Заявление о возврате госпошлины в суд
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о возврате госпошлины в суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Их три. Первым из них является справка из арбитражного суда о возврате госпошлины. Она оформляется тогда, когда после возврата иска или отказа в его принятии новый пакет материалов не подавался в арбитражный суд.
Заявление о выдаче справки о возврате уплаченной государственной пошлины
«16» января 2022 г. Обществом с ограниченной ответственностью «Наименование общества» была ошибочно оплачена государственная пошлина в размере 81655 рублей за обращение в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Строительное управление» о взыскании задолженности в размере 12 487 474 рублей 56 копеек.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ
просим:
1) Выдать представителю ООО «Наименование общества» справку о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 81655 рублей для обращения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска.
2) Указанную справку прошу выдать на руки.
Приложение: копия чека-ордера от 16.01.2022 на 1 л. в 1 экз.
Представитель
по доверенности П.П. Петров
«20» января 2022 г.
Как вернуть деньги за госпошлину?
Если кратко, то нужно подготовить заявление на возврат государственной пошлины с обязательным указанием основания такого возврата.
В течение какого срока можно обратиться с заявлением?
Подать заявление на возврат пошлины можно в течение 3 лет со дня ее уплаты.
Кому нужно отправить заявление?
Заявление о возврате госпошлины нужно подать в орган или должностному лицу, уполномоченным совершать юридически значимые действия, за которые пошлина была уплачена или взыскана.
Иными словами, заявление отправляете тому, кому платили.
Какие документы нужно приложить?
- оригиналы платежных документов, подтверждающих уплату пошлину, если госпошлина уплачена в наличной форме;
- копии указанных выше документов, если госпошлина уплачена в безналичной форме.
Форма заявления на возврат средств за госпошлину
Типовой формы для всех видов государственных пошлин нет. У отдельных государственных органов могут быть установлены свои шаблонные формы заявлений для возврата денег.
Если такой формы не нашли на сайте органа, вы можете составить заявление в свободное форме. Нужно указать:
- свои контактные данные,
- фактические обстоятельства (такого-то числа мной была оплачена такая-то государственная пошлина и так далее),
- правовое обоснование (на основании такой-то статьи Налогового Кодекса мне должны вернуть переплату за уплату государственной пошлины),
- банковские реквизиты.
Комментарий к ст. 104 АПК РФ
1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регулируются ст. 333.40 НК. В соответствии с данной статьей государственная пошлина может быть возвращена из соответствующего бюджета, в который она была уплачена, полностью или частично. Основаниями для возврата государственной пошлины являются обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 333.40 НК:
1) уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК;
2) возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами;
3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 148 и 150 АПК. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);
4) при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30% (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);
5) отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда .
———————————
Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 46.
2. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в арбитражный суд. Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может быть подано как представителем, так и представляемым (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей»).
Документами, подтверждающими обстоятельства возврата государственной пошлины при поступлении заявления или жалобы в арбитражный суд, являются судебные акты арбитражного суда (решения, постановления, определения) и квитанция банка установленной формы. Наличия справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата государственной пошлины из бюджета, не требуется.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Вопрос о возврате государственной пошлины разрешается арбитражным судом в соответствующем судебном акте (решении, определении, постановлении). В то же время плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
3. В соответствии с НК плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Например, если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Основные правила заполнения
Как видно, форма заявления на возврат госпошлины довольно простая, поэтому ФНС не приводит отдельно порядок и правила её заполнения. Необходимые подсказки есть в сносках на самом бланке.
Главное, на титульном листе указать среди прочего:
- сумму, которую хотите вернуть;
- код по ОКТМО (где платили госпошлину);
- дату и номер платёжного документа;
- КБК.
В сведениях о счете нужно заполнить:
- БИК;
- номер счета для возврата;
- статус получателя (1 – организация, 2 – физлицо, 3 – бюджетная организация с лицевым счетом).
РЕКВИЗИТ |
КАК ЗАПОЛНИТЬ |
ИНН | Для физлиц, не являющихся ИП, необязательно заполнять. |
КПП | ИП и физлица не заполняют |
Фамилия, И.О. | Отчество указывают при наличии |
Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем | Не заполняют, если указан ИНН. |
(наименование владельца счета)
Код бюджетной классификации получателя Код по ОКТМО получателя Номер лицевого счета получателя Назначение платежа |
Указывают при возврате на счета, открытые в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов. |
Код вида документа | Указывают:
|
Подчеркнём: если в поле “Получатель” указали код 1 (организация) или 2 (физлицо), поля ниже в разделе “Сведения о счете” не заполняйте.
В разделе “Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем заявлении, подтверждаю” укажите, кто подтверждает сведения – плательщик или его представитель. Затем нужно привести фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя организации/ИП либо сведения о представителе, номер контактного телефона, поставить подпись и дату подписания заявления.
Если заявление подает представитель, нужно указать наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.
Основания для возврата госпошлины
Заявление о возврате госпошлины в суд можно подать в следующих случаях:
- если плательщик отказался от обращения в суд
- отказ в принятии искового заявления судом (статья 134 ГПК РФ)
- возвращение искового заявления судом (статья 135 ГПК РФ)
- прекращение производства по делу (статья 220 ГПК РФ)
- оставление заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ)
- излишняя оплата госпошлины в суд
Когда в возврате госпошлины будет отказано
- суд принял решение по делу не в пользу истца, административного истца или заявителя в гражданском, административном или арбитражном процессе;
- ответчик (административный ответчик) признал иск после принятия дела к рассмотрению судом;
- при заключении мирового соглашения в гражданском процессе. При заключении мирового соглашения в арбитражном процессе до принятия решения по делу, истцу возвращается 50% госпошлины;
- если не произошла регистрация брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, соответствующая сумма не возвращается;
- в случае обоснованного отказа государственного органа в отношении юридически значимого действия;
- не возвращается госпошлина за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, если в клеймении было отказано в соответствии с законодательством (Ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Законодательство России не стоит на месте. Совершенствоваться и подстраиваться под жизненные реалии приходится не только юристам, но и творцам закона. Каждый год сотни специалистов вносят тысячи законодательных норм, при этом принимается и доходит до Президента множество актов, изменяющих в итоге налоговые и процессуальные порядки.
В статье 333.40 Налогового кодекса РФ (далее по тексту — основная статья, норма), являющейся главным нормативом, раскрывающим порядок возвращения госпошлины, в том числе при отказе от исковых требований, в судопроизводстве различной юрисдикции и на разных стадиях процесса, в текущем году произошли следующие новшества и изменения:
- Истцам подняли законодательный минимум, подлежащий возврату по результатам заявления об отклонении искового заявления, проведения примирительных процедур между сторонами либо замены ответчика в деле. Если данные обстоятельства наступили до момента принятия судом решения, то подпункт 3 пункта 1 основной статьи позволяет вернуть 70% госпошлины по первой, 50% — по второй и 30% — по третьей инстанции.
- Кроме того, в пункт 3 внесены изменения, касающиеся формы подачи заявления гражданами. Теперь заявление о возврате вполне возможно предъявить через единые порталы государственных услуг, благодаря электронной идентификации и после проверки подписи заинтересованного лица. Вместе с тем необходимо знать, что такая оговорка касается госпошлины, оплаченной электронным платежом на сайте, а значит, к арбитражным делам пока отношения не имеет.
Госпошлина представляет собой сбор, который взимают государственные органы с налогоплательщиков в бюджетную систему Российской Федерации за совершение юридически значимых действий. В настоящем материале речь пойдёт именно о пошлине, уплаченной в суд.
Обращение в суд с заявлением сопровождается уплатой госпошлины. Её размер зависит от каждого конкретного дела и обстоятельств (в частности, влияет цена иска). Без приложения к заявлению соответствующей квитанции суд не станет рассматривать документ заявителя. Существует специально разработанный калькулятор госпошлины для судебных органов. Истцу следует внести все необходимые переменные и программа рассчитает точную сумму для уплаты в бюджет (с точностью до копейки).
На сегодняшний день практически любое обращение налогоплательщиков в налоговую оформляется по специально разработанной и утверждённой ФНС России форме. В нашем случае следует воспользоваться формой по КНД 1150058, применяющейся на практике с октября 2021 года. Заполнить бланк можно как от руки, так и на компьютере. Физическую копию сотрудники ведомства размещают на информационном стенде в территориальном отделении службы. Электронный документ можно найти на сайте ФНС России.
Заполнить физический бланк необходимо при помощи чёрной гелиевой шариковой ручки. Каждая буква пишется печатной, заглавной. Символы следует писать на весь размер предложенного формой поля. Один символ – одна клеточка бланка. Строго не допускается никаких исправлений. В случае допущения ошибки потребуется взять новую форму и начать заполнение заново.
Для компьютерной версии заявления тоже предусмотрены свои требования. В частности, речь идёт о шрифте и кегле: шрифт Courier New, 18 кегль. Электронный вариант в любом случае потребуется распечатать для заверения его подписью заявителя (или представителя).
Для осуществления возврата финансов, потраченных на оплату государственной пошлины за подачу искового заявления в органы арбитража, лицу потребуется пройти определенную процедуру, состоящую из следующих этапов:
- прежде всего, следует обратиться в органы арбитража с заявлением, содержащим просьбу предоставить справку, требующуюся для осуществления возврата ранее уплаченной государственной пошлины. Эта справка нужна в том случае, когда возврат финансов, потраченных на оплату государственной пошлины, осуществляется по причине того, что органы арбитража отказали в рассмотрении искового заявления. Кроме того, эта справка необходима и в случае, если ответчик решил удовлетворить требования, выдвинутые истцом, не дожидаясь, пока органы арбитража вынесут решение. Также следует запросить определение, вынесенное органами арбитража. Определение выносится в случае, если лицу, направившему исковое заявление, отказали в рассмотрении этого иска,
- когда органы арбитража выдали справку либо определение, следует обратиться в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы по месту, где производилась оплата государственной пошлины, и подать заявление с просьбой осуществить возврат ранее уплаченной государственной пошлины.
Как сделать возврат госпошлины за исковое заявление?
Госпошлина при покупке квартиры: кто оплачивает, продавец или покупатель, читайте тут.
Как вернуть пошлину из арбитражного суда, если иск не подавался
заявления в суд о выдаче справки на возврат государственной пошлины бесплатно в формате word
Исходя из положений, изложенных в 3 пункте информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда от 25.05.05 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3. Налогового кодекса РФ», лицу, уплатившему государственную пошлину за подачу искового заявления в арбитражный суд, но так и не подавшему это исковое заявление, потребуется получить в арбитражном суде подтверждение того факта, что исковое заявление не было подано.
Этот факт подтверждается выдаваемой органами арбитража справкой. Для получения этой справки потребуется обратиться с заявлением, в котором попросить выдать необходимую справку.
Заявление может быть подано через канцелярию арбитражного суда или посредством заказного почтового отправления с описью вложений и уведомлением о вручении. К подаваемому заявлению следует приложить копию потенциального иска.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в суд о выдаче справки на возврат государственной пошлины:
Посмотрите видео. Как вернуть излишне уплаченную госпошлину:
При мировом соглашении
В случае если стороны арбитражного процесса до момента принятия органом арбитража решения решили завершить дело мировым соглашением, можно осуществить процедуру возврата финансов, потраченных на оплату государственной пошлины.
Однако в этом случае эти средства будут возвращены лишь частично. Лицо, подавшее иск и оплатившее государственную пошлину, в случае подписания мирового соглашения сможет вернуть 50% средств, потраченных для оплаты государственной пошлины за рассмотрение этого иска.
В случае если ответчик в ходе судебных разбирательств добровольно удовлетворит требования, предъявляемые истцом, то финансовые средства, ранее уплаченные в качестве государственной пошлины, возврату не подлежат.
Заявление на отсрочку уплаты госпошлины в суд.
Ликвидационная стоимость
Ликвидационная стоимость — денежная сумма в виде разницы между доходами от ликвидации объекта недвижимости и расходами на ее проведение. Это стоимость, с которой приходится соглашаться продавцу при вынужденной продаже недвижимости в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи.
При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.
Общеизвестно, что одно и тоже имущество может иметь разные стоимости в зависимости от цели оценки. Что представляет собой ликвидационная стоимость, чем она отличается от других видов оценочных стоимостей, и каковы особенности ее расчета — вопросы, являющиеся предметом рассмотрения данного раздела. Понятие ликвидационной стоимости изложено многими авторами в имеющейся на сегодня литературе по оценке собственности. Например, по мнению профессора Ш. Пратта, ликвидационная стоимость представляет собой «чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной распродаже его активов».
Г.С. Харрисон в учебном пособии «Оценка недвижимости» дает следующее определение ликвидационной стоимости: «Ликвидационная стоимость представляет цену, с которой вынужден согласиться владелец при продаже имущества в срок, меньше разумно приемлемого для рыночной экспозиции».
Международные стандарты оценки 2 (Базы оценки отличные от рыночной стоимости), определяющие стоимости отличные от рыночной стоимости, трактуют ликвидационную стоимость следующим образом: «Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением Рыночной Стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом».
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что собственность может оцениваться на базе, отличной от рыночной стоимости (ликвидационной стоимости) и учитывающей нерыночный характер сделки.
Нерыночный характер сделки проявляется, как правило, в двух моментах:
1. в вынужденности (недобровольности) продажи имущества по различным причинам;
2. в снижении времени рыночной экспозиции реализуемого имущества на рынке.
При этом предполагаемая цена реализации имущества, обусловленная нетипичными для рынка условиями продажи, будет, несомненно, ниже рыночной. Прогнозирование этой цены весьма затруднительно из-за характера и степени субъективных и конъюнктурных предположений, требующихся для формулировки суждения такого рода.
В зависимости от срочности реализации активов ликвидационная стоимость подразделяется на упорядоченную ликвидационную стоимость и принудительную (срочную) ликвидационную стоимость.
Упорядоченная ликвидационная стоимость — это расчетная величина в текущих ценах, представляющая собой предполагаемую выручку от открытой продажи имущества за некоторый период времени, в течение которого продавец имеет возможность проведения соответствующих мероприятий по повышению ликвидности и стоимости активов (текущий ремонт, товарный вид и прочее), за вычетом расходов на реализацию. Решение о ликвидации принимается владельцем в случае большей целесообразности продажи актива, если он является избыточным или малодоходным. Поскольку в данном случае нет строгих ограничений по времени реализации, период экспозиции реализуемого актива на рынке близок к периоду рыночной экспозиции, а сама ликвидационная стоимость близка к рыночной.
Принудительная (срочная) ликвидационная стоимость — это расчетная величина в текущих ценах, представляющая собой предполагаемую выручку от открытой продажи имущества срочно, т.е. без проведения соответствующих мероприятий по повышению ликвидности и стоимости активов, за вычетом расходов на реализацию. В этом случае имеются строгие ограничения по времени реализации, диктуемые покупателем. Период экспозиции реализуемого актива на рынке может быть гораздо меньше рыночной экспозиции.
Таким образом, стоимость реализации (ликвидационная стоимость) в обоих вариантах будет ниже рыночной стоимости. Величина снижения рыночной стоимости, обусловленная действием вышеприведенных факторов, определяется ликвидационной скидкой. В случае упорядоченной ликвидации величина этой скидки будет меньшей, чем в случае срочной ликвидации.
1. Цели, функции и задачи расчета ликвидационной стоимости
Цели и методология расчета ликвидационной стоимости определяются ситуацией, в которой оказался собственник оцениваемого имущества.
Оценка ликвидационной стоимости имущества необходима в следующих случаях:
· при ликвидации предприятия;
· при выработке плана погашения долгов предприятиядолжника оказавшегося под угрозой банкротства;
· при финансировании реорганизации предприятия;
· при оценке стоимости избыточных активов предприятия;
· при санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства;
· при анализе и выявлении возможностей выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации;
· при определении стоимости имущества выступающего в качестве залога и возможной необходимости его реализации в случае невозможности погашения кредита.
Позитивное решение вышеназванных ситуаций зависит от многих факторов, прежде всего, таких как ценности и степени ликвидности имущества, факторов спроса и предложения, сложившихся на дату оценки.
2. Технология проведения работ по расчету ликвидационной стоимости
Главной задачей эксперта-оценщика является точное определение подвида ликвидационной стоимости в соответствии с задачами, поставленными Заказчиком. Для исключения возможной путаницы понятий рыночной стоимости и нерыночной базы стоимости в процессе оценки Оценщик должен придерживаться следующего алгоритма проведения оценки:
1. Идентифицировать оцениваемую собственность. Идентификация подразумевает установление соответствия между имеющейся документацией на объекты оценки и их реальным наличием и состоянием.
2. Идентифицировать права, связанные с оцениваемой собственностью. Описание прав собственности включает в себя общее описание имущества и перечень правоустанавливающих документов, закрепляющих права собственника, например на основе договора купли-продажи имущества предприятия или свидетельства о собственности, выданных соответствующими уполномоченными государственными структурами.
3. Идентифицировать цель и функцию оценки. Идентификация цели и функции оценки подразумевает аргументированное определение вида оценочной стоимости и способ использования ее результатов в соответствии с задачами оценки.
4. Установить эффективную дату оценки. Эффективная дата оценки, как правило, совпадает с датой осмотра оцениваемого имущества.
5. Исследовать оцениваемую собственность. На данном этапе проводится осмотр оцениваемого имущества, описывается его техническое состояние. Проводится анализ возможных подходов для расчета рыночной стоимости, являющейся базисом, на основе которого могут быть определены базы оценки, отличные от рыночной стоимости ликвидационная, залоговая, страховая и др.).
6. Расчет рыночной стоимости оцениваемого имущества. Согласно статьи 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «. под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции. ».
Кому подается заявление и как оно рассматривается
Ходатайство о возврате госпошлины подается в тот же суд, в который и был заявлен иск, даже если он им не был принят. Это можно сделать в течение трех лет. К заявлению нужно приложить оригинал квитанции или указать, что он находится в материалах дела. Судья рассматривает заявление о возврате госпошлины единолично без вызова ходатайствующей стороны. Поэтому в документе должны быть максимально ясно и подробно описаны все обстоятельства, согласно которым пошлина подлежит возврату. Судья в течение пяти дней выносит определение о возврате. Еще через пятнадцать дней оно вступит в силу. По прошествии этого срока нужно обратиться в суд и в канцелярии получить копию определения, справку для налогового органа и оригинал квитанции об уплате пошлины. В том случае, если судья принял решение о частичном возврате пошлины, необходимо получить на руки заверенную копию документа. Налоговые органы вернут деньги в течение тридцати дней.