Снижение или списание штрафа по КоАП РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снижение или списание штрафа по КоАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Противоречивая практика
Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.
В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.
При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.
В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.
Кто назначает штраф и определяет его сумму
Многие статьи кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают в виде наказания – штраф. Размер штрафа в большинстве случаев четко не определен и закон дает право назначить наказание от определенной минимальной суммы до другой максимальной суммы.
Окончательное решение принимает либо уполномоченное лицо (инспектор ДПС, инспектор ОВМ МВД, налоговый инспектор и т.д.), либо суд, а кто именно зависит от статьи кодекса и местной практики. Например, при привлечении юридического лица по ст. 18.15 КоАП РФ практика разница даже внутри одного города – в СВАО г. Москвы все дела инспектора рассматривают сами, а в ЮАО г. Москвы 90% дел направляется в суд для принятия окончательного решения, а вот МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) вообще никогда не направляет дела в суд и назначает все штрафы самостоятельно.
При назначении административного наказания в виде штрафа, КоАП РФ предписывает назначать его с учетом конкретных обстоятельств дела, общественной опасности, финансового положения привлекаемого лица и т.д. Однако практика такова, что при отсутствии отягчающих обстоятельств всем и всегда просто назначают минимальную сумму штрафа, предусмотренную статьей кодекса.
Исключение составляют суды. Только в судах можно добиться снижения штрафа ниже минимального, предусмотренного статьей размера. Писать мотивированные ходатайства, просить снизить штраф на досудебной стадии не имеет никакого смысла на 99%. Оставьте силы для суда, там вполне можно снизить штраф на 50%, а в исключительных случаях даже отделаться предупреждением.
Снижение административного штрафа для физического лица на 50%
Уменьшение суммы административного штрафа для физических лиц происходит практически таким же образом, как и для юридических лиц, обоснование в законе абсолютно одинаковое. Разница лишь в статьях кодекса и ограничениях. Само снижение штрафа для физического лица предусмотрено п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а ограничение на это снижение до размера не менее половины санкции статьи — пунктом 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Применить пункт 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ для физического лица можно только если:
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 10 000 рублей для физического лица
- минимальный размер штрафа, предусмотренного КоАП РФ не менее 50 000 рублей для должностного лица
Списание административных штрафов через обжалование
Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы на штраф выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.
Для обжалования штрафа необходимо:
Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.
Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.
Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.
Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:
- Оставление без изменений.
- Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
- Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение
Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.
Альтернативное или минимальное наказание
Способы снизить административный штраф различаются по своим вариация и подходам к решению вопроса. Изменить меру наказания возможно еще на стадии вынесения решения о привлечении к административной ответственности, если за проступок предусмотрен альтернативный вариант наказаний или штрафная шкала. Чаще всего это предупреждение или штраф и/или штрафная санкция категории «от» и «до».
Убедить административный орган в достаточности предупреждения или минимального штрафа — задача привлекаемого к ответственности.
Ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ гласит, что при рассмотрении административного дела учитываются следующие факторы:
- смягчающие административную ответственность,
- характер совершенного деликта,
- личность виновного,
- его имущественный статус.
Что способно смягчить ответственность (ст. 4.2):
- раскаяние виновника;
- добровольность прекращения проступка;
- добровольность уведомления виновным лицом административного органа о совершенном деликте;
- оказание виновным содействия административному органу в установлении необходимых обстоятельств по административному делу;
- предотвращение виновником вредных последствий нарушения;
- добровольность возмещения виновным причиненного ущерба или его устранения;
- добровольность исполнения предстоящего решения до вынесения постановления правонарушителем;
- совершение деликта в аффективном состоянии (во время сильных эмоциональных перепадов) либо когда имели место существенные семейные, личные сложности;
- совершение проступка лицом до 18 лет, женщиной с малолетним ребенком или беременной.
Как можно снизить административный штраф
Изначально штраф по административному делу назначается в пределах санкции по статье КоАП РФ. Если статья предусматривает минимальные и максимальные границы штрафа, определять окончательный размер будет суд, иное государственное ведомство. На точную сумму наказания будет влиять множество факторов, от степени вины до наличия смягчающих обстоятельств.
Основания для штрафных санкций или замены на иной вид принудительного воздействия регламентированы статьями 4.1-4-2. КоАП РФ.
Для защиты можно использовать следующие варианты:
- представить и доказать наличие смягчающих обстоятельств (их перечень законом не ограничен);
- подать ходатайство о замене штрафа на более мягкий вид санкций, т.е. на предупреждение;
- подать ходатайство о назначении санкции ниже минимального размера, предусмотренного нормой КоАП РФ (это возможно только при наличии исключительных факторов).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела возможно при финансовых затруднениях компании
Компания привлекли к ответственности за невыполнение мероприятий по охране окружающей среды. Однако такое нарушение возникло из-за затруднений с финансами.
Компания представила суду справки, данные бухучета и т. п., чтобы суд оценил ее экономическую нестабильность.
