Изменение назначения земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение назначения земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление и изменение разрешенного использования земельного участка предусматриваются градостроительными регламентами, а на земельные участки, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых они не устанавливаются, — другими актами .
———————————
См.: Лесной кодекс Российской Федерации.
На тех территориях, где утверждены правила землепользования и застройки, существует положительная тенденция к упрощению данной процедуры и к уменьшению проблем, вызванных необходимостью таких изменений. Однако встает другой актуальный вопрос: п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса говорит о том, что даже при утвержденных правилах землепользования и застройки заинтересованное лицо может подать заявление о предоставлении ему условно разрешенного вида использования земельного участка. Таким образом, законодатель, с одной стороны, закрепляет в правилах землепользования и застройки четкий перечень видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны. С другой стороны, в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса, заинтересованное лицо может получить и не предусмотренный правилами землепользования и застройки условно разрешенный вид использования земельного участка. Возникает вопрос об императивности данных правил и закрепляется возможность «обойти» их законным способом.
В большинстве муниципальных образований правила землепользования и застройки не утверждены.
В соответствии с предыдущей редакцией ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» крайний срок принятия правил землепользования и застройки составлял пять лет с момента принятия Градостроительного кодекса, т.е. до 30 декабря 2009 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный срок был продлен до 1 января 2012 г. До принятия правил решение об изменении разрешенного использования принимается главой местной администрации. Однако это законодательное положение создает ряд проблем:
———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.
Российская газета. N 5076. 2009. 29 дек.
- В Законе не указано, орган местного самоуправления какого именно муниципального образования вправе принимать решение об изменении разрешенного использования. Ответ на данный вопрос можно встретить лишь в судебной практике: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 4-Г08-27 содержит указание на то, что решение об изменении разрешенного использования земельного участка принимают органы местного самоуправления поселенческого уровня, городского округа и муниципального района (но только на межселенных территориях).
- Закон не устанавливает каких-либо процедур и документов, обосновывающих возможность изменения разрешенного использования земельного участка. Пользуясь данным пробелом, многие строительные компании выкупают земли, на которых располагаются объекты, предназначенные для одного вида разрешенного использования, сносят их и меняют разрешенное использование для строительства офисных зданий, складов и т.п. На их пути встает лишь проведение государственной экологической экспертизы, результаты которой, к сожалению, зачастую не соответствуют фактическому существованию дел в силу ряда социально-экономических причин.
- Требование о проведении публичных слушаний, установленное как обязательное при изменении вида разрешенного использования земельных участков для территорий, на которых не утверждены правила землепользования и застройки, не устанавливает обязательность результатов этих публичных слушаний. На практике также существуют большие проблемы с информированием населения о проведении публичных слушаний, что зачастую ставит вопрос: насколько эти слушания были «публичными»?
- Установленное п. 2 ст. 7 ЗК РФ правило о том, что «любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования», в отсутствие принятых правил землепользования и застройки не применяется в силу отсутствия результатов зонирования.
Это подтверждается судебной практикой. В Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2008 г. N КА-А41/6086-08 указывается, что «нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий». Также суд ссылается на Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки», утвержденный Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 . Согласно п. 6.2.17 «сведения о разрешенном использовании (назначении) вносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование». Таким образом, выбор разрешенного использования будет определяться не собственником земельного участка, а главой местной администрации, что создает «благоприятные» условия для коррупции. Однако следует указать, что с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» эти правила утратили силу. Тем не менее данный вопрос остается актуальным.
———————————
См.: Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки») // Российская газета. N 130. 11 июля 2001 г. (Приказ, Порядок, Ф. 1.1).
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», добавили в п. 1 ст. 4 новый пп. 5, который закрепляет, что «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства». Предполагается, что данное положение, до принятия правил землепользования и застройки, сумеет поставить хоть какие-то рамки при изменении разрешенного использования земельного участка. К сожалению, относительная новизна нормы пока не позволяет сделать вывод о том, как она влияет на практику.
