Страховые взносы: что это такое, виды, плательщики, расчет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы: что это такое, виды, плательщики, расчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Пример расчета страховой пенсии
Допустим, Антон Сергеевич накопил за свою трудовую жизнь 50 коэффициентов и выходит на пенсию в 2030 году. Возьмем для расчета показатели 2020 года.
50 коэффициентов х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10336,25 рубля в месяц.
А теперь представим, что Антон Сергеевич два года отслужил в армии. За каждый год службы он получил 1,8 коэффициента. В этом случае расчет будет выглядеть так:
(50 коэффициентов + 3,6 коэффициента) х 93 рубля + 5686,25 руб. = 10671,05 рубля в месяц.
В обоих случаях, если у Антона Сергеевича есть еще и накопления ОПС, его пенсия в месяц будет выше.
КСТАТИ Страховую пенсию можно повысить, если оформить ее не сразу по достижении пенсионного возраста, а позже. В этом случае применяются так называемые повышающие коэффициенты. Например, если выйти на пенсию на пять лет позже положенного срока, то размер страховой части можно увеличить почти на треть.
На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.
Обеспечить, чтобы определенные группы самозанятых лиц были обязательно застрахованы в установленном законом пенсионном страховании. Концепция преподавания широко трактуется здесь: занятия, а также занятия по гольфу или аэробности. Об этом говорят как о самоочевидности. Вы не знаете, относится ли это к вам? Затем прочитайте соответствующую главу. Ремесленники и домостроители. . Если вы самозанятые в качестве педагога, педагога или воспитателя и использовать требование страхования, у вас нет пенсионного страхования.
Конечно, вы понимаете, что если деятельность сотрудников на вашем лице с вашей собственной работы, связанной, так что мы можем вычесть это на страхование. Поэтому мы не можем оценить мощность очистки в вашем частном доме. Если вы работаете в качестве вспомогательного работника в пределах лимита незначительности, вы также будете облагаться обязательным страхованием. Другое дело, если у вас есть несколько второстепенных сотрудников, которые заменяют застрахованного сотрудника.
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Данные виды взносов рассчитываются с заработной платы и иных выплат, начисленных по каждому сотруднику ежемесячно на последнее число месяца исходя из базы для исчисления страховых взносов. А уплачиваются не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Страховые взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения организации, а страховые взносы на травматизм — в Фонд социального страхования.
В случае неуплаты страховых взносов работодатель несет налоговую, административную и уголовную ответственность.
Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
- Конституции Российской Федерации;
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
Виды пенсий в системе ОПС
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Система индивидуального (персонифицированного) учета
Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.
На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:
ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.
В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию: законодательная база
Список участников правоотношений в рамках системы ОПС зафиксирован в ФЗ-167 от 15.12.01. Согласно документу, в системе ОПС участвуют:
- страховщик – пенсионные фонды, как государственные, так и негосударственные, выступающие получателями страховых взносов;
- страхователь – работодатель или ИП, которые уплачивают социальные взносы в ПФР/НПФ от имени застрахованных лиц;
- застрахованные лица – граждане, являющиеся плательщиками страховых взносов получателями услуг рамках ОПС.
Кроме того, данным нормативным документом регламентируются общие положения пенсионного обеспечения, а именно разъяснение понятий риска и страхового случая, а также перечень выплат, гарантируемых при наступлении такого случая. Согласно закону, в общем порядке страховым случае считается достижение гражданином пенсионного возраста, в частных случаях – инвалидность или смерть пенсионера. Таким образом, ФЗ описывает порядок назначения:
- пенсионных выплат при наступлении инвалидности;
- страховой или социальной пенсии при достижение пенсионного возраста;
- выплаты наследниками в связи со смертью пенсионера;
- накопительной пенсии и механизм расчета сумм к выплате (общий порядок, срочная выплата).
Субъектами правоотношений считаются участники этих правоотношений, которые имеют определенные субъективные права и юридические обязанности. Согласно статье 4 Федерального закона 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года субъектами правоотношений в системе ОПС являются:
- застрахованные лица;
- страхователи;
- страховщик.
Это могут быть как отдельно взятые граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). При этом организации могут быть и государственными, и негосударственными.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
ОПС – это комплекс мер, предпринимаемых государственным аппаратом РФ, для обеспечения жизнедеятельности людей следующих категорий:
- лиц, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет);
- граждан, получивших инвалидность;
- лиц, потерявших кормильца.
В России работодатель отчисляет в ПФР 22% от зарплаты сотрудника, которые делятся на 2 части:
- солидарную (6%);
- индивидуальную (16%).
Первая часть отправляется на общий счёт, а вторая – на персональный счёт гражданина. Из общих 6% оплачивается фиксированная базовая пенсия, которая положена абсолютно всем пожилым людям, даже никогда не работавшим. С этого же счёта государство выплачивает пособия на погребение ушедших из жизни пенсионеров.
Индивидуальная часть поступлений в ПФР (16%) также делится на 2 части:
- 10% – это страховая пенсия;
- 6% – накопительная.
Накопительные выплаты имеются только у граждан, родившихся после 1967 года. В отличие от страховых, данные накопления государством не индексируется, зато страховщик их регулярно инвестирует, пока человек трудится, чтобы максимально увеличить размер накопительной части.
Этими накоплениями трудящийся гражданин вправе распорядиться 3 способами:
- Отказаться в пользу страховой части. В результате все 16% индивидуальной пенсии будут считаться страховыми.
- Оставить эту часть в ПФР и выбрать какую-либо из инвестиционных программ, предложенных страховым фондом.
- Перенаправить их в любой НПФ.
Однако есть и плюс: в случае смерти застрахованного гражданина его накопительная пенсия достанется близким в наследство.
В системе ОПС накопительной частью распоряжается Государственная управляющая . После получения взносов из ПФР компания инвестирует средства с целью их приумножения.
У граждан также имеется возможность передать управление накопительной частью одному из российских НПФ.
Немного о пенсионной реформе
Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.
Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.
Реформа 2020 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.
Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.
Участники правоотношений
Во 2 главе федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” можно найти информацию о том, что участниками правоотношений по ОПС являются субъекты обязательного пенсионного страхования и федеральные органы государственной власти.
Их отношения основаны на взаимном выполнении обязательств. Страховым риском при этом будет ситуация, при которой застрахованное лицо утратило заработок, по причине наступления страхового случая (потеря кормильца, инвалидность, достижение пенсионного возраста). Государство несет субсидиарную ответственность перед застрахованными гражданами.
Наряду с ПФР страховщиком может выступать негосударственный пенсионный фонд в порядке, установленном федеральным законом.
Понятие обязательного пенсионного страхования
Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.