Это послужило смягчающими обстоятельствами для снижения штрафа (постановление Девятого ААС от 23.06.16 по делу № А40-220641/15).
Имеет смысл обратить внимание суда не только на существующие, но и вероятные финансовые затруднения. Если компании после выплаты полного штрафа начнет угрожать банкротство или другие серьезные последствия, суд пойдет на уменьшение административного штрафа ниже низшего предела.
Например, если из-за наложения штрафа компания будет вынуждена задержать зарплату персоналу, сократить штат или приостановить работу. Подобные последствия не отвечают целям административной ответственности (постановление АС Поволжского округа от 19.04.17 по делу № А55-542/2014).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Подтверждение универсальности правовой позиции
Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.
В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.
Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.
Обратите внимание, что ходатайство об отмене штрафа в налоговую ничем не отличается от стандартного заявления в ФНС, и составляется по общепринятым правилам.
Шаг № 1. Заполняем шапку документа.
В правом верхнем углу прописываем информацию о получателе: указываем должность начальника ИФНС, в которую направляется документ, затем пишем его Ф.И.О.
Ниже указываем данные заявителя: полное наименование организации (предпринимателя), регистрационные коды (ИНН, КПП), фактический адрес и контактный телефон.
Шаг № 2. Название документа.
В середине новой строки пишем «Ходатайство об учете смягчающих обстоятельств».
Шаг № 3. Описательная часть.
Здесь подробно опишите ситуацию. Начните описание с факта правонарушения: укажите реквизиты требования, по которому назначено наказание, зафиксируйте суть проступка.
Теперь приступайте к просьбе смягчить меру пресечения. Перечислите все обстоятельства, которые влияют на размер штрафных санкций. Допустимо сделать ссылки на нормативные акты или судебные решения, которые подтверждают возможность смягчения наказания.
При наличии подтверждающих документов оформите их списком приложений.
Шаг № 4. Завершаем составление и отправляем ходатайство в ФНС.
Особенности смягчения наказания
При оформлении ходатайства о смягчении наказания важно указать аргументированные и четкие основания, которые станут достаточными для помилования. Составленное заявление отправляется на рассмотрение президенту, вместо которого этим занимается специальная комиссия, созданная для решения подобных вопросов.
Статистика показывает, что сотни тысяч человек получают желаемое – приговор смягчается или обвиняемый вовсе помилуется. Но если комиссия не компетентна при рассмотрении определенного ходатайства, то оно отклоняется без рассмотрения.
Отказ на обращенное ходатайство возможен, если:
- Приговор не вступил в силу.
- Гражданин был приговорен к нахождению под стражей, при этом он пребывает в местах лишения свободы менее половины срока.
- Было совершено особо тяжкое преступление, для отмены наказания за которое нет смягчающих обстоятельств.
- Подача заявления по причине несогласия из-за несправедливости судебного решения с прошением его полной отмены.
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Административная ответственность. Снижение штрафа
Вероятность того, что рано или поздно в своей жизни вы будете привлечены к административной ответственности, достаточно высока. И часто дело не в том, что вы сознательно что-то нарушите, многие административные проступки совершаются по неосторожности, невнимательности, да и просто вследствие того, что вы не знаете о каком-либо запрете или обязанности. Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, являетесь участником дорожного движения, то шансы назначения вам административного наказания кратно возрастают. По этой причине знать, что можно сделать в целях смягчения административной ответственности, полезно практически каждому.
Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) предусматривает различные виды ответственности, самым распространенным является назначение административного штрафа.
По этой причине в статье речь пойдет именно о том, как попытаться уменьшить размер штрафа или вовсе избежать его назначения.
Кроме того, будет рассматриваться ситуация, когда Вы в принципе согласны с тем фактом, что правонарушение совершили (признаете вину) и административный орган не допускал нарушений при оформлении протокола (постановления) и при иных процедурах.
Иными словами, речь о такой ситуации, когда Вы понимаете неизбежность наказания и согласны с ним, а ваша задача — сделать его минимальным. Отрицание факта проступка, своей вины, наличие нарушений порядка привлечения к ответственности со стороны административного органа — это совершенно иная правовая ситуация, требующая иных решений.
1. Итак, первый из вариантов уменьшения ответственности возможен в том случае, если за совершение правонарушения предусмотрено назначение не только штрафа, но и более мягкого наказания — предупреждения.
К слову, в нашей правовой культуре предупреждение, вообще, как наказание и не воспринимается и, вероятнее всего, именно по этой причине количество правонарушений, за совершение которых возможно такое наказание, не так уж велико.
Между тем предупреждение, если вам его назначили, все же мера ответственности и его применение, равно как и другого административного наказания, влечет соответствующие правовые последствия.
Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое наказание.
Итак, если статьей КоАП предусмотрена альтернатива штрафу в виде предупреждения, то судья или иной орган, уполномоченный на рассмотрение дела, придя к выводу о том, что правонарушение вы совершили, решает — какой же вид наказания назначить.
Соответственно, ваша задача состоит в следующем: убедить его в том, что предупреждения вполне достаточно.
