Как осуществляется учет программного обеспечения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществляется учет программного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.
Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании
С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.
В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.
II. Налог на прибыль и страховые взносы
Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.
Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).
Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.
В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.
В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:
- гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
- гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.
Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:
- долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
- за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
- если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:
- от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
- от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
- от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).
Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:
- с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
- вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.
Платить или не платить НДС?
С 1 января 2008 г. в НК РФ (пп. 26 п. 1 ст. 149) введена норма об освобождении от налогообложения НДС операций по передаче прав на использование нематериальных активов разных видов на основании лицензионного договора. Сама Клеверенс работает по упрощенке и не предоставляет счетов-фактур. Если ваша организация работает на общем налогообложении, то вы, как партнер, должны будете предоставлять своим покупателям счета фактуры с НДС = 0 руб.
Как было рассмотрено в предыдущем разделе, лицензия на программное обеспечение — это разрешение, нематериальное право, и передача имущественных прав на них осуществляется по EULA или письменному договору.
Ключевым здесь является слово нематериальные. Минфин РФ стоит на позиции, что операции по передаче прав на использование программного обеспечения при реализации их экземпляров на носителях в товарной упаковке, пусть даже содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), подлежат налогообложению НДС. НДС не начисляется, только если на момент такой реализации заключался лицензионный договор в письменной форме (см. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/648, Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. № 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44).
Таким образом, если вы реализуете лицензии по товарным накладным, то вы не сможете доказать, что продавали «нематериальные активы», а не диски, и подпадаете под уплату всей суммы НДС по сделке.
- Лицензия — это право. Она не является товаром — это услуга;
- Т.к. это услуга и в сублицензионном договоре не определено, сколько прав и на какие продукты будут переданы конечному клиенту, то она не требует количественного учета на складе. Нет необходимости заранее приходовать услугу, её можно просто оказать, т.к. на это есть право: подписанный с Клеверенс сублицензионный договор!
- Наименование лицензий заводится в справочник «Номенклатура» с пометкой «Услуга» и указанием счетов учета реализации (90 или 91). Учет роялти можно вести на отдельном забалансовом счете;
- Для отражения у себя затрат по уплате роялти в конце любого оговоренного периода (месяца, квартала), лицензиар (Клеверенс) предоставляет лицензиату (Партнеру) отчет и акт, сколько и каких лицензий было активировано конечными потребителями. На основании таких актов производится оплата роялти.
Программа и экземпляр программы: не путать!
В ст. 1261 ГК РФ сказано: программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Экземпляром произведения является копия произведения в любой материальной форме (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ), в том числе в виде информации, зафиксированной на машиночитаемом носителе (CD- и DVD-диске, MP3-носителе и др.) .
Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.04.2007 N 14.
Программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав (ч. 2 п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Авторские права включают (ст. 1226, п. п. 1, 2 ст. 1255 ГК РФ):
- исключительное право, являющееся имущественным правом;
- личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения).
Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен (абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК РФ). А вот исключительным правом на программу правообладатель может распорядиться любым не противоречащим закону и существу самого права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права ее использования в установленных договором пределах (лицензионный договор) (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
Распространенная схема реализации программного обеспечения выглядит так: обладатель исключительных прав заключает с дистрибьютором лицензионный договор, который, как минимум, предоставляет право распространения программы для ЭВМ путем продажи или иного отчуждения экземпляров программы. Дистрибьютор заключает сублицензионные договоры с другими посредниками на предоставление им тех же прав (или прав в меньшем объеме), и так далее до тех пор, пока программу у очередного посредника не приобретет конечный пользователь. Если руководствоваться разъяснениями Минфина и налоговиков, выходит, что операции по передаче прав на программу на основании лицензионного и последующих сублицензионных договоров не облагаются НДС согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Подтверждение правильности выводов об отсутствии необходимости начислять НДС всей цепочке посредников — в Письмах Минфина от 21.02.2008 N 03-07-08/36, УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666, от 20.02.2008 N 19-11/16268.
Таким образом, если допустить, что подход Минфина правилен и сублицензионные договора имелись в виду в данной норме, наиболее ощутимые возможности применения льготы получают продавцы и перепродавцы программного обеспечения.
А вот разработчики программного обеспечения, передающие права на использование программного обеспечения на основании лицензионных договоров, вряд ли выиграли — их прайсы остались неизменными, ведь теперь они не могут принять к вычету «входной» НДС со стоимости товаров (работ, услуг), в том числе материальных носителей, средств защиты, плат видеоввода, инструкций по установке и эксплуатации, комплектующих экземпляр программы для ЭВМ, право использования которой передается по лицензионному договору, а вынуждены учитывать данный налог в стоимости этих товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ) (см. также Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 03-07-07/70). Конечно, при условии, что стоимость указанных технических компонентов включена в стоимость передаваемых по лицензионному договору прав (Письма Минфина России от 07.11.2008 N 03-07-07/116, от 25.06.2008 N 03-07-07/70).
Итак, для применения льготы, предусмотренной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо тщательно поработать над составлением договора. Хорошо, если он будет именоваться лицензионным, но в любом случае он должен содержать все существенные условия такого договора в соответствии со статьей 1296 Гражданского кодекса.
Главное, что следует детально прописать в договоре – это условия передачи программного обеспечения заказчику и сопутствующий этому переход исключительных и неисключительных прав. При наличии нескольких предметов договора, например, составление техзадания, разработка ПО и передача прав, стоит детально расписать условия каждого из этих предметов/этапов. Обратите внимание, что поскольку указанные налоговые преференции распространяются на передачу прав, то именно с этим процессом должна быть увязана оплата.
Также в договоре следует отметить необходимость обновления или поддержки программного обеспечения. Отметим, что, по мнению ФНС и арбитражных судов, услуги по обновлению или доработке программ под требования заказчика, являются операциями, облагаемым НДС.
Не попадают под льготное налогообложение по п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ
Исходя из формулировок п.п. 26 п.2 ст. 149 НК РФ не льготируются, подлежат налогообложению НДС:
- реализации работ/услуг по созданию программ для ЭВМ, выполняемых на основании договоров подряда (письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 № 16-15/27670);
- оказания услуг по разработке, доработке, модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2009 № 16-15/020629);
- услуги технической поддержки программного обеспечения для ЭВМ, переданного по лицензионному договору (Письмо Минфина России от 06.03.2015 № 03-07-07/12158);
- реализации экземпляров программ для ЭВМ на основании договора купли-продажи, в том числе и в случае продажи в розницу (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967);
- реализация прав пользования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967).
Исчисление НДС на программное обеспечение
НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:
- реализации работ по созданию компьютерных программ, выполняемых на основании договоров подряда (письма Минфина РФ от 21.10.2014 № 03-07-03/52967, 03.02.2009 № 03-07-07/04, от 24.06.2008 № 03-07-07/69 );
- оказания услуг по разработке и модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (письмо Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-07-08/134);
- оказания услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через интернет (письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-08/70744);
- реализации экземпляров компьютерных программ на основании договора купли-продажи, включая и продажу в розницу (письма Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-07-07/56481, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07 и от 29.12.2007 № 03-07-11/649).
По каким электронным услугам действуют новые правила
Список электронных услуг, при покупке которых у зарубежных поставщиков отечественные компании и ИП обязаны сами считать и платить НДС, зафиксирован в п. 1 ст. 174.2 НК:
- предоставление прав на пользование программами для ПК, в т.ч. компьютерные игры, и базами данных, в т.ч. через предоставление удаленного доступа к ним;
- рекламные услуги в Интернете;
- размещение предложений о покупке товаров, работ, услуг;
- предоставление возможности установить контакты и заключать сделки между продавцами и клиентами в сети Интернет;
- хранение и обработка сведений в Интернете;
- предоставление в режиме реального времени возможности размещать сведения в информационной системе;
- предоставление доменных имен, услуги хостинга;
- администрирование информационных систем и сайтов;
- предоставление прав на электронные книги и иные электронные публикации, информационные, образовательные материалы, графические изображения, а также музыкальные и аудиовизуальные произведения;
- поиск и предоставление заказчику сведений о потенциальных клиентах;
- доступ к поисковым системам;
- ведение статистики на сайтах.
Новая форма оплаты налогов касается не только бизнеса, но и всех государственных и муниципальных учреждений, то есть всех юрлиц без исключения. О важности темы местных депутатов предупреждал в конце 2022 года министр финансов края Данил Ситников на совещании в краевом парламенте.
«С учетом прохождения платежей, того, что механизм новый и на нем начнет работать вся страна, убедительная просьба вместе с администрациями, главами подумать о необходимой подушке безопасности, которая позволит перечислить хотя бы зарплату. Конечно, все это будет под нашим контролем. Но просьба максимально подготовиться», – настоятельно обратился он к коллегам, подчеркнув, что пройдет еще немало совещаний по этому вопросу.
Преимущества, которые получают аккредитованные компании
Основные преференции, которые дает этот налоговый маневр для бизнеса:
- Нулевая налоговая ставка на прибыль до конца 2024 года по региональному налогу и 3% по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет. Пока осуществляется переходный период, компаниям всё же рекомендуется подавать нулевую декларацию в ФНС.