Иным образом обстоят дела с земельными участками, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (земельные участки, занятые линейными объектами; земельные участки в границах территорий общего пользования и др.) или для которых градостроительные регламенты не предусмотрены (земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения и др.). Часть 5 ст. 37 ГрадК РФ устанавливает, что решение об изменении разрешенного использования таких земельных участков принимается в соответствии с другими федеральными законами. Однако в ЗК РФ и других специальных федеральных законах эти нормы зачастую отсутствуют.
Заключение – коротко о главном
Изменить категорию земельного участка непросто. Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным. Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.
Еще немного внимания Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца. Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию. |
Изменение категории участка
Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172.
Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:
- кадастровый номер участка;
- действующую и предполагаемую категорию участка;
- мотивы перевода;
- сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).
К ходатайству обязательно прикладываются:
- выписка из Государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
- копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
- выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
- заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
- согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.
Заключение – коротко о главном
Изменить категорию земельного участка непросто. Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным. Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.
Еще немного внимания
Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца.
Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию.
Целевое назначение земельного участка. Как изменить целевое назначение земельного участка
Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.
По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.
Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.
В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.
Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.
Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.
Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.
Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.
Как поменять назначение земли?
Для изменения назначения земельного участка в Москве или Московской области нет единого алгоритма, поскольку у каждого надела свои виды разрешенного использования, категория, ограничения на застройку и другие характеристики. Составить план действий, собрать нужный пакет документов, подать его в контролирующие органы, проконтролировать рассмотрение вопроса смогут юристы. Именно обращение к специалистам — самый действенный способ, если вы хотите с первого раза и без затягивания сменить виды разрешенного использования земли.
В целом существует два способа изменить предназначение земли:
1. Установить новый основной, вспомогательный или условно разрешенный вид разрешенного использования.
2. Внести изменения в градостроительную документацию, чтобы поменять территориальную зону.
Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
- Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
- Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
- Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
- После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.
Рекомендуется подавать заявление лично, чтобы убедиться в том, что оно прошло регистрацию и поступило в обработку. Но можно также отправить его и по почте, ценным или заказным письмом, ведь не всегда есть возможность самому побывать в местной администрации. Важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку этого письма.
При предоставлении аргументов в пользу изменения вида разрешенного использования своего участка или только его части, нужно писать строго в деловом стиле, не используя ненужных фраз. Улучшат впечатления от письма различные юридические термины по теме.
Если есть сомнения в своих силах, можно воспользоваться ценной помощью юриста, работающего в сфере земельного и гражданского законодательства.
Местная администрация после публичных слушаний может дать отказ по заявлению. Причинами отказа послужит неполный комплект документов, не точно указанные данные, недостаточная аргументация по вопросу изменения.
Также не меняется ВИР, если есть запрет на региональном уровне на такие операции или участок относится к уникальным земельным площадям, которые могут эксплуатироваться только строго в определенных целях. Если просто были неправильно заполнены документы или не все они собраны, можно после исправления недочетов подать ходатайство повторно.
ВАЖНО! Если заявление оставляется второй раз, в нем указывается причина предыдущего отказа.
Нужно также указать, что все ошибки исправлены.
Ответственность за ненадлежащее использование участка
Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.
Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:
- признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
- признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
- отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
- привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.
Основания для принудительного изъятия земельного участка
Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.
Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).
Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.
Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:
- обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
- национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
- реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
- выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
- признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:
- нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
- неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).
Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.
По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником — на его балансе около 92 процентов земель. Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше — в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера. Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров. Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.
В ходе сельхозпереписи 2021 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?
Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится. С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров. Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?
Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ. Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него. Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.
Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию
Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.
Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.
Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство
В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни. В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед. Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.
Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие. При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической. И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.
Справка
Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть. Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше. Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.
Правила заполнения заявления
В процессе изменения статуса относительно все просто и понятно. Единственный момент, который вызывает вопросы – это составление заявления. Оформляется подобный запрос по определенному образцу. В нем должны присутствовать такие сведения:
- Шапка документа – название адресата вместе с адресом учреждения;
- Информация о заявителе – ФИО, место проживания и контакты;
- Основная смысловая часть – здесь прописывается актуальная на момент подачи заявления категория;
- Желаемая категория, то есть будущее целевое назначение;
- Кадастровый номер участка;
- Основания, которые подтверждают важность и значимость просьбы, прописанной в заявлении;
- Список прилагаемых документов;
- Дата и подпись заявителя.
