себя, он мучается, понимая, на что он пошел ради этого.

Цель определяется средствами, которые мы используем для ее достижения.

Цель может казаться благородной внешне, но ее последствия бывают ужасны.

Доказательством может служить повесть Михаила Булгакова » собачье сердце». профессор преображенский преследует высокую цель, он инноватор. но что становится результатом его alt=»Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании»>

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», показывая кровопролитные действия Гражданской войны, выражает мысль о том, что Гражданская война является самым жестоким и самым серьезным преступлением против народа.

Центральный персонаж Григорий Мелехов, вынужденный принимать участие в революционных событиях и событиях Гражданской войны, первоначально не может забыть свое первое убийство, но уже потом он не считает, сколько было убито людей. Авторское недовольство войной видно в следующей фразе: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». В ходе повествования оказываются убитыми настолько большое количество персонажей, что невозможно запомнить не только имена погибших, но и их количество.

Автор демонстрирует чудовищность Гражданской войны, которая разрушает семейные, любовные и дружеские ценности, поскольку из-за разных политических взглядов соседи, друзья, члены одного семейства встают друг против друга. В романе-эпопее выражается мысль о том, что война делает людей жестокими, они привыкают к совершению убийств, война порождает ненависть между людьми, между представителями одного народа, между членами одной семьи. Петр Мелехов отмечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом».

М.А. Шолохов показывает, что Гражданская война – это время для отдельных преступлений. Во время войны «красные» и «белые» не только убивали друг друга, но и, пользуясь царствующим беззаконием и вседозволенностью, совершали грабежи и воровство, применяли насилие к окружающим, в том числе и к мирным людям. Подтелков утверждает, что «разбойника и контрреволюционера» Чернецова нужно обязательно наказать, чтобы «другим неповадно было». Старшина карательного отряда, члены которого не чувствовали угрызений совести, убивая пожилых людей и маленьких детей, Прянишков называл Митьку Коршунова «драконом, а не человеком», поскольку тот не брезговал убивать большевиков, дезертиров и предателей. Жестока сцена группового изнасилования Франи. Мирные жители совершенно не рады Гражданской войне: «И когда уж вы с нашей шеи слезете? То вам дай, это подай… Одни приедут – зерна требуют, другие приедут – тоже тянут и волокут все, что глазом накинут».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *