Срок эксплуатации легковых и легкогрузовых шин
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок эксплуатации легковых и легкогрузовых шин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.
Как быть обычным автолюбителям?
Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.
Что делать с «недопробегом» шин при реализации автомобиля
Вопрос: Организация в декабре приобрела и установила на автомобиль новые зимние шины. Расходы по их приобретению и установке отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении. Через три месяца после этого организация продает автомобиль. Нужно ли в целях налогового учета восстанавливать затраты, связанные с «недопробегом» шин?
Ответ: По мнению автора, обязанность «восстановления» затрат, учтенных ранее при налогообложении, при «недопробеге» шин не следует из положений и налогового, и бухгалтерского законодательства.
По общему правилу понесенные расходы по приобретению и установке автомобильных шин при использовании автомобиля в производственной деятельности организации относятся в состав затрат, учитываемых при налогообложении на основании п. 1 ст. 130 НК.
При этом исходя из п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).
На каждую шину, установленную на транспортное средство (ТС) при его комплектации или во время эксплуатации (в том числе на запасную шину), заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде .
Если организация перевозит на ТС пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега не являются обязательными .
При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение , в котором указываются причины. Одновременно определяются лица, виновные в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями .
В рассматриваемой ситуации речь не идет о технологических причинах выбытия шин, а происходит их реализация исходя из коммерческих интересов и, таким образом, осуществляется реализация запасов.
Следует подчеркнуть, что каких-либо определенных нормативных предписаний в отношении методики отражения в бухгалтерском, а тем более в налоговом учете «недопробега» шин нет.
Что говорит закон о сроках замены шин
Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины. Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны.
То есть, по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2022 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Минимальная глубина протектора
Помимо старения резиновой смеси, изнашивается и сам протектор. Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины составляет 8 мм. У зимней он немного побольше и превышает 10-12 мм. Кроме того, там нанесены так называемые ламели, то есть «присоски» расползающиеся по поверхности льда и создающие эффект прилипания. Они гораздо нежнее грубых грунтозацепов зимнего протектора и при активном механическом воздействии быстро теряют часть материала. Кроме того, канавки протектора призваны отводить не только воду, но и снежные массы. Именно поэтому зимние шины должны иметь более высокий протектор.
Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в приложении к ПДД под названием «О допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 5.1 приведены более подробные требования к шинам.
Если на колесе отсутствует индикатор износа, то глубина протектора измеряется штангенциркулем. Минимальная глубина протектора летних шин для различных категорий транспортных средств должна составлять:
для категорий L — 0,8 мм;
для категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для категорий M2, M3 — 2 мм.
О нормах пробега шин для списания в России
Артем Артемов: Легкосплавные диски, бывает, «рубят» шину — поможет ли решить данную проблему переход на более высокий индекс нагрузки? И чем грозит такой переход?
В какой-то степени поможет. В качестве примера могу привести иномарки, продающиеся в России: большинство из них сегодня имеет избыточный индекс нагрузки.
Страшного ничего не случится — автомобиль станет чуть жестче, менее комфортным. Но на вопрос, насколько при этом снизится вероятность пробоя боковины, вряд ли кто-то сможет ответить.
Вместе с тем излишне жесткие шины отрицательно повлияют на ресурс элементов подвески, поскольку нагрузка на них увеличится.
Жизненный опыт подсказывает, что самые прочные шины, как правило, Bridgestone. Но из-за толстой боковины они обычно и самые тяжелые, что отрицательно сказывается на топливной экономичности автомобиля.
Alexey: При сезонной замене колес шиномонтажники перепутали местами левые и правые колеса так, что они вращались в обратном от правильного направлении. Я ощутил лучшую устойчивость автомобиля и повышенный колесный шум. Скажите, кроме быстрого износа чем я рисковал с точки зрения безопасности?
Абсолютно ничем, если эти шины не направленные. При вращении шины в одном направлении, при троганиях и торможениях ее протектор со временем уподобляется (конечно, утрированно) некоему храповику, который слегка проскальзывает в одну сторону. А теперь его заставили вращаться в обратную сторону — конечно, выступающие «углы», натыкаясь на асфальт, будут издавать дополнительный шум. Но недолго, пока протектор не притрется и не примет вид, надлежащий направлению вращения. Если вы проездили порядка 100–300 км, в зависимости от режимов движения, нет смысла переворачивать шины, поскольку наступите на те же «грабли».
Если шины имеют направленный рисунок и установлены «наоборот» — в лужах вода не будет удаляться из пятна контакта. Машина может всплыть на низкой скорости и потерять управление. На сухой дороге ничего критичного не произойдет.
Илья Зямзин (вопрос от участника группы ВКонтакте): В чем суть балансировки колес шариками типа бисера и в каких целях такой способ выгодней использовать. Есть ли минусы?
Я так понимаю, суть та же, что и при использовании жидкостей или гелей для балансировки. На высокой скорости система (!) «шина + шарики/жидкость/и т.д.» самобалансируется под действием центробежных сил. На деле такие предложения не нашли широкого применения в легковых шинах. Я в такие «ленивые» балансировки не верю: на мой взгляд, это ненадежно, а если и работает, то недолго.
Важно, что такие замеры необходимо проводить вдоль всей покрышки и на разных ее участках, так как зачастую она стирается неравномерно. Если такое будет отмечено, стоит помимо всего прочего проверить расположение колес и отрегулировать их угол.
Проверяя шину, стоит внимательно следить за наличием или отсутствием механических повреждений: порезов, трещин, сколов и не сквозных дырочек как на самом протекторе, так и на боковых сторонах. Любая, даже самая незначительная трещинка, может стать причиной разрыва колеса авто во время движения, что крайне небезопасно. Если нет возможности их устранить, покрышка должна быть заменена на новую.
Если полная замена шин по каким-то причинам неосуществима, установка новых покрышек проводится на ведущие колеса. Не рекомендовано заменять шину только на одном колесе — это снизит управляемость авто. Чтобы этого избежать, смена покрышек производится на одной из осей.
Не будем опираться на слухи и домыслы, а обратимся за разъяснениями к государственным стандартам, по которым изготавливаются легковые и легкогрузовые пневматические шины – ГОСТы: 4754-97 и Р 52900-2007.
В статье 10 «Гарантии изготовителя», ясно и чётко сказано, что для этой продукции определён 5-летний срок службы, и заметьте: со дня изготовления, а не с момента начала эксплуатации. На шину со значком «С» – усиленную, для легкогрузового транспорта, даётся 10 лет.
Примечание: Стандарт не распространяется на шину для гоночных автомобилей, предназначенную для проведения соревнований и на колёса для тяжёлой грузовой техники.
Низкопрофильные шины имеют свои преимущества и недостатки, но они определенно делают шину более жесткой и, следовательно, имеют более низкое сопротивление качению.
При рассмотрении широких шин стоит знать, что уменьшение их размеров на 1 см уменьшит аэродинамическое сопротивление примерно на 1,5%.
Популярной практикой среди водителей является изменение ширины обода по эстетическим соображениям, замена размера (конечно, в пределах разрешенных для данной модели автомобиля) может изменить жесткость машины.
Сколько сезонов проходит резина
Причин изнашивания покрышек может быть достаточно много, однако их просто определить, важно изучить поверхность протекторного рисунка.
Если наружные края подвержены наиболее серьезному износу, чем центр протектора, это говорит о слабом или чрезмерном давлении в автошинах. А не одинаково износившиеся протекторные кромки исключительно с одной стороны сообщают водителю о проблемах с развалом-сходом. Помимо изнашивания, на то, сколько ходят покрышки, оказывает влияние и стиль передвижения на авто. У ценителей экстрима с резким тормозом протектор будет изнашиваться быстрее. Становится понятно, что влияет на долговечность не только то, на какой автопробег подходят колеса, но и прочие моменты:
- стиль езды;
- качество дороги;
- участие в аварийных ситуациях.
Важно помнить и о регулярном техническом осмотре, а также через каждые 14 дней надо контролировать давление в шинах.
Относительно баланса, так его следует делать через каждые 15 000 км автопробега. После наезда на препятствие необходимо осмотреть шины на присутствие повреждений и грыж.
Факторы, которые влияют на эксплуатацию шин
Самыми значительными факторами можно обозначить:
- Дата производства — всегда обозначена на ободе.
- Условия хранения. Если они неподобающие, это грозит образованием микротрещин, невидимых глазу. Они постепенно приводят к разрушению резины.
- Пробег. Губительна как ежедневная езда, так и длительный простой.
- Давление. Чтобы продлить жизнь покрышек, необходимо соблюдать рекомендации производителя по уровню давления, иначе срок сократится на 15%.
- Быстрая езда более 120 км/ч сокращает период годности вполовину.
- Превышение допустимой загруженности авто. Постоянные перегрузки сократят на треть время пользования покрышек.
- Техническое состояние автомобиля. Некоторые неисправности могут приводить к повышенной нагрузке на шины.
Учет и списание автомобильных шин
На каждом предприятии используется автомобильный транспорт. Следовательно, возникают вопросы по учету использования, ремонта, списания автомобильных шин. Шины, поступающие с автотранспортным средством (количество колес и плюс одно запасное), входят в первоначальную стоимость и учитываются на активном счете 01 «Основные средства» (Д-т 01, К-т 08). Но изнашиваются шины быстрее, чем автомобиль. Поэтому предприятия для ремонта автомобилей покупают новые шины, ремонтируют бывшие в эксплуатации. Учет автомобильных шин на скла-де обычный, как и для других запасных частей. А вот учет шин, выданных в эксплуатацию, отличается от учета других товарно-материальных ценностей и он должен соответствовать Правилам (пункт 97) эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Министерства транспорта Республики Беларусь от 21 декабря 2000 года № 52.
В соответствии с Правилами каждый владелец транспортных средств (юридические лица) обязан на каждую шину заводить карточку учета работы автомобильной шины и заполнять все реквизиты карточки (модель шины, ГОСТ или ТУ, заводской номер, номер слойности или индекс грузоподъемности, гарантийная норма пробега, завод-изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие, модель автомобиля, пробег шины в километрах по спидометру за каждый месяц и т.д.).
При замене шины на колесах запасной шиной водитель должен сообщить дату замены, номер замененной шины, показания спидометра в момент замены шины. Эти данные записываются в карточке учета работы шины. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета записывается ее полный пробег по спидометру, техническое состояние и куда направляется шина — в ремонт, на восстановление или в утиль. Направление шины определяет комиссия в своем заключении (на карточке).
Карточка является актом списания шины.
Составление дополнительных актов с заключениями комиссии по рассмотрению причин выхода шины из строя не предусмотрено утвержденными Правилами.
На восстановленные шины заводятся новые карточки учета их работы. Если предприятие не создает резерв для ремонта шин, то расходы по восстановлению шин отражаются по счетам следующим порядком:
Автотранспортным предприятиям дано право создавать ре-черв на восстановление износа автомобильных шин, включая его и себестоимость перевозок.
Для расчета резервируемых сумм, т.е. суммы амортизации по шинам, надо стоимость комплекта шин, установленных на автомобиле, разделить на ресурс одного комплекта шин и полученный результат умножить на пробег одного комплекта в отчетном месяце и далее умножить на количество комплектов шин, установленных на автомобиле (без запасного колеса). В комплект входит покрышка, камера и ободная лента. Под ресурсом комплекта автомобильных шин имеется в виду максимальный эксплуатационный пробег за все время эксплуатации шины. Для учета резерва замены автошин применяется счет 96 «Резерв предстоящих расходов», субсчет «Резерв для замены шин». Проводки будут:
1) создание резерва с учетом пробега автомобилей: Д-т 20, К-т 96, субсчет «Резерв для замены шин»;
2) списание шин со склада для замены:
Д-т 96, субсчет «Резерв для замены шин», К-т 10-5, субсчет «Автомобильные шины». Убыток от недопробега шин с НДС не должен уменьшать налогооблагаемую базу прибыли.
В каком случае автошина подлежит списанию
Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.
Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:
Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.
В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:
- дата снятия шины с транспортного средства;
- полный пробег на момент демонтажа;
- описание причины снятия;
- износ протектора и остаточная высота;
- дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
- выводы комиссии.
После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.
Если деталь была направлена на обезличенную нарезку, после проведения ремонтных работ заводится новый бланк.
Как продлить срок эксплуатации автомобильной резины
Для этого необходимо осуществлять регулярное ТО автомобиля и самих колёс. При обнаружении подозрительного истирания, следует обратиться в автосервис. Возможно в машине неисправна подвеска. Также стоит взять за правило, не менее 2-х раз в месяц проверять давление в шинах. После очередного наката 15 тыс. км, обращаться в сервис для балансировки колёс. При определённом износе, колёса следует менять местами.
Если протектор имеет ассиметричный направленный рисунок и регламентирует установку на определённую сторону, это условие следует обязательно учесть.
Бережная эксплуатация автомобиля на дорогах с плохим покрытием, способна снизить риск ударов об острые ямы. Также следует избегать наездов на поребрики. Все эти факторы являются причиной грыж и порезов.
Учитывая недолговечность автомобильных шин, следует уделить их сохранности повышенное внимание. Незатруднительный уход, способен продлить эксплуатационный срок резины на несколько сезонов. А это, в свою очередь, сбережёт личный бюджет.
Нормы пробега автомобильных шин Минтранс 2019
Нормы пробега автомобильных шин расчитаны установлены Минтрансом. Документ был утвержден 04.04.2002г., действует и сегодня, в 2018 и 2019 гг. Нормы пробега шин автотранспортных средств рассчитываются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
В таблице представлена эксплуатационная норма пробега шин легковых автомобилей:
N п/п | Базовая модель автомобиля | Обозначение (типоразмер) шины | Модель шины | Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ | ||||
1. | ВАЗ-1111 «Ока» и модификации | 135/80R12 | БИ-308 | 35 |
2. | ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации | 155-13/6, 15-13 | И-151 | 40 |
165-13/6, 45-13 | АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2 | 40 | ||
165/70R13 | Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8 | 45 | ||
165/80R13 | МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515 | 45 | ||
175/70R13 | Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391 | 45 | ||
М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4 | 40 | |||
185/65R13 | БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177 | 45 | ||
3. | ВАЗ-2121 «Нива» и модификации | 175-16/6,95-16 | Вл-21, ВлИ-5 | 45 |
175/80R16 | Я-457 | 45 | ||
ВЛИ-10 | 40 | |||
185/75R16 | К-156 | 45 | ||
VS-17, Вл-53 | 40 | |||
4. | ГАЗ-24 и модификации | 7,35-14 | ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20 | 40 |
5. | ГАЗ-3102, -31013, -31029, -3105, -33029, -24 и модификации | 205/70R14 | ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, КАМА-ART, КС-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436 | 50 |
М-227, М-217 | 45 | |||
6. | ГАЗ-3110 и модификации | 195/65R15 | Л-8, КАМА Nicola, КАМА Grant, Я-437, Я-456, И-501 | 50 |
7. | ГАЗ-14 «Чайка» | 9,35-15 | ИЛ-126, ИЛ-137 | 24 |
8. | ЗАЗ-968, -1102 и модификации | 155/70R13 | Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1 | 45 |
6,15-13 | И-151 | 40 | ||
9. | ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации | 6,45-13 | М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110 | 40 |
165/70R13 | Я-370 | 40 | ||
165/80R13 | МИ-16, М-190, Я-370 | 45 | ||
Вл-14, АИ-168У | 40 | |||
175/70R13 | ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402 | 45 | ||
Я-400, С-129, SPT-4 | 40 | |||
10. | Москвич-2141 и модификации | 165/80R14 | МИ-180 | 45 |
185/65R14 | БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 26В, К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18 | 50 | ||
Автомобили зарубежного производства | ||||
1. | BMW различных модификаций | 185/65R15, 195/65R15, 205/60R14 | шины зарубежного производства | 50 |
2. | Chevrolet различных модификаций | 195/70R14, 185/70R14, 235/55R15 | шины зарубежного производства | 50 |
3. | Daewoo различных модификаций | 175/70R13, 185/65R14 | шины зарубежного производства | 45 |
4. | Ford различных модификаций | 175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
5. | Hyundai различных модификаций | 195/70R14, 195/75R14, 205/60R15 | шины зарубежного производства | 40 |
6. | Honda различных модификаций | 185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
7. | Kia различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/75R14 | шины зарубежного производства | 45 |
8. | Mercedes Benz различных модификаций | 185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
9. | Opel различных модификаций | 185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16 | шины зарубежного производства | 60 |
10. | SAAB различных модификаций | 185/65R15, 195/60R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 40 |
11. | Renault различных модификаций | 175/70R13, 195/65R14 | шины зарубежного производства | 55 |
12. | Toyota различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14 | шины зарубежного производства | 50 |
13. | Volkswagen различных модификаций | 165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14 | шины зарубежного производства | 55 |
14. | Volvo различных модификаций | 185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15 | шины зарубежного производства | 50 |
Дополнительные моменты
Важно, что такие замеры необходимо проводить вдоль всей покрышки и на разных ее участках, так как зачастую она стирается неравномерно. Если такое будет отмечено, стоит помимо всего прочего проверить расположение колес и отрегулировать их угол.
Проверяя шину, стоит внимательно следить за наличием или отсутствием механических повреждений: порезов, трещин, сколов и не сквозных дырочек как на самом протекторе, так и на боковых сторонах. Любая, даже самая незначительная трещинка, может стать причиной разрыва колеса авто во время движения, что крайне небезопасно. Если нет возможности их устранить, покрышка должна быть заменена на новую.
Если полная замена шин по каким-то причинам неосуществима, установка новых покрышек проводится на ведущие колеса. Не рекомендовано заменять шину только на одном колесе — это снизит управляемость авто. Чтобы этого избежать, смена покрышек производится на одной из осей.
Нюансы хранения и транспортировки
Производитель даёт гарантию не только из-за возможного наличия производственного брака, но и потому, что резина – во всяком случае та, что делают на российских заводах, сохраняет свою эластичность не более пяти лет. Это и есть ответ на вопрос, сколько лет можно хранить шины на складе. Тоже 5 лет, после чего производитель снимает свою гарантию.
Но это – производитель российский. В Европе, например, срок службы легковых шин определён 10 лет. Так что, если вы покупаете импортную модель премиум класса, на неё будут действовать требования европейских стандартов.
Однако чьим бы ни был стандарт, в нём обязательно оговариваются условия, при которых производитель обязан дать гарантию, а при каких имеет право не давать.
Для новой шины таким условием является правильная транспортировка и хранение, требования к которым определяет ГОСТ 24779-81. Для рабочих покрышек важна также правильная эксплуатация.
Главное требование к бескамерным шинам при транспортировке – это чтобы они были уложены так, чтобы исключить деформацию боковых стенок и бортировочных граней. Если это случилось, покрышка будет считаться дефективной и гарантия на неё не распространится.
Резина может утрачивать свои свойства и при неправильном хранении, поэтому стандарт оговаривает, какие условия следует обеспечивать покрышкам. Главное, чтобы:
- Влажность в помещении не превышала 80%,
- На шины не попадали прямые лучи солнца,
- Они не хранились непосредственно вблизи отопительных устройств.
- Складировались либо в вертикальном положении на стеллажах, либо на поддонах в штабелях не более 2 м в высоту.
- Это же касается и сезонного хранения шин.
- Для эксплуатируемых покрышек очень важно, чтобы перед закладкой на хранение они были тщательно вымыты.
- От пересыхания их отлично предохранят целлофановые пакеты или специальная пропитка.
Учет автомобильных шин в казенном учреждении
Исходя из требований инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерские проводки по учету приобретенных шин будут иметь следующий вид. Пример ООО «Вымпел» в ноябре 2010 г. приобрело два комплекта автомобильных шин: один комплект по цене 25 000 руб., второй — 30 000 руб. (без
НДС). Один комплект (стоимостью 25 000 руб.) в ноябре 2010 г. был установлен на автомобиль, т.е. передан в эксплуатацию. Второй комплект (стоимостью 30 000 руб.) — оставлен на складе.
В отношении обоих комплектов предусмотрена одинаковая бухгалтерская проводка: а) комплект шин, установленный на автомобиль (переданный в эксплуатацию): Оприходованы автомобильные шины: Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками — 25 000 руб.
Обязателен ли документ по закону
В законодательстве нет прямого указания, нужно ли составлять акт, но другого способа списать с материально-ответственного лица ТМЦ не существует. Хотя некоторые организации делают это, используя пометки в карточке автошин, указывая на полную выработку ресурса.
Форму акта можно разработать самостоятельно и сделать приложением к учетной политике организации. Целесообразно это сделать тем компаниям, которые имеют в наличие много единиц автомобильной техники, и вывод из эксплуатации приходится делать часто.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию и служит основанием для списания покрышек с МОЛ, а другой находится у материально-ответственного лица.
В бухгалтерии акт на списание автошин хранится 5 лет, как это предусмотрено приказом Росархива № 36 от 20.12.2019.