Составляя данное заявление, нужно придерживаться делового стиля, не допускать наличия помарок, приписок и исправлений. Рекомендуется вписать в текст нормативные акты, на которые можно опираться при переоформлении.
Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли?
Для изменения назначения земельного участка в Москве или Московской области нет единого алгоритма, поскольку у каждого надела свои виды разрешенного использования, категория, ограничения на застройку и другие характеристики. Составить план действий, собрать нужный пакет документов, подать его в контролирующие органы, проконтролировать рассмотрение вопроса смогут юристы.
1. Установить новый основной, вспомогательный или условно разрешенный вид разрешенного использования.
2. Внести изменения в градостроительную документацию, чтобы поменять территориальную зону.
Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Все земли, находящиеся в ведении региональных властей, допускается использовать только в соответствии с целевым использованием. Земельные отделы местных административных органов или департаменты по землеустроительству городов, имеют перечень, в котором каждая категория земель различается по видам или целям её использования, в соответствии с установленными кодами (шифрами).
Какой тип выбрать? Прочитайте наши статьи и выберите то что вам подходит!
Так как же поменять назначение земельного участка? Чтобы понимать как изменить категорию земельного участка для начала разберем условия.
Задаваясь вопросом, как изменить целевое назначение земельного участка, стоит отметить, что подобный перевод осуществляется органами местного самоуправления. В их ведении находится не только муниципальная, но и частная собственность, за исключением сельскохозяйственных объектов. Последними, а также территориями во владении субъектов занимаются исполнительные органы Российской Федерации. Смена государственного земельного участка на другую категорию это и вовсе прерогатива правительства.
Принимая заявление к рассмотрению, и вынося решение о том, чтобы поменять категорию земельного участка, все эти структуры руководствуются лесным, водным и градостроительным законодательством, Конституцией Российской Федерации, а также рядом соответствующих постановлений, Земельным кодексом и Федеральными законами.
Поэтапный порядок смены категории земельного участка:
- Подаётся заявление с перечнем необходимых документов одному из оговоренных выше ответственных органов, в зависимости от типа недвижимого объекта;
- Запрос рассматривается специально собранной комиссией;
- Ознакомление заявителя с решением комиссии;
- При одобрении вносятся все требуемые коррективы в кадастровые документы и государственную базу;
- При отказе решение можно оспорить через суд.
Рекомендуется подавать заявление лично, чтобы убедиться в том, что оно прошло регистрацию и поступило в обработку. Но можно также отправить его и по почте, ценным или заказным письмом, ведь не всегда есть возможность самому побывать в местной администрации. Важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку этого письма.
При предоставлении аргументов в пользу изменения вида разрешенного использования своего участка или только его части, нужно писать строго в деловом стиле, не используя ненужных фраз. Улучшат впечатления от письма различные юридические термины по теме.
Если есть сомнения в своих силах, можно воспользоваться ценной помощью юриста, работающего в сфере земельного и гражданского законодательства.
Местная администрация после публичных слушаний может дать отказ по заявлению. Причинами отказа послужит неполный комплект документов, не точно указанные данные, недостаточная аргументация по вопросу изменения.
Также не меняется ВИР, если есть запрет на региональном уровне на такие операции или участок относится к уникальным земельным площадям, которые могут эксплуатироваться только строго в определенных целях. Если просто были неправильно заполнены документы или не все они собраны, можно после исправления недочетов подать ходатайство повторно.
ВАЖНО! Если заявление оставляется второй раз, в нем указывается причина предыдущего отказа.
Нужно также указать, что все ошибки исправлены.
Когда возможно изменение целевого назначения участка, зачем его менять
Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми. Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы. Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью. Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий. Эти данные помогают выявить категорию участков.
В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов. Для этого существуют 2 разных варианта:
- Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
- Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.
Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта. Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.
Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.