Что считается тотальной гибелью автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что считается тотальной гибелью автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Последствия наступления страхового случая могут быть настолько плачевными, что приходится говорить о тотальном уничтожении автомобиля: если повреждено более 65-80%, то восстановление автомобиля признается экспертом экономически нецелесообразным. Так как после такого ущерба машина не может быть восстановлена.

Как производятся выплаты, если машина кредитная

Если тотальная гибель определена в отношении кредитного авто, соблюдается следующий порядок:

  1. СК обязательно о случившемся оповещается кредитора, поскольку по условиям выдачи займа именно он является выгодоприобретателем, а не водитель.
  2. Затем страховщик составляет запрос на выплату, где указывает данные о клиенте и ТС, результат проведения экспертной оценки, формулирует вопрос о том, кому перечислить денежные средства в связи с наступлением страхового случая.
  3. Получив ответ СК, направляет выплату в счет оплаты кредита. Часть этих денег банк может переправить заемщику, если компенсация от СК превысит сумму оставшегося долга. Если кредит был полностью досрочно погашен или погашен на 80%, то банк разрешает СК перевести все деньги заемщику. Пполучив выплату добросовестный клиент продолжит платить за кредит, пока его полностью не погасит.

В данной ситуации виновник аварии обратился в Верховный суд. Однако его и там не поддержали. Суд отметил, что он не может обжаловать расчеты между страховой компанией и потерпевшим.

По условиям договора страхования имущества у Ингосстраха возникло обязательство перед потерпевшим. Документ является двусторонним и не заключен в пользу третьего лица. В соответствии со статьей 308 ГК РФ это значит, что он не предусматривает права и обязанности для третьих лиц, в том числе и для лица, причинившего вред.

Виновник аварии в данном случае обязан компенсировать причиненный ущерб не пострадавшему, а страховой компании в порядке суброгации, в соответствии со статьей 965 ГК РФ.

В определении суда сказано, что доводы виновника аварии в отношении того, что страховая компания и пострадавшее лицо неверно выполнили условия договора КАСКО, не соответствуют закону.

Верховный суд согласился с тем фактом, что основания для признания полной гибели авто отсутствуют. Это объясняется тем, что расходы на ремонт составили менее 75% от страховой стоимости машины. Верховный суд поддержал решения