Обращаю ваше внимание, что если факт совершения нарушения и вашу вину должен доказывать административный орган, то подтверждать обстоятельства, исходя из которых можно назначить более мягкое наказание — исключительно ваша забота и устраняться от этого не стоит.
Судья и иной орган при решении вопроса о наказании обязан в силу п. 2 ст. 4.1 КоАП учесть следующие факты:
характер совершенного административного правонарушения,
личность виновного (только для физических лиц),
его имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, рассматривающее дело лицо учитывает, что административное наказание должно достичь своих целей — являть собой меру ответственности за содеянное и предупреждать совершение новых нарушений. Нельзя назначать такое наказание, которое будет носить неоправданно карательный характер.
Что такое характер правонарушения, который учитывается прежде всего? Это фактические обстоятельства его совершения: что и каким именно образом вы нарушили, умышленно или по неосторожности, повлекло нарушение какие — либо последствия, их степень, и в итоге — насколько оно опасно для общественного порядка.
В этой связи надо иметь в виду, что законом (п. 2 ст. 3.
4 КоАП) прямо запрещено применение предупреждения в тех случаях, когда причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникла угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также если причинен имущественный ущерб.
Кроме того, назначение предупреждения возможно лишь в том случае, если правонарушение совершено впервые (речь идет именно о таком же или однородном правонарушении, а не правонарушении вообще).
Если указанных препятствий для назначения предупреждения нет, возможно обратить внимание лица, решающего вопрос о вашей ответственности, на такие факты (конечно, если они имеются): формальный характер нарушенного запрета, неумышленная форма вины, отсутствие негативных последствий нарушения или их минимальный характер.
Применительно к личности виновного — необходимо убеждать рассматривающее дело лицо в своей законопослушности, положительных характеристиках, по возможности представить соответствующие документы.
Применительно к имущественному положению — необходимо представление доказательств (именно доказательств, а не просто ваших объяснений), призванных убедить, что вы, образно говоря, и так еле еле сводите концы с концами, например, имеете иждивенцев, кредиты (для юридических лиц — отсутствие прибыли или минимальный размер таковой) и что оплата штрафа (даже в рассрочку!) существенно ухудшит ваше материальное положение (у вас не будет средств на покупку необходимых лекарств или лечение, организация испытает затруднения при выплате заработной платы и налогов и т.п.) Еще раз подчеркну — все, что связано с имущественным положением должно быть чем-то объективно подтверждено, вплоть до расчета ваших доходов и расходов, просто «крокодиловы слезы» на тему «мне нечем будет кормить детей» не помогут.
При наличии отягчающих вину обстоятельств (они перечислены в ст. 4.3 КоАП) на применение предупреждения рассчитывать не стоит. Если их нет — обратите внимание судьи (иного органа) на это обстоятельство, свидетельствующее о возможности назначения вам более мягкого наказания.
Применительно к обстоятельствам, смягчающим вину (указаны в ст. 4.2 КоАП РФ), если они есть, постарайтесь представить максимум подтверждающих доказательств. Если вы возместили ущерб — подтвердите, если устранили нарушение — представьте документы об этом, если у вас малолетний ребенок — приобщите копию свидетельства о рождении и т.п.
Наконец, применительно к соразмерности и пресечению дальнейших нарушений стоит указать, что штраф будет слишком серьезным и непосильным наказанием (особенно если его сумма немаленькая), а получив предупреждение вы никогда больше не совершите аналогичный проступок (особенно правильный довод, если нарушение совершено в связи с незнанием закона или добросовестным заблуждением относительно порядка его исполнения).
Снижение размера административного штрафа ниже низшего предела
РФ, МКДОУ детский сад «Чайка» привлечено к административной ответственности и данному юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, 26.01.2015 г. заведующая МКДОУ детский сад «Чайка» ФИО2 обратилась в суд с заявлением на уменьшение административного штрафа по указанному постановлению ОНД, одновременно представив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления должностного лица органа административной юрисдикции.
В обоснование ходатайства заведующая МКДОУ детский сад «Чайка» ссылается на то, что в штате учреждения юрист отсутствует, она юридического образования не имеет, в связи с чем обратилась за помощью к юристам администрации Нолинского района, которые заверили её о том, что срок подачи заявления о снижении суммы штрафа не ограничен.
526 млн руб.
При этом у организации отсутствовали положительное заключение проектной документации и разрешение на строительство жилого дома. Контролирующий орган квалифицировал действия организации как административное нарушение, влекущее ответственность, предусмотренную ч.
1 ст. 14.28 « Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» КоАП РФ и назначил наказание в виде 500 тыс. руб. штрафа. Оснований для уменьшения размера штрафа арбитры не нашли.
Ссылка на выводы КС РФ, представленные в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П , помогла многим организациям добиться в судебном порядке значительного снижения суммы штрафа, наложенного контролерами в минимально предусмотренном КоАП РФ размере. Важно, чтобы взыскиваемая с предприятия сумма была не меньше 100 тыс. руб.
Важно Однако одновременно установлено, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке .