Как провести электронный аукцион по 44-ФЗ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести электронный аукцион по 44-ФЗ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.
Когда можно вносить изменения в контракт
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Когда победителя признают уклонившимся
Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.
Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.
Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.
Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.
В случае отказа от заключения контракта:
- Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
- Возвращает участнику обеспечение контракта.
Сроки запроса предложений в электронной форме
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Размещение извещения о запросе предложений | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе предложений | ч. 3 ст. 83.1 |
Внесение изменений в извещение о запросе предложений и его отмена | Заказчик не вправе отменять проведение такого запроса или вносить изменения в извещение о проведении такого запроса, документацию о проведении такого запроса | ч. 5 ст. 83.1 |
Получение заказчиком заявок на участие в запросе предложений | Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений. | ч. 15 ст. 83.1 |
Размещение в ЕИС выписки из протокола рассмотрения заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в запросе предложений. | ч. 20 ст. 83.1 |
Подача участниками окончательных предложений | В течение 1 рабочего дня, следующего за днём публикации выписки из протокола рассмотрения заявок. | ч. 21 ст. 83.1 |
Подведение окончательных итогов запроса предложений | На следующий рабочий день после даты окончания срока для направления окончательных предложений. | ч. 23 ст. 83.1 |
Размещение в ЕИС итогового протокола | Размещается в ЕИС в день подписания. | ч. 24 ст. 83.1 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов. | ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке). ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем. | ч. 5 ст. 83.2 | |
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. | ч. 6 ст. 83.2 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч. 7 ст. 83.2 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола запроса предложений. | ч. 9 ст. 83.2 |
☎ Связаться с нами!
Подписание контракта заказчиком
Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).
Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).
Протокол разногласий
Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).
Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).
После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).
Общий срок заключения контракта
Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).
Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений — 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.
При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.
В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.
Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.
Внесение изменений в контракт
Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.
При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).
Приостановление процедуры подписания контракта
Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В этом случае ФАС обязана направить заказчику и оператору электронной площадки требование о приостановлении процедуры, которое является для них обязательным к исполнению. После этого контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если при этом контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков его исполнения с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 статьи 106).
Одновременно законом предусмотрена возможность приостановления заключения контракта в случае наличия принятых судебных актов либо при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки. Эта сторона обязана уведомить об обстоятельствах, препятствующих заключению контракта, другую сторону в течение одного дня. В этом случае течение сроков, установленных для заключения контракта, приостанавливается на срок исполнения судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 статьи 83.2).
В реестр договоров по Закону №223-ФЗ:
Информация и документы о заключении договора вносится в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора (пп. “а” п. 10 Правил ведения реестра договоров (утв. ПП РФ от 31 октября 2014 г. №1132), ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ).
Информация о договорах с субподрядчиками направляется в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком (пп. “б” п. 10 Правил ведения реестра договоров).
Информация об исполнении договора размещается в течение 10 дней со дня его исполнения, в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и (или) оплаты договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ, пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров).
Сведения об изменении или расторжении договора направляются в течение 10 дней со дня внесения изменений или расторжения (пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, является административным нарушением по ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
Неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, согласно ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.
Понятие об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 59 44 ФЗ, электронный аукцион или аукцион в электронной форме, это закупочная процедура, в которой информацию о закупке Заказчик сообщает неограниченному числу лиц, с помощью размещения её в единой информационной системе, размещая извещение о проведении открытого аукциона, документацию о нем, при этом требования к потенциальным участникам закупки, должны быть едиными. Само проведение электронного аукциона должна обеспечить электронная площадка, её оператор. Процесс открытого электронного аукциона жестко регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона о контрактной системе.
Порядок аккредитации участников желающих принять участие в электронном аукционе. (Открытом аукционе в электронной форме)
Для принятия участия в открытом электронном аукционе, участник должен иметь квалифицированную электронную подпись, регистрацию в Единой Информационной Системе и аккредитацию на электронной площадке.
С 01.01 2019г., вступил в силу новый порядок аккредитации на электронных площадках. Все новые участники закупок, проходят регистрацию в ЕИС, и автоматически аккредитуются на восьми государственных площадках. Несмотря на то что новый порядок удобнее, старого способа, на практике это несет ряд сложностей и неудобств. До 31.12.2019 г., участники, которые были аккредитованы ранее и имеют действующую электронно-цифровую подпись имеют возможность принимать участие в электронных закупочных процедурах, без регистрации в ЕИС. Эти участники имеют возможность пройти процедуру регистрации в ЕИС в течении 2019 года.
После регистрации участников закупки в ЕИС, операторы электронных торговых площадок, обязаны в течении одного рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС, осуществить аккредитацию участника на электронной торговой площадке, путем межсистемного информационного взаимодействия портала Госуслуг, Единой информационной системы, и электронными площадками согласно части 4 статьи 24.2 44 ФЗ.
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.
Операторы ЭТП не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.
Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).
Важное дополнение! Для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны направлять операторам ЭП соответствующую информацию для дальнейшего её включения в реестр.
При закупке у единственного поставщика проект контракта должен быть в ЕИС
В Министерстве экономического развития считают, что заказчики должны публиковать проекты контрактов с единственным поставщиком в Единой информационной системе. В законе такая обязанность не предусмотрена. Министерство экономического развития обнародовало письмо, в котором высказало свою позицию относительно размещения информации о закупке у единственного поставщика.
Чиновники напоминают, что согласно статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
при осуществлении определенных закупок у единственного поставщика извещения о них должны размещаться в Единой информационной системе (ЕИС).
