Судебная система Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность изменения подсудности предусмотрена уголовно-процессуальным законом в соответствии с положениями статьи 35 УПК РФ. Вместе с тем, Апелляционная коллегия отмечает, что территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена лишь в исключительных случаях и применяется лишь при наличии оснований, которые препятствовали бы либо затрудняли рассмотрение дела по месту его территориальной подсудности, определенной в соответствии с положениями статей 32, 33 УПК РФ.
Какие дела рассматривают суды
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.
- Мировые судьи обладают ограниченными полномочиями и рассматривают незначительные дела по упрощённой процедуре.
- Районные суды являются судами первой инстанции, а также апелляционной инстанцией при обжаловании решений мирового суда. В их компетенцию входит рассмотрение более сложных и значительных дел.
- При повышенной тяжести и кропотливости рассматриваемого дела, оно поступает в суды второй инстанции – краевые, областные суды общей юрисдикции, а также суды городов федерального значения.
- Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
- все гражданские (трудовым, семейным, жилищным и прочим вопросам) и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
- об установлении какого-либо юридического факта (недееспособности гражданина, усыновления детей и прочее)
- все уголовные дела;
- иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Особый порядок рассмотрения уголовного дела в связи с заключением досудебного соглашения
Несколько по иному дела обстоят с особым порядком, когда он вводится в связи с заключением досудебного соглашения. Оно предполагает, что обвинение и защита договариваются о том, каким образом будет смягчена ответственность лица, если он совершит специальные действия в помощь следствию.
Введение особого порядка по уголовным делам предусматривает составление двух документов:
- подписанного защитником письменного ходатайства подозреваемого на имя прокурора о заключении соглашения;
- самого соглашения, в котором конкретно перечислены действия, которые лицо обязуется осуществить.
Они должны способствовать расследованию, раскрытию личностей соучастников, поискам пропавшего в результате преступления имущества. Между ходатайством и ответом на него от прокурора может пройти максимум три дня.
При этом сам заявитель также должен уложиться в специальные сроки: с начала уголовного преследования и до завершения предварительного следствия (потому соглашение и называется досудебным).
Возникает логичный вопрос: должен ли обвиняемый признать свою вину, чтобы заключить досудебное соглашение? В законе такого требования не содержится. Однако конструкция этого механизма не предусматривает возможности вынесения оправдательного приговора или прекращения процедуры по реабилитирующим основаниям.
Тому подтверждение — специальное указание статьи 317.7 УПК, согласно которому, порядок проведения судебного заседания в этом случае идентичен порядку, предусмотренному для особого рассмотрения дел в связи с признанием своей вины.
Пункт 5 самой статьи гласит, что после проведения всех необходимых процедур судья выносит обвинительный приговор. Поэтому рассчитывать на то, что за активной помощью следствию последует оправдательный приговор, не приходится.
Несмотря на то, что исход такой же, как был описан нами в предыдущем пункте, он более вариативен. Наказание может быть более мягким (данная мысль в законе не конкретизируется), может выражаться в виде условного осуждения. Еще один вариант — освобождение от отбывания наказания. Эти условия более лояльны, чем для тех, кто просто признал свою вину, потому что, грубо говоря, их нужно заслужить.
Хотя суд, как и в первом случае, не исследует фактические обстоятельства и доказательства, он исследует то, насколько подсудимый выполнил все условия и обязанности, которые взял на себя в досудебном соглашении.
Последовательность действий при судебном рассмотрении похожа на ту, что была представлена нами ранее. Отличие: обвинитель описывает, как лицо выполняло взятые на себя требования, затем сам подсудимый делает то же самое. Упор в исследовании именно на это, поэтому суду важно выяснить:
- как именно и в каком объеме содействовал следствию подсудимый;
- как повлияло и какую ценность для раскрытия преступления имело содействие подсудимого;
- были ли обнаружены какие-либо преступления или возбуждены другие уголовные дела в результате сотрудничества с подсудимым;
- имелась ли вследствие такого сотрудничества угроза личной безопасности самого подсудимого, его родственников и других близких лиц, и какова была ее степень — то есть, как сильно рисковал подсудимый, содействуя правосудию, и какие меры государственной защиты потребовалось применить;
- обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, а также те, что смягчают и отягчают наказание.
Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ» районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Федерации.
На долю районных судов приходится подавляющее большинство уголовных, административных и гражданских дел, наиболее сложные дела об административных правонарушениях, а также рассмотрение материалов, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека в уголовном процессе и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и рассматривает в апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.
Районному суду подсудны («по общему правилу») по первой инстанции все уголовные, гражданские и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции, кроме дел, подсудных мировым судьям, военным судам и судам, являющимся вышестоящими по отношению к районным (судам областного звена, апелляционным и кассационным судам и Верховному Суду РФ).
Судьи районных судов также рассматривают единолично дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, и некоторые другие (например, по ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство, ст. 20.2 — нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, ст. 20.31. — нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований).
Кроме этого, судьи районных судов выполняют функцию судебного контроля за действиями и решениями органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, – в ходе досудебного производства они рассматривают жалобы на действия и решения органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел. Судьи районных судов также рассматривают материалы и выносят решения о применении в уголовном судопроизводстве мер принудительного характера, ограничивающих права человека на свободу, тайну частной жизни, неприкосновенность жилища и собственности (заключение под стражу, домашний арест, залог, обыск в жилище, наложение ареста на корреспонденцию, запись телефонных и иных переговоров и др.) иначе говоря – осуществляют судебное санкционирование данных мер. Аналогичные полномочия судьи районных судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не иначе как на основании судебного решения.
Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар возможна только по судебному решению.
Соответствующие материалы рассматриваются единолично судьями районных судов по месту нахождения психиатрических учреждений.
В районном суде нет специальных судебных подразделений – он состоит из председателя суда, его заместителя (заместителей) и судей. Количество судей районного суда определяет Судебный департамент при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем соответствующего областного, краевого суда в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции. Число судей районного суда должно быть таким, чтобы обеспечить право граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является его обособленным подразделением и осуществляет полномочия районного суда.
Организация работы районного суда возлагается на председателя суда и его заместителя (заместителей). Статья 35 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет компетенцию председателя районного суда.
Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции
Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции создаются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ. Как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, данные судебные органы были созданы с целью организационного обособления и максимального обеспечения независимости проверочных судебных инстанций. Структурное выделение самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления, соответствует идеям Концепции судебной реформы 1991 г. и основано на положительном опыте деятельности апелляционных и кассационных арбитражных судов (ныне – арбитражные суды округов).
Апелляционный суд общей юрисдикции выступает в качестве апелляционной инстанции по отношению к судам областного звена, т.е. рассматривает жалобы и представления на судебные акты этих судов, которые были принятыми ими по первой инстанции (ранее жалобы и преставления на окончательные решения этих судов рассматривал Верховный Суд РФ, а жалобы и представления на промежуточные решения (т.е. те, что не разрешают дело по существу, например, о применении меры пресечения к обвиняемому) рассматривали сами суды областного звена.
Каждый апелляционный суд общей юрисдикции действует в рамках соответствующего судебного апелляционного округа, который включает в себя сразу несколько субъектов РФ. В России действуют пять таких округов и, соответственно, пять апелляционных судов общей юрисдикции. К примеру, четвертый апелляционный суд общей юрисдикции располагается в Нижнем Новгороде и рассматривает дела по жалобам и представлениям на судебные акты верховных судов республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской, Чувашской, Пермского краевого суда, Кировского, Нижегородского, Оренбургского, Пензенского, Самарского, Саратовского и Ульяновского областных судов.
Кассационный суд общей юрисдикции выступает в качестве кассационной инстанции по отношению ко всем нижестоящим судам общей юрисдикции — мировым судьям, районным судам, судам областного звена, апелляционным судам. Однако необходимо иметь в виду, что не все решения судов областного звена и апелляционных судов общей юрисдикции могут стать предметом пересмотра в кассационных судах общей юрисдикции, а лишь т.н. промежуточные решения, т.е. те, которые не разрешают дело по существу, но могут быть обжалованы отдельно от итогового решения по делу ввиду того, что ограничивают конституционные права и свободы или затрудняют доступ к правосудию (например, постановление об избрании или продлении меры пресечения). В отношении итоговых решений судов областного звена, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, и итоговых решений апелляционных судов общей юрисдикции, принятых им при новом рассмотрении дела, кассационной инстанцией выступает Верховный Суд РФ.
В России действуют девять кассационных судебных округов и, соответственно, девять кассационных судов общей юрисдикции. Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции располагается в Самаре и осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской, Чувашской, Кировской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.
Структура апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции аналогична структуре судов областного звена: президиум, три судебные коллегии, председатель суда, его заместители и аппарат суда, включая возможность образования постоянных судебных присутствий.
Суд присяжных рассматривает уголовные дела об особо тяжких преступлениях
После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 231 УПК РФ).
Расширяется применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и 6 присяжных заседателей.
Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 325 УПК РФ). С 1 июня 2018 года Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, будет теперь состоять из 8 присяжных заседателей. Предусматривается, что количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня.
При определении подсудности уголовных дел суду присяжных следует руководствоваться общими положениями уголовно-процессуального института подсудности, основанными на Конституции РФ, а также нормами международного права, являющимися составной частью законодательства РФ по уголовному судопроизводству (ст. 1 УПК РФ).
Во всех случаях, когда только один из обвиняемых заявляет ходатайство о суде присяжных, следователь либо суд в ходе предварительного слушания решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении других обвиняемых, которые не заявили ходатайство или не имеют право заявлять ходатайство о суде присяжных, в отдельное производство (ст. 217 ч. 5 п. 1, ст. 154 УПК РФ).
Анализ уголовных дел, рассмотренных Алтайским краевым судом с участием присяжных заседателей, показывает, что наиболее высока доля дел об убийствах. В целом по Российской Федерации дела по особо тяжким преступлениям против жизни, за которые может быть назначена смертная казнь, из общего числа рассматриваемых областными, краевыми и равными им судами составляют примерно 70%. Законодатель предусматривает возможность обвинения по делу нескольких лиц и устанавливает правила определения порядка производства при участии в деле нескольких обвиняемых. Суд присяжных рассматривает уголовные дела об особо тяжких преступлениях? УПК РФ закрепляет, что уголовное дело, в котором участвует несколько обвиняемых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе (ст. 325 ч. 2 УПК РФ). Конституция РФ провозглашает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 ч. 2).
Подсудность суда с участием присяжных заседателей в уголовном процессе России
Вопросы определения подсудности уголовных дел с участием присяжных заседателей безальтернативно регламентируются нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Обвиняемый в совершении преступлений, подсудных федеральному суду общей юрисдикции и приравненного к нему военному суду (за исключением преступлений против общественной безопасности и основ конституционного строя), имеет право на альтернативные формы порядка рассмотрения уголовного дела: суд в составе профессиональных судей (судья федерального суда общей юрисдикции единолично, коллегия из трех профессиональных судей) или судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.
Статья 335 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет подсудность уголовных дел с участием присяжных заседателей (специальная подсудность), за исключением уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, где выбор состава суда зависит от желания обвиняемого. Следователь, ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, разъясняет право ходатайствовать о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. Сложности при определении рассматриваемой подсудности возникают по уголовным делам, где в качестве обвиняемых привлечено несколько лиц, не имеющих единой позиции о выборе подсудности. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство оно в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
Восемь заседателей в областных судах и шесть
Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок, согласно которым предлагается расширить применение института присяжных заседателей. Состав коллегии присяжных заседателей областных и равных им судов предложено сократить с 12 до 8 человек, следует из текста законопроектов. Присяжные появятся и в районных судах — там их будет шесть. Они будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности.
Президент внес в Госдуму предусматривающий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ законопроект о расширении применения института присяжных заседателей (№ 1016453-6). Также внесены связанные с этим документом еще три законопроекта, которые предлагают изменения в законы «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ (№ 1016480-6), «О применении положений Уголовного кодекса (УК) и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (№ 1016488-6) и «О военных судах РФ (№ 1016471-6).
Включение присяжных в районные суды предполагает расширение числа дел, которые могут быть рассмотрены с их участием.
Особенности компетенции мирового суда
Мировые суды рассматривают строго определенные категории дел, которые входят в их компетенцию. Одним из основных ограничений при рассмотрении имущественных споров данными судебными органами является цена иска, которая для мирового суда не может превышать пятидесяти тысяч рублей. Даже при минимальном превышении данного значения дело не подлежит рассмотрению в мировом суде. Более того, если в процессе рассмотрения дела размер требований повысится и преодолеет указанную границу, то дело должно передаваться в районный суд. Среди других дел, отнесенных к подсудности мировых судов, следует выделить споры о расторжении браков (при отсутствии спора о детях), споры о разделе имущества между супругами (с ограничением по цене иска в пятьдесят тысяч), дела о выдаче судебных приказов и некоторые другие споры.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Какие дела могут быть рассмотрены в данной судебной инстанции
Все вопросы, связанные с рассмотрением гражданских дел, регулируются отдельным документом – гражданско-процессуальным кодексом РФ. Согласно отдельным положениям кодекса, в суды общей юрисдикции направляются исковые заявления для рассмотрения дел, где сторонами выступают непосредственно граждане.
В данной инстанции могут быть рассмотрены следующие обращения:
- иски, касающиеся дел гражданских, трудовых и семейных, жилищных, земельных и других вариантов правоотношений;
- заявления о взыскании долгов, в отношении которых уже был выписан судебный приказ;
- обращение на неправомерное действие или на полное бездействие госорганов;
- дела, в рамках которых потребуется открыть особое производство с целью в будущем установить определенный юридический факт;
- в случае необходимости оспорить решение третейского судьи или получить ИЛ на решение выданное таким судьей.
Комментарий к Ст. 205 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями. В их первую группу входят взрыв, поджог и иные действия (устройство обвалов, оползней; распространение отравляющих веществ; повреждение транспортных коммуникаций и т.п.), которые устрашают население и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности, выведения из строя систем жизнеобеспечения, блокировки транспортных коммуникаций и т.п.). В этой своей разновидности террористический акт относится к составам реальной опасности и признается оконченным преступлением с момента совершения перечисленных действий независимо от того, наступили ли фактически общественно опасные последствия, угроза наступления которых была создана.
2. Вторую группу альтернативно предусмотренных действий образует угроза совершения действий, входящих в первую группу. Такая угроза может быть выражена в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и обязательно должна носить субъективно реальный характер, т.е. вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении. То, была ли угроза объективно реальной (т.е. предпринимались ли угрожавшим конкретные действия, направленные на приготовление к реализации угрозы, и намеревался ли он вообще исполнить угрозу), не имеет уголовно-правового значения. В этой своей разновидности состав является формальным.
3. Субъективная сторона характеризуется также целью: оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями или дестабилизировать их деятельность.
4. В ч. 2 и 3 содержатся квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. При этом террористический акт, квалифицируемый по п. «а» ч. 3, требует также квалификации по совокупности со ст. 220 — 221 УК; напротив, террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам, квалифицируется только по п. «б» ч. 3.
5. Обстоятельством, исключающим уголовную ответственность за данное преступление, является добровольный отказ от совершения преступления, особенности которого применительно к террористическому акту сформулированы в примечании к статье.
11 июля 2016 года машину 64-летнего имама московской мечети Ярдям Махмуда Велитова остановили по дороге из Подмосковья в столицу сотрудники правоохранительных органов. Как рассказывал позже адвокат Велитова Дагир Хасавов, имам с семьей возвращался в Москву с дачи.
«Люди [задержавшие Велитова] не представились. До сегодняшнего дня мы не знаем, кто его задержал. Они сказали: вам угрожает опасность со стороны скинхедов», — пересказывал во время слушаний в суде Хасавов диалог своего подзащитного с неизвестными силовиками.
Позже выяснилось, что имам проходит по делу об оправдании терроризма. Поводом для расследования стала проповедь, которую священнослужитель произнес в сентябре 2013 года.
Велитов предложил произнести заупокойную молитву по убитому в Дагестане Абдулле Гаппаеву. Он был застрелен неизвестными вечером 15 сентября 2013 года в дагестанском Кизляре.
Как стало известно в суде, по данным центра «Э», убитый состоял на профилактическом учете как религиозный экстремист, был членом организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (в 2003 году Верховный суд России признал ее террористической и запретил). Также Гаппаев проходил подозреваемым по делу об участии в террористической организации, покушении на насильственный захват власти и экстремизме.