- Мораторий на налоговые проверки, проверки трудовых инспекций и других надзорных ведомств на тот же период. В части плановых выездных проверок ФНС мораторий продлен до 3 марта 2025 года. Однако это не значит, что можно нарушать НК РФ: внеплановые проверки остаются, и в последующем, при выявлении нарушений за прошедший период моратория, могут быть наложены взыскания.
- Снижение тарифа страховых взносов с 14% до 7,6%.
- Получение банковских кредитов по льготной ставке 3% (в форме субсидирования процентной ставки) на развитие IT-проектов. Правила их получения установлены Постановлением Правительства РФ №754 от 26.04.2022 г. Если сейчас такой кредит могут получить только те компании, которые имеют право на налоговую льготу, то в ближайшие месяцы это требование может быть устранено. В настоящее время Минцифрой предложен проект постановления, который отменит это условие. Достаточно будет иметь аккредитацию в этом ведомстве.
Применяется ли освобождение от НДС при покупке неисключительного права на ПО?
Вопрос: В связи с вступившими в силу с 1 января 2017 года изменениями в гл. 21 НК РФ и новой ст. 174.2, согласно которым оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», Общество просит разъяснить, является ли оно налоговым агентом и обязано ли оно начислять и уплачивать НДС, если по лицензионному договору приобретает у иностранного производителя неисключительное право на программное обеспечение, передаваемое по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях дальнейшей передачи указанного программного обеспечения на территории РФ по лицензионным договорам конечным пользователям?
Или, в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, услуги по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в РФ, и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.
Фактические правоотношения сторон выстроены следующим образом:
1) между Обществом и иностранной организацией заключен лицензионный договор (неисключительная лицензия), в рамках которого осуществляется приобретение и передача конечному пользователю программного обеспечения, принадлежащего иностранной организации, с последующим заключением еще одного лицензионного договора (неисключительная лицензия) с конечным пользователем.
2) Иностранная организация посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» передает Обществу для конечного потребителя экземпляр программного обеспечения с кодами доступа к нему.
3) Общество передает экземпляр полученного от иностранной организации программного обеспечения с кодами доступа к нему конечному пользователю на материальном носителе.
С учетом позиции, отраженной в Письме Минфина от 12.01.2017 г. N 03-07-08/555, Общество полагает, что налоговым агентом по НДС применительно к фактически осуществляемой деятельности оно не является, поскольку:
— на каждом этапе реализации программного обеспечения его передача осуществляется по лицензионным договорам (в отличие от ситуации с последующей перепродажей на территории РФ и стран СНГ программного обеспечения без лицензионного договора);
— передача программного обеспечения конечному пользователю осуществляется на материальных носителях;
— все лицензионные платежи в адрес иностранной организации осуществляются в рамках лицензионного договора по открытому в соответствии с законодательством паспорту сделки.
Вместе с тем, в целях устранения сомнений в правильности толкования и применения действующего налогового законодательства Общество в соответствии с подп. 2) п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ просит разъяснить положения статей 174.2 и пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применительно к имеющейся ситуации.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора неисключительных прав на программное обеспечение для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Какой порядок освобождения от НДС применяется по заключенным договорам
Понятие лицензионного договора раскрывается в ст. 1235 ГК РФ. Одна из сторон лицензионного договора, обладатель исключительного права, называется лицензиаром. Лицензиар предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования результата интеллектуальной деятельности. Лицо, которому передаются те или иные права распоряжаться интеллектуальной собственностью лицензиара называется лицензиатом. В договоре оговаривается, как именно лицензиат может использовать предмет договора.
Если лицензиар (Клеверенс) даст на это письменное согласие (через сублицензионный договор), то лицензиат (Партнер) может предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу.
Налог на дивиденды (доходы): увеличение до 15%
До 1 января 2023 года дивиденды и приравненные к ним доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранным организациям, в общем случае облагались налогом на доходы по ставке 12% (подп. 1.4 ст. 189, подп. 1.4 ст. 192 НК-2022).
— С 2023 года из подп. 1.4 ст. 192 НК исключено упоминание дивидендов (п. 94 ст. 2 Закона об изменениях). Следовательно, данный вид дохода попадает под действие подп. 1.5 ст. 192 НК и дивиденды облагаются по ставке 15%, — утверждает Вера Солянкова.
Примечание
С 2023 года ставка 12% предусмотрена только в отношении доходов от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, включая доходы, возникающие при выходе (исключении) из такой организации (подп. 1.11.4 ст. 189 НК-2023).
Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:
- Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
- Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
- Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
- Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.