Проект контракта можно не размещать, законом такая обязанность не введена. Но чиновники, ссылаясь на необходимость делать госзакупки открытыми и прозрачными, рекомендуют все-таки публиковать в ЕИС проект контракта. Иначе нарушаются нормы статьи 7 закона 44-ФЗ, где указано, что доступ к информации о контрактной системе закупок должен быть свободным и безвозмездным.
В письме также подчеркивается, что их рекомендация относится к следующим ситуациям: осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; закупки по указу президента или распоряжению правительства; выполнение работ по мобилизационной подготовке; заключение контракта на поставку российского вооружения и военной техники; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу/вывозу наркотических средств и психотропных веществ; закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, печатных и электронных изданий; заключение контрактов на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов и необходимых для этого материалов; закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок; заключение контрактов на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства. Читать первоисточник: (28.04.2018)
На каких площадках проводятся ЭА?
Что такое электронная площадка? Это интернет-ресурс, специально созданный для проведения электронных торгов.
На сегодняшний день работают 8 «федеральных» ЭТП + 1 специализированная площадка. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018 г. На спецплощадке под номером 9 проходят закрытые торги в электронной форме, посвященные гособоронзаказу (ГОЗ).
Вот названия этих ЭТП:
- АО «Сбербанк-АСТ»;
- ООО «РТС-тендер»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- Национальная электронная площадка;
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК – Торг»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
На базе этих 9-ти ЭТП проводятся не только электронные аукционы, но и остальные электронные закупки.
Заявка на участие в электронном аукционе
С 1 января 2022 года участник ЭА подает так называемую единую заявку, т.е. она не разделена на 1-ю и 2-ю части, как это было раньше.
В заявке на электронный аукцион отражается следующая информация.
Об участнике процедуры:
- решение о согласии на совершение крупной сделки или о ее последующем одобрении. Решение необходимо, если заключение контракта, предоставление обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта является для участника крупной сделкой (пп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ);
- документальное подтверждение участника требованиям, установленным по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, например, выписки из реестров лицензий, из реестров СРО, лицензии на использование результата интеллектуальной деятельности и т.д. Данные документы предоставляются, если заказчик установил такие требования, или они необходимы в соответствии с законодательством;
- декларация о соответствии участника требованиям, установленным п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ);
- реквизиты счета участника для оплаты контракта. Названные сведения не предоставляются, если в силу закона такой счет открывается после заключения контракта.
О товаре, при закупке товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ, оказании услуг):
- сведения и документация, установленные соответствующими НПА, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ, если в извещении установлены запреты, ограничения, условия допуска. При непредоставлении таких документов заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение об иностранных товарах (работах, услугах);
- предложение участника закупки в отношении товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ (оказании услуг), с указанием:
— характеристики поставляемого товара, соответствующего критериям, установленным в описании объекта закупки, и товарного знака (при наличии). Сведения можно не указывать, если в описании объекта закупки указан товарный знак и к поставке предлагается товар с ним же, либо если в описание объекта закупки включена проектная документация или смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ);
— наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;
Важно: если предлагается иностранная продукция, в отношении которой действует запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, то оператор ЭТП должен вернуть такую заявку (пп. «д» п.5 ч.6 ст.43 44-ФЗ).
- документальное подтверждение соответствия товара, работы или услуги требованиям законодательства. Документы предоставляются для определенных товаров в том случае, если заказчик установил такое условие в извещении. Например, документом, подтверждающим регистрацию товара при закупке лекарств, является копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12.10.2020 г. № 24-02-06/88891). В иных случаях, если в соответствии с законодательством РФ документы передаются вместе с товаром (копия паспорта изделия, сертификат качества и др.), требование о предоставлении таких документов на этапе подачи заявок неправомерно, так как в этот момент участник не обязан иметь товар в наличии.
Документы со стороны заказчика
В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.
Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:
- Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
- Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
- Инструкция по заполнению заявки.
- Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
- Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
- Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.
Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.
В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:
- идентификационный код закупки (ИКЗ);
- условия контракта;
- дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- дата проведения электронного аукциона;
- размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.
Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.
Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.
После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.
Порядок проведения торгов
В обозначенный день проводятся торги на одной из электронных торговых площадок. Для успешного прохождения торгов многие компании заказывают помощь в тендерах.
Сроки и порядок проведения самой торговой процедуры зависят от нескольких факторов. В частности, от стартовой стоимости, количества участников, их стратегии поведения в ходе закупки. Минимальное время проведения закупки составляет 10 минут. Такая ситуация возможна, если в ходе торгов никто из участников не сделал свою ставку.
В последнем случае торги признаются несостоявшимися, побеждает участник, который подал заявку на участие в электронном аукционе первым. Контракт при этом подписывается по НМЦК.
В некоторых случаях торги могут длиться и несколько суток. Это возможно, если цена контракта ушла в минус, и участники продолжают борьбу за право подписания контракта (то есть они сами предлагают заплатить заказчику за право подписания этого контракта). Средняя продолжительность электронных торгов составляет 1-1,5 часа.
Оператор ЭТП должен контролировать соблюдение требований к процедуре закупки. Все требования допускается разделить на несколько этапов. На первом этапе ценовые предложения передаются в течение 10 минут от последнего. Шаг аукциона при этом составляет 0,5-5% от НМЦК.
Делать ставки за пределами утвержденного шага аукциона недопустимо, как и подавать ценовую заявку, которая больше последней ставки. Поставщик также не вправе повторять ценовые предложения.
Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Исключение составляет электронный аукцион для осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, документация которого содержит проектную документацию. В этом случае электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие.
После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение еще 10 минут каждый участник может подать еще одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).
Этот этап предусмотрен для того, чтобы все участники, кроме победителя, могли улучшить свои предложения и занять второе место. В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик предложит заключение контракта участнику, заявке которого присвоен второй номер. Заказчик имеет на это право в соответствии с ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ.