Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чём разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чём разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Можно ли сделать как в Европе
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.
При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.
Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.
Магистратура – это вторая ступень образования, перейти на которую можно, имея степень бакалавра. Система обучения построена на основе программы бакалавриата, но с более углубленным подходом к профильным предметам. На теорию и научно-исследовательскую практику отводится 2 года. То есть, вместе с первой ступенью учеба занимает 6 (иногда 7) лет.
По окончании учащимся требуется пройти итоговую аттестацию и представить магистерскую работу. При условии успешной защиты студент получает степень магистра по изученному направлению. Такие соискатели признаются как работодателями в РФ, так и в Европе и США. Выпускники могут претендовать на место в аспирантуре или руководящую должность. Часто целью получения магистерской степени является преодоление карьерного «потолка» и дает возможность занять высокий пост.
Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.
Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.
В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.
Что такое аспирантура
В аспирантуре готовят научно-педагогические кадры, то есть: будущих учёных и преподавателей вузов. В России аспирантура находится выше других уровней образования.
В аспирантуру могут поступать выпускники специалитета или магистры. С дипломом бакалавра нельзя стать аспирантом, сначала нужно пройти магистратуру.
Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: философию, иностранный язык и профильный предмет.
Аспиранты учатся 3-4 года очно, на заочном — дольше. За это время они углублённо изучают несколько предметов, занимаются научно-исследовательской работой и пишут кандидатскую диссертацию.
После окончания обучения аспиранты получают учёную степень кандидата наук.
Подробнее о магистратуре
Магистратура — это вторая ступень высшего образования в Болонской системе, которая занимает 2 года. Сюда отправляются только в том случае, если полностью определились с профессией. Необязательно оставаться в прежнем вузе или продолжать обучение без перерыва: вы можете поступить в магистратуру в любой университет или институт страны и мира тогда, когда будете готовы.
Нужно запомнить два важных нюанса:
- в магистратуре вы учитесь самостоятельно. Если в бакалавриате вас все еще «ведут» преподаватели, давая знания, литературу, рекомендации, проверяя, хорошо ли вы усвоили материал, то будущие магистры должны проводить исследования и изучать все необходимое сами. Но вас все равно будут оценивать;
- цель вашего обучения — написание диссертации. Магистерская диссертация — это полноценный научный и исследовательский труд, к которому вы приступаете с самого первого дня обучения. Уже в первые дни вы должны определиться с темой и доказать, что она заслуживает внимания. Степень магистра вы получите только в том случае, если успешно защитите диссертацию.
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
Специалитет и магистратура — отличия
Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).
В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.
С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.
С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.
Проблемы при трудоустройстве бакалавров
Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.
- Настороженное отношение работодателей
В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.
В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.
- Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета
Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.
- Ограничение карьерного роста
Диплом бакалавра и трудоустройство
К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.
1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово «бакалавр» в те времена было «не нашим», «западным».
2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.
Преимущества и недостатки специалитета
Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.
Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.
Структура высшего образования в России
Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.
Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.
Ступень | Квалификация/ Степень |
Срок обучения | Требования для присвоения квалификации | Где можно продолжить обучение |
Высшее образование | ||||
Бакалавриат | Бакалавр | Не менее 4 лет | Госэкзамены и выпускная квалификационная работа | Магистратура |
Специалитет | Дипломированный специалист / Специалист | Не менее 5 лет | Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта | Магистратура или аспирантура |
Магистратура | Магистр | 2 года | Защита магистерской диссертации | Аспирантура |
Аспирантура
Адъюнктура |
Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) | Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) | Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации | Докторантура |
Подготовка научных кадров | ||||
Докторантура | Доктор наук | Не более 3 лет | Защита докторской диссертации |
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?