Государственная кадастровая оценка в 2022-2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная кадастровая оценка в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.

Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.

Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда

С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:

  • есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
  • эти сведения с точки зрения методики верны.

Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:

  • о сносе или реконструкции самовольной постройки;
  • признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
  • признании объекта движимым имуществом.

Какой орган определяет кадастровую стоимость

Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость квартиры, важно знать, что единственным органом, который ведет федеральный учет недвижимого имущества является Росреестр. Процедура государственного оформления имущества на собственника проходит по следующему алгоритму:

  1. Муниципальные власти подают запрос о потребности изменения территории, которая относится к ее ведению.
  2. Перечень наделов, подлежащих оценке, составляется управлением Росреестра. Прописываются отличия и характеристики объекта, включая почтовый адрес, наличие построек на территории и их качества, а также общее количество квадратных метров территории.
  3. Рассчитываются удельные показатели для земли под каждый из видов использования. Процедура выполняется оценщиком.
  4. На основании результатов оценки муниципальные власти составляют официальный законодательный документ.
  5. Данные об объекте размещения вносятся в единую федеральную базу.

Почему важно удостовериться, внесен ли ваш земельный участок в перечень или нет?

Земельного участка, владельцем которого вы являетесь, может не оказаться в списке. К примеру, участок, сформированный совсем недавно, будет оценен не сейчас, а в начале 2023 года.

Если он сформирован до 01.01.2022 года, но в списке его не оказалось, велика вероятность, что он в принципе не будет проходить ГКО. Просчитайте, устраивает ли вас текущая ситуация, или вы хотели бы изменить его кадастровую стоимость. Земельный участок, который не пройдет оценку сохранит за собой предыдущую кадастровую стоимость. Если вам очевидно, что «старая» цена меньше той, что потенциально могут насчитают при новой ГКО, то и не надо никуда обращаться – оставьте себе низкую кадастровую стоимость и низкий земельный налог. Если же вам требуется, чтобы участок был все-таки оценен, то придется обратиться в региональное ГБУ и потребовать внесения земельного участка в перечень оцениваемых. Специальной формы для подобного обращения не существует, поэтому пишите в свободной форме.

Кроме того, ознакомившись с перечнем, обязательно сверьте зафиксированные там характеристики участка с фактическим положением дел. Ведь информация может не соответствовать действительности – ошибки в площади, ВРИ, в других графах. Если решите исправить неточность, то это тоже юрисдикция ГБУ.

Практический обзор основных изменений в сфере кадастровой оценки

Предлагаю вашему вниманию практический обзор основных изменений в сфере государственной кадастровой оценки (ГКО), недавно принятых Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ФЗ о ГКО).

1. Периодичность ГКО.

Было — не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет.

Стало — четко через 4 года с года проведения последней (ч. 4 ст. 11 ФЗ о ГКО).

Т.е. теперь гарантированный срок жизни КС – 5 лет. Например: провели ГКО в 2022, результаты применяются с 2023, новая ГКО проводится в 2027, новые результаты применяются с 2028 г.

1.1. При этом, независимо от действующей в регионе текущей периодичности, первая ближайшая ГКО должна быть проведена: по всем ЗУ – в 2022 г., по всем зданиям, помещениям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, машино-местам (для краткости именую их далее «ОКСы») – в 2023 г. (ч. 5, 6 ст. 6 269-ФЗ). Соответственно, вторая ближайшая ГКО будет проведена: по ЗУ – в 2027 г. (начнет применятся в 2028 г.), по ОКСам – в 2028 г. (начнет применятся в 2029 г.) (ч. 5 ст. 7 269-ФЗ). (Для простоты буду называть далее эти императивно объявленные по всей РФ ГКО «общефедеральными».)

1.2. Тут нужно учитывать уже проводимые или объявленные в регионе ГКО. Например, в Краснодарском крае проводится ГКО ЗУ в 2020 г. и объявлена ГКО ОКСов на 2021 г. Соответственно, срок жизни новой КС по результатам уже проводимой ГКО ЗУ составит всего 2 года (2021-2022), т.к. в 2022 будет проведена уже общефедеральная ГКО, вступающая в силу с 2023 г.

1.3. С ГКО ОКСов, объявленной в Краснодарском крае на 2021 г., интереснее. Тут проявляет себя эффект изменения формулировки по периодичности проведения ГКО. Например, последняя ГКО по ОКСам в Краснодарском крае была в 2018 г. По старой формулировке («не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет») 2021 г. — вполне подходит, т.к. это четвертый год после 2018 г. включительно, а значит, соблюдается условие «не чаще 1 раза в 3 года». А вот по новой, уточненной формулировке («не ранее чем через 3 года после года проведения последней ГКО»), уже вступившей в силу и применимой и к старым ГКО, проводимым до общефедеральных (п. 1 ч. 7 ст. 6 269-ФЗ), новая ГКО ОКСов может быть проведена не ранее чем в 2022 г. Стало быть, ранее объявленная на 2021 г. ГКО ОКСов должна быть перенесена на 2022 г. Но тогда срок ее жизни до начала применения результатов проводимой в 2023 г. общефедеральной ГКО составит всего 1 год (2023 г.), а значит, вполне вероятно, что ее и вовсе совместят с общефедеральной, иначе затраты на ее проведение не будут оправданы сроком ее применения.

Информация о деятельности Комиссии по рассмотрению споров, созданной при Управлении Росреестра по Тульской области в 2019 году

В 2019 году в Тульской области оспаривание правообладателями или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Тульской области (далее – Комиссия), осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального закона
от 29.07.1998 No 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В 2019 году в Комиссию поступило 760 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 1366 объектов недвижимости: 993 земельных участков, 373 объектов капитального строительства. Из общего количества поступивших заявлений:

по 204 заявлениям приняты решения об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, что составляет 30,8 % от общего количества рассмотренных заявлений;

по 458 заявлениям приняты решения об отклонении заявления, что составляет 69,2 % от общего количества рассмотренных заявлений;
77 заявления не приняты к рассмотрению по причине некомплектности представленных документов;

21 заявление отозвано заявителями до рассмотрения спора.

В Тульской области в 2019 году ГУ ТО «Областное БТИ» проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (за исключением земельных участков). Результаты работ утверждены постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 No 540, которое вступило в силу с 01.01.2020.
В связи с проведением работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства процедура оспаривания кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 No 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». На территории Тульской области в настоящее время оспорить кадастровую стоимость объектов капитального
строительства возможно только в судебном порядке.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости земельных участков производится согласно требованиям Закона об оценочной деятельности: в суде либо Комиссии. Заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и необходимые документы, принимаются Комиссией при личном обращении по адресу: г. Тула, ул. Сойфера, д. 20а, кабинет 102 либо по почте по указанному адресу.

Читайте также:  Как работать с претензиями покупателей в розничном магазине

Отличия кадастровой стоимости от рыночной

Кадастровая стоимость — это оценка недвижимого имущества государством. Органы власти проводят оценку по утвержденной методике.

Рыночная стоимость квартиры, дома — это цена, о которой договорились обе стороны сделки, продавец и покупатель. На эту цену влияют разные факторы: площадь недвижимости, этаж, год постройки, наличие и состояние инженерных коммуникаций, планировка и проведённый ремонт, транспортная доступность и инфраструктура. Полный перечень включает больше критериев и зависит от конкретного объекта.

Стоимость по кадастру устанавливают в конкретном регионе на основе среднестатистической цены. Множество похожих объектов недвижимости группируют и определяют для них стоимость на конкретную дату.

Рыночная стоимость меняется постоянно, кадастровая фиксируется на определённый законом срок.

С 2022 года вводятся единые сроки кадастровой оценки недвижимости

  • Новости
  • Мероприятия
    • Интервью и выступления
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
    • Издания

        Рост в 21,4% весьма сильный, особенно в процентном отношении к предыдущей кадастровой оценке, считает общественный уполномоченный в Москве по вопросам судебной экспертизы, кадастровой оценки и оспариванию кадастровой стоимости Кирилл Кулаков. По его словам, до сих пор таких колебаний кадастровой стоимости не наблюдалось.

        «Но этот скачок вполне объясним. Прежде всего, взрывным ростом цен на рынке жилья в 2020 году. Также сказался больший период — три года вместо двух лет между ГКО, так как в прошлом году Москва отменила утверждение ее результатов», — пояснил он.

        Кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с рыночными показателями. Но обычно ее показатели ниже рынка. По оценке компании Consul Group, кадастровая стоимость 99% жилых квартир по сравнению с кадастровой стоимостью, которую утвердили в 2018 году, увеличится. Но рост этот будет меньше реального роста цен на квартиры в Москве за тот же период (с 2018 по 2021 год), отметил управляющий партнер Consul Group Сергей Пивоварчик. Так, например, в ЮАО кадастровая стоимость в среднем по округу вырастет на 21%, в то время как рыночные цены на квартиры с 2018 по 2021 год выросли на 31%.

        По данным ЦИАН, кадастровая оценка по состоянию на 2018 год была в среднем на 25% ниже рыночных цен в столице, а в «версии 2022 года» она будет ниже рынка на 36%. Хотя сравнивать напрямую динамику кадастровых и рыночных цен не всегда корректно. В первом случае ставится задача оценить каждый дом (от самого ветхого до самой дорогой новостройки), тогда как выборка у рыночных цен существенно смещена в сторону недавно сданных новостроек. «Этим и объясняется то, что кадастровые цены за три года увеличились на 21%, а средние рыночные — более чем на 40%, а в Новой Москве — почти на 60%», — отметил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.

        «Временные» статусы присваивались дачным владениям с 1 марта 2008 года и перестали назначаться с 1 января 2017 года. Данный статус действовал в течение 5 лет и означал, что участок был поставлен на учёт в кадастровом ведомстве, но не был зарегистрирован окончательно. Если по истечении 5 лет владелец не оформил право на участок, ему присваивался статус «аннулированный», и запись о нём уходила в архив.

        Ни один из статусов не подразумевает изъятие участка у его владельца (за исключением грубых нарушений по эксплуатации земли или согласия на изъятие владельца) и не препятствует оформлению законных прав на землю.

        Так как статус «временный» не назначался с 1 января 2017 года на 5 лет, после 1 марта 2022 года участков с данным статусом не останется — часть земель будет зарегистрирована на владельцев, часть — станет «аннулированными».

        Основание. Ч. 7 ст. 72 закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

        До 1 марта 2022 года продлена дачная амнистия, позволяющая в упрощённом порядке оформить право собственности на садовые дома. Для оформления достаточно двух документов — правоустанавливающего документа на владения и технического плана земли. Документы можно лично передать для регистрации в органы Росреестра.

        Если дом расположен не на дачном участке, а на земле, выделенной по индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то право оформляется в уведомительном порядке.

        Владелец земли должен отправить в администрацию по месту нахождения участка:

        • уведомление о предстоящих строительных работах с описанием параметров планируемой постройки;
        • после окончания строительства — соответствующее уведомление с техническим планом готового строения.

        Основание. Ч. 5 ст. 16 закона №340-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

        Процедура проведения электричества к садовым участкам стала проще:

        1. Владелец земли может лично подать заявку на электрификацию участка. До изменений владелец мог отправить заявку только через садоводческое или огородническое товарищество, а это замедляло процесс подключения к электросетям.
        2. Все коммуникации будут подводиться к участку гражданина, подавшего заявку, при условии, что заявка будет подана на подключение энергопринимающих устройств не более 15 КВт. До изменений сетевая компания протягивала линию не дальше границ садового некоммерческого товарищества.

        Основание. Постановление Правительства РФ №1711 от 9.10.2021.

        Кратко подведём итоги:

        1. В 2022 году не останется дачных участков с «временным» статусом. Часть из них будет окончательно зарегистрирована на владельцев, часть — станет «аннулированными».
        2. До 1 марта 2022 года действует дачная амнистия, дающая возможность оформить право на участок в упрощённом порядке.
        3. Подключение к электросетям дачного владения будет осуществляться по личному заявлению владельца, причём электрическая линия будет проведена непосредственно до участка, а не до границ садоводческого некоммерческого товарищества.

        В 2022 году увеличится кадастровая стоимость недвижимости. Что это значит?

        По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

        Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

        С 11 августа 2022 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

        Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

        Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

        Теперь будут созданы комиссии при ГБУ, то есть органах, которые проводили массовую кадастровую оценку в регионе, и нужно будет подать заявление на эту комиссию. В первой версии этого закона предполагалось, что можно будет только оспорить решение ГБУ, но требовать непосредственного установления кадастровой стоимости равной рыночной станет невозможно. И это ключевой момент. К счастью, не так давно этот пункт убрали из закона.

        Самое интересное начинается в Арбитражном Суде. Так как если раньше судья даже не интересовался тем, что именно написано в отчете оценки, то сейчас он детально изучает, какие был проведен расчет / корректировки в расчете, как подбирались объекты-аналоги, почему анализ рынка выполнен именно в таком ключе и так далее. То есть судью интересует совершенно каждый элемент этого отчета. Поэтому иногда оценщики даже не могут ответить судье на вопросы или на замечания правительства, так как эти вопросы могут быть довольно «странные». Так, например, на заседании суда оценщика могут спросить, почему он использует объекты-аналоги, которые различаются по площади в 2 раза, хотя речь идет о больших земельных массивах. И этот вопрос странен, так как когда говорят о 10 или 20 гектарах, то «разница в 2 раза» не столько заметно, ведь объекты находятся в одном сегменте.

        Также законом вводится еще одно очень интересное нововведение: если раньше отчет об оценке должен был быть составлен на ретроспективную дату, то есть по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то сейчас отчет выполняется на текущую дату и это в корне меняет процедуру пересмотра кадастровой стоимости.

        Авторы законопроекта сказали, что именно этот подход позволяет ГБУ очень качественно подойти к процедуре рассмотрения отчетов, потому как в противном случае заявители могли мешать комиссии, говоря что-то лишнее или отвлекая суд подробностями. Теперь подобное полностью исключено.

        В 2022 году в Санкт-Петербурге была проведена массовая кадастровая переоценка объектов недвижимости. И когда результат был представлен, то люди возразили: кадастровая стоимость выросла в среднем на 25% в 2022 году, что не является справедливой оценкой. В результате, эта кадастровая оценка была отменена.

        Исключение участков из границ поселений означает их перевод в иную категорию земли. Земли поселений находятся во введении органов местного самоуправления. Должностные лица осуществляют планирование, зонирование подконтрольной территории, ее охрану и способы использования. Полномочия органов самоуправления представлены в ст. 6 – 8 ГрК РФ. Именно они вправе рассматривать и принимать решение о необходимости перевода земель поселений в иную категорию.

        Подача и рассмотрение заявки на включение земельного участка в границы земель поселений и его исключение из границ – бесплатная процедура. Если в дальнейшем планируется межевать участок, тогда придется заплатить кадастровому инженеру за уточнение границ утвержденной территории.

        Примечательно, что оценка земель населенных пунктов и сельхоз назначения фактически была проведена. Как мы писали ранее, на сайте Фонда кадастро��ой оценки уже был опубликован «чистовой» вариант отчетов. Планировалось, что эти отчеты будут официально утверждены КУГИ КО в конце ноября и новая кадастровая оценка начнет применяться для расчета земельных платежей с 1 января 2022 года. Однако теперь очевидно, что в 2022 году мы продолжим использовать ту же кадастровую стоимость, что действует сейчас.

        Итак, ответственность за проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ложится на бюджетное учреждение по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Работа этой структуры строится на основании перечня объектов, которые по запросу специалистов учреждения предоставляет Росреестр (приказ Росреестра от 06.08.2022 № П/0283).

        Чтобы избежать повторения ошибок, допущенных ранее частниками, была выстроена новая система государственной кадастровой оценки, которую теперь осуществляют региональные государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Особое внимание в ГБУ уделяется подбору кадров: специалисты должны обладать квалификацией, позволяющей им на достойном профессиональном уровне определять справедливую стоимость проблемных активов, систематизировать и анализировать рыночные цены на недвижимость.

        Конечно, в идеале кадастровая стоимость должна совпадать с рыночной. Однако такие случаи довольно редки, и, поскольку не имеют прямого отношения к теме нашего сегодняшнего разговора, то вернёмся к этому вопросу в другой раз. Достаточно уяснить, что кадастровую стоимость государство устанавливает в основном с целью расчёта размера налоговых платежей — для определения налогооблагаемой базы.

        Процесс совершенствования самой процедуры государственной кадастровой оценки сегодня идёт полным ходом. С учетом правоприменительной практики в действующее законодательство постоянно вносятся поправки, призванные обеспечить прозрачность любых процедур, относящихся к определению справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Благодаря этой стратегии владельцы недвижимости уже получили возможность влиять на оценку до того, как её результаты будут окончательно утверждены.

        Согласно одной из новелл, заметные изменения касаются собственно механизма пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в ситуации, если на российском рынке недвижимости произойдёт обвал цен. Имеется ввиду индекс рынка недвижимости, который рассчитывается в процессе сравнения кадастровой и рыночной стоимости объектов. Снижение более чем на 30% автоматически станет сигналом для применения индекса по отношению ко всем кадастровым стоимостям. Реагировать на ситуацию и самостоятельно определять величину индекса обязан Росреестр.

        Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

        Новые правила определения стоимости по кадастру на земельный участок. Что ждать собственникам? Постепенно в субъектах начинает проводиться переход на новый метод определения цены по кадастру на объекты имущества недвижимого характера. На вопрос, как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году, можно сказать, что появился кардинально новый подход. На основании ФЗ № 334 от 03 августа 2022 года зафиксировано три ведущих изменения, касающиеся цены по кадастру.

        В 2022 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

        Для Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрена возможность подачи заявления на пересмотр суммы по кадастру только в одном случае, если есть подозрения, что гражданин намеренно через комиссию сделал ее существенно меньше. При этом земля не должна принадлежать муниципалитету.

        ВНИМАНИЕ . В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

        Федеральным законом от 31.07.2022 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в закон о государственной кадастровой оценке введена новая статья, которая предусматривает использование индексов рынка недвижимости в целях изменения кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

        О том, как изменится проведение кадастровой оценки в 2022 — 2023 годах поделились в Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике. Теперь с 2022 года при определении кадастровой стоимости будут учитываться сведения, которые на нее влияют в силу указания закона. Например, в отношении зданий, помещений, машино-мест важны данные об их местоположении, годе постройки, материале стен, серии многоквартирного дома, сведения о ветхом или аварийном состоянии. А в отношении земельных участков учитываются местоположение, нахождение в границах зоны с особыми условиями использования территории. С 2022 года очередная кадастровая оценка земельных участков будет осуществляться каждые четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения — через два года, если высший исполнительный орган власти субъекта РФ примет соответствующе решение. При этом в 2022 г. оценка земельных участков должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности. с 2023 г. с указанной периодичностью будет осуществля��ься очередная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Так же в 2023 г. их оценка должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности.

        В отношении земельных участков, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе вводится новое правило, согласно которому решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти указанных субъектов в случае, если по заявлению собственника земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена (п. 17 ст. 22.1 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

        Несоответствие определения кадастровой стоимости методическим указаниям или практически любая иная ошибка, повлиявшая на величину кадастровой стоимости одного (единичная ошибка) или нескольких объектов (системная ошибка) недвижимости может быть исправлена по заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (п. 17 ст. 5 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

        4. Ещё одной новеллой Закона является новый механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости (пунктом 15 статьи 5 Закона, Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» дополнен статьей 19.1 «Индексы рынка недвижимости»).

        2. Одновременно вводится новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной (п. 19 ст. 5 Закона). Дополнятся новой статьей 22.1 ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Фактически, вновь введен досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

        Решение бюджетного учреждения как ненормативный акт может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием такого решения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере его рыночной стоимости.

        Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.

        Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2022 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

        Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

        1. Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости. Ее можно получить в МФЦ, в ней указаны размер КС, дата, на которую КС рассчитана, и кадастровый номер.
        2. Отчет о рыночной стоимости, выполненный оценщиком, членом СРО.
        3. Заявление о пересмотре КС от собственника или доверенного лица.
        4. Правовые документы на землю.

        Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

        В 2022 году по всей России пройдет кадастровая оценка земельных участков

        Сейчас только торговые и офисные здания или помещения облагаются налогом «по кадастру», а складские и промышленные объекты — по остаточной балансовой стоимости.Не обошли поправки в закон и срок принятия решения о проведении кадастровой оценки. По новым требованиям законодательно закрепляется правило о том, что

        «решение о проведении очередной ГКО принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки»

        . То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.Кроме того, расширен спектр источников информации для оценки.

        ГБУ получили право запрашивать сведения об оцениваемых объектах, на основании которых делалась кадастровая оценка, не только из официальных источников, но и в организациях, управляющих многоквартирными домами, ресурсоснабжающих компаниях, организациях, осуществлявших до 2013 года технический учет (ПИБ, ГУИОН).К 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимостиДанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию безвозмездно в течение 20 дней. Также ГБУ вправе запрашивать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий.В случае невозможности дальнейшего использования по назначению того или иного объекта недвижимости, находящегося в зоне с особыми условиями, собственник данного объекта вправе требовать от предприятия выкупа такой недвижимости.

        Также данные об этом должны быть предоставлены в ГБУ, так как они напрямую влияют на кадастровую стоимость объекта и обязаны быть учтенными при проведении ГКО.Следующая поправка в закон прописывает ценообразующие факторы, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости.

        Местоположение, год постройки, материал стен, серия многоквартирного дома, пребывание объекта в ветхом или аварийном состоянии, а также ряд других факторов теперь обязательно будут учитываться при проведении кадастровой оценки. Неучет таких факторов является

        Ситуация с восприятием ее обоснованности стала выправляться с началом применения закона.Напомню, переходный период начался с 2022 года. В каждом субъекте Российской Федерации государственным бюджетным учреждениям было передано право проводить кадастровую оценку по единой для всей страны методике.К примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, где уже проведена кадастровая оценка по новым правилам, по имеющимся у нас данным, кадастровая стоимость так называемой бытовой недвижимости, принадлежащей гражданам, приведена региональными властями к уровню, не превышающему рыночный.Это стало возможным в том числе благодаря осуществлению этими региональными учреждениями постоянного сбора информации из всех доступных источников, в которых содержатся различные (важные для качественной оценки) сведения. Росреестр со своей стороны также стремится оказывать поддержку регионам для качественной кадастровой оценки, предоставляя различные имеющиеся у нас сведения об объектах недвижимости.Для чего же тогда понадобилось вносить еще изменения, когда и так все вроде бы складывалось хорошо?Виктория Абрамченко: Поправки направлены на урегулирование нескольких нерешенных вопросов.

        Первое — дать правообладателям реальную возможность повлиять на оценку до ее принятия. Второе — дать регионам инструменты по исправлению старых ошибок.

        Третье — повысить ответственность за результаты оценки и повысить скорость и качество исправления возможных ошибок.

        Четвертое — применять исправленную кадастровую стоимость взамен исправляемой согласно принципу «любая ошибка — в пользу правообладателя». Пятое — перейти к единому прогнозируемому циклу кадастровой оценки во всех регионах нашей страны. И наконец шестое — переформатировать комиссии по рассмотрению споров о кадастровой оценке таким образом, чтобы механизм внесудебного установления рыночной стоимости стал реально доступным и справедливым по отношению ко всем правообладателям.Важно, что изменения не касаются самой процедуры оценки — внутри процесса должны работать и работают профессионалы.

        поделились в Управлении Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике.

        Теперь с 2022 года при определении кадастровой стоимости будут учитываться сведения, которые на нее влияют в силу указания закона. Например, в отношении зданий, помещений, машино-мест важны данные об их местоположении, годе постройки, материале стен, серии многоквартирного дома, сведения о ветхом или аварийном состоянии.

        А в отношении земельных участков учитываются местоположение, нахождение в границах зоны с особыми условиями использования территории. С 2022 года очередная кадастровая оценка земельных участков будет осуществляться каждые четыре года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения — через два года, если высший исполнительный орган власти субъекта РФ примет соответствующе решение. При этом в 2022 г. оценка земельных участков должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности.

        с 2023 г. с указанной периодичностью будет осуществляться очередная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Так же в 2023 г. их оценка должна быть проведена во всех субъектах РФ без учета ограничений периодичности. Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        в закон о государственной кадастровой оценке введена новая статья, которая предусматривает использование индексов рынка недвижимости в целях изменения кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

        Определять индексы рынка недвижимости Кадастровая палата. При снижении показателя более чем на 30% палата внесение изменений в ЕГРН в части снижения кадастровой стоимости. Исключение — случаи, когда она установлена в размере рыночной.

        Так же вводится новый механизм досудебного обжалования результатов кадастровой оценки. Заявления об установлении индивидуальной рыночной оценки в качестве кадастровой рассматривают бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой.

        Кадастровая оценка земли в Московской области.

        Процедуру стоит выделить в отдельную категорию. Она проводится через определенные промежутки времени для получения наиболее актуальной информации. С какими целями используются данные:

        1. На основе информации в кадастре происходит начисление налогов.
        2. Эти данные могут использоваться в процессе раздела.
        3. Они могут пригодиться еще при ряде процедур.

        Как обычно проходит весь процесс оценки земельного участка?

        1. Вы обращаетесь в Росреестр или в Кадастровую палату.
        2. Предоставляете пакет документов.
        3. Специалисты осуществляют расчет.
        4. Они предоставляют данные.
        5. Полученная информация вносится в базы.

        В последнее время часто рыночная оценка стоимости земельного участка дает несколько иные результаты, чем кадастровая. Разница может быть существенной. Поэтому так важно своевременно провести проверку параметров после выполнения процедуры.

        Как быть, если показатели отличаются? Вам необходимо подать заявление в специальную комиссию для оспаривания. Направить его можно в течение 6 месяцев после проведения процесса, обратите внимание на данный факт!

        В комиссии запрос рассматривается, происходит проверка данных. Часто сотрудники отказывают в изменении информации и не признают факта ошибки. В таком случае выход только один – обратиться в суд.

        Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
        По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
        В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

        Различия рыночной и кадастровой оценки земель

         Показатель 
         Рыночная оценка 
         Кадастровая оценка 
        Вид оцениваемой 
        стоимости (в
        соответствии
        с ФСО N 2)
        Рыночная стоимость 
        Кадастровая стоимость 
        Цель оценки 
        (как правило)
        Купля-продажа 
        Налогообложение, аренда 
        Нормативная 
        правовая база
        Федеральный закон
        "Об оценочной деятельности
        в Российской Федерации";
        Земельный кодекс
        Российской Федерации;
        Градостроительный кодекс
        Российской Федерации;
        законы субъекта
        Российской Федерации;
        подзаконные акты
        субъекта Российской
        Федерации;
        другие законы и
        подзаконные акты
        Федеральный закон
        "Об оценочной деятельности
        в Российской Федерации";
        Земельный кодекс
        Российской Федерации;
        Постановления Правительства
        Российской Федерации:
        - от 25.08.1999 N 945
        "О государственной
        кадастровой оценке земель";
        - от 08.04.2000 N 316
        "Об утверждении Правил
        проведения государственной
        кадастровой оценки земель";
        - от 11.04.2006 N 206
        "О внесении изменений в
        некоторые акты Правительства
        Российской Федерации в связи
        с совершенствованием
        государственной
        кадастровой оценки земель"
        Нормативная 
        методическая база
        Методические подходы 
        к оценке (сравнительный,
        доходный, затратный);
        Федеральные стандарты
        оценки: ФСО N 1, ФСО N 2
        ФСО N 3
        Федеральные стандарты 
        оценки: ФСО N 1, ФСО N 2
        ФСО N 3, ФСО N 4;
        методические указания
        (рекомендации, методики)
        по государственной
        кадастровой оценке земель
        (по категориям земель)
        Количество 
        применяемых
        подходов
        (как правило)
         2 
         1 
        Статус оценки 
        Негосударственная 
        Государственная 
        Дата оценки 
        Любая, по согласованию 
        с заказчиком
        1 января года проведения 
        работ
        Вид оценки 
        Индивидуальная 
        Массовая 
        Продолжительность
        выполнения работ
        (как правило)
        до 3-х месяцев 
        до 7-ми месяцев 
        Срок действия 
        (актуальность)
        полученных
        результатов
        оценки
        6 месяцев 
        от 1 до 5 лет (как правило, 
        5 лет)
        Применение 
        принципа
        наилучшего и
        наиболее
        эффективного
        использования
        Применяется 
        Не применяется, 
        рассматривается
        фактический (текущий)
        вид использования
        Обязательные 
        процедуры
        придания
        результатам
        легитимности
        Экспертиза (не во всех 
        случаях)
        Согласование, экспертиза, 
        утверждение
        Согласование 
        (сведение)
        результатов,
        полученных с
        использованием
        различных
        подходов
        Проводится 
        Не проводится 
        Использование 
        программного
        продукта при
        проведении
        расчетов
        Как правило, не 
        используется
        Как правило, используется 
        Форма отчета 
        В соответствии с ФСО N 3
        В соответствии с ФСО N 3
        и специальными обязательными
        требованиями к отчету
        Обследование 
        в натуре,
        фотографирование
        объекта
        Проводится 
        Не проводится 
        Стоимость работ 
        по оценке одного
        объекта
        (в среднем)
        15 - 150 тысяч рублей 
        15 - 150 тысяч рублей 

        Таким образом, между рыночной и кадастровой оценками земель существует довольно много отличий, в том числе существенных, что не позволяет поставить между ними знак равенства.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *