Выбор полосы движения перед перекрестком с трамвайными путями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выбор полосы движения перед перекрестком с трамвайными путями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
Распространенные вопросы
- Когда запрещено заезжать на трамвайные пути? Заезд на трамвайные рельсы запрещен в том случае, если они не находятся в одном уровне с основной дорогой, относятся к встречному направлению, отделены от проезжей части сплошной линией, имеют знак, предписывающий прямое движение по полосам или заняты трамваем или другими ТС. Если же речь идет об их пересечении для поворота или разворота, то в этом случае свою значимость теряет сплошная разметка, которая запрещает одно только перестроение для выполнения маневров.
- Могут ли лишить прав за езду по трамвайным рельсам? Лишиться прав водитель может только за остановку или выезд на колею встречного движения, а также за повторное нарушение такого плана.
Осторожность на дорогах является залогом успешного вождения, что особенно актуально для начинающих водителей. Что касается трамваев, то в случае неуверенности в правомерности собственных действий, лучше уступить дорогу рельсовому транспорту, тем более что такой поступок не будет считаться грубым нарушением.
Поворот налево с путей попутного направления
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
Что касается левого поворота с обязательным перестроением, то нередки ситуации, когда заняв это положение, водитель не успевает завершить начатый маневр из-за непрерывающегося встречного потока, тогда как сзади него уже подпирает рельсовое ТС.
По правилам ПДД (пункт 64.3), водитель должен будет уступить место трамваю, вернувшись на исходную позицию. Однако как показывает практика, отыграть все назад в плотном потоке будет крайне сложно, особенно если учесть, что речь идет о перекрестной зоне.
Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).
Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!
P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!
Разворот, поворот, обгон
На городских улицах нередко приходится пересекать трамвайные пути, чтобы выполнить разворот, левый поворот, обгон.
Какие штрафы предусмотрены за передачу управления ТС лицу в состоянии алкогольного опьянения
Правый поворот с путей, расположенных слева от ТС, запрещен, он должен осуществляться с крайнего правого положения на дороге.
Разворот и левый поворот на рельсах разрешен, если знаки и разметка позволяют это сделать.
При этом важно учитывать два момента:
- не создавать помех трамваю, за это полагается штраф 500 р.;
- на рельсах встречного направления по возможности ставить машину перпендикулярно, под прямым углом к путям, иначе штраф 5000 р. или изъятие ВУ до полугода, повторно один год.
Обгон по попутным путям возможен, если нет знаков о запрете обгона, не создается помех движению трамваев, выезд на встречные рельсы исключен.
На перекрестах или прямолинейных дорогах с трамвайными путями для обгона, поворота или разворота, в первую очередь, надо руководствоваться знаками и разметкой, вопросами приоритета, затем следить за положением авто на участке дороги встречного направления.
При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.
Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.
Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка, водитель должен:
- Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
- Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
- Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
- Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.
Самые распространенные ошибки, совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:
- Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
- В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
- Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.
Поворот налево через трамвайные пути
Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:
- Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
- Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
- Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.
Выбор положения на проезжей части перед перекрестком
Во второй статье этой серии мы уже рассмотрели, как занять правильное положение на проезжей части при приближении к перекрестку. Для перекрестков с трамвайными путями основные правила остаются прежними. Однако есть и небольшие исключения.
Если в середине проезжей части, по которой вы приближаетесь к перекрестку, есть трамвайные пути, и они находятся на одном уровне с проезжей частью, в некоторых случаях вы можете заехать на эти пути. Кроме того, иногда водитель вынужден въезжать на перекресток по трамвайным путям.
Рассмотрим разделы 8.5 и 9.6 правил дорожного движения:
8.5 Перед выполнением поворота направо, налево или налево водитель должен сначала занять соответствующее крайнее место на проезжей части, предназначенное для движения в данном направлении, за исключением случаев, когда поворот выполняется при въезде на перекресток с круговым движением.
Повороты налево и налево следует выполнять с левой стороны проезжей части, если знаки 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18 не предписывают иное. При этом не следует препятствовать движению трамваев.
9.6 Разрешается движение по трамвайным путям с левой стороны, на одной линии с проезжей частью, когда все полосы этого направления заняты, а также при проезде, обгоне, повороте налево или выполнении маневра левого поворота, с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не следует препятствовать движению трамвая. Выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, то движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.
Разворот, поворот, обгон
На городских улицах часто приходится пересекать трамвайные пути, чтобы совершить разворот, поворот налево или маневр обгона.
Какие штрафы предусмотрены за вождение в состоянии алкогольного опьянения?
Правые повороты с путей с левой стороны автомобиля запрещены и должны выполняться из крайнего правого положения на дороге.
Поворот и движение налево на трассе разрешены, если это позволяют знаки и разметка.
Важно принять во внимание два момента:
- Не препятствуйте движению трамвая, за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей;
- На встречной полосе, по возможности, парковаться перпендикулярно, под прямым углом к трассе, иначе — штраф 5 000 рублей или изъятие водительского удостоверения на срок до шести месяцев, много раз на год.
Обгон на обгонном пути возможен, если нет знаков, запрещающих обгон, нет препятствий для движения трамваев, а обгон на встречном пути исключен.
На перекрестках или прямых дорогах с трамвайными путями, чтобы обогнать, повернуть или развернуться, необходимо, прежде всего, подчиниться знакам и разметке, вопросу приоритета, а затем следить за положением автомобиля на участке дороги во встречном направлении.
При аварии на трамвайных путях могут произойти два несчастных случая:
- Если среди участников есть только автомобили, столкновение происходит на рельсах.
Авария рассматривается так же, как если бы она произошла на обычной дороге. Сотрудник ГИБДД оценивает положение автомобилей, анализирует ситуацию — кто является нарушителем, помехой и т.д. Вопрос о направлении движения по путям решается в соответствии с правилами дорожного движения (согласно знакам, разметке, положению рельсов).
- Если бы участниками были трамвай и автомобиль.
В такой аварии может быть виноват как автомобиль, так и трамвай, все зависит от характера столкновения.
Водитель трамвая виноват в следующих случаях:
- Он начал движение на запрещающий сигнал светофора, пересекая перекресток;
- выехал с территории депо и не уступил дорогу автомобилю
- Выехал с трассы и врезался в машину.
Какие наказания предусмотрены за превышение скорости — вы можете лишиться прав?
Во всех остальных случаях виноват водитель автомобиля.
Несчастный случай на трамвайном или железнодорожном пути (переезде) или на остановке на нем имеет свои неприятные особенности. Таким образом, к виновнику могут быть применены дополнительные санкции — министерство или региональное транспортное ведомство имеет право взыскать с виновника упущенную выгоду (деньги, которые могли быть заработаны во время остановки).
Включение поворотных сигналов
По правилам дорожного движения перед любым маневром водитель должен подать сигнал о своем намерении соседним транспортным средствам. Включение поворотных огней обязательно и при разворотах, поскольку оно позволяет избежать аварий. Водитель, выполнивший маневр на перекрестке без сигнала, будет оштрафован на 500 рублей по статье 12.14 КоАП.
Дополнительная информация
Двигаясь по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора, и поворачивая налево, водитель обязан убедиться в безопасности совершаемого действия согласно ПДД. Для этого посмотреть в зеркала заднего вида и на зебру для пешеходов впереди.
Неравнозначный перекресток с трамвайными путями
Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:
1. Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.
Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему «малюсенькому автомобильчику». Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.
Равнозначный перекресток с трамвайными путями
При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.11 1 правил дорожного движения:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.
Выполнение разворота на перекрестке
Для выполнения такого маневра, водитель должен руководствоваться общими правилами, применяемыми к повороту налево и развороту через трамвайные пути.
Однако при выполнении такого маневра необходимо обращать внимание на наличие светофора или регулировщика дорожного движения.
В соответствии с правилами дорожного движения, если на светофоре говорит зеленый свет или регулировщик показывает комбинацию, разрешающую движение, рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.
Следовательно, перед началом совершения такого маневра, водитель должен убедиться в отсутствии трамвая, который имеет преимущественное право проезда на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
О ремонте трамвайных линий
Во многих городах трамвайные пути – наследие советских времён. Но нет ничего вечного, а увеличение автотранспорта на городских дорогах, которые пересекают трамвайные линии, особенно тяжеловесные грузовики, приводит к тому, что ремонт трамвайных путей – необходимость, вызванная поддержанием должного уровня количества общественного транспорта. В некоторых городах проблему решают кардинально. Просто демонтируют трамвайные линии, не оставляя горожанам права выбора: маршрутки, троллейбусы, автобусы. Но при этом расширяется проезжая часть, оставляя больше места для потока автомобилей. Правильно это или нет – вопрос городских властей. Но в тех городах, где хотят сохранить транспортные удобства для жителей, выполняются ремонты, для того чтобы трамвай, как общественный транспорт, был безопасен и функционален.
Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы
Билет 40, вопрос 11
При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.
На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:
- движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
- движение по рельсам (допустимо ли это);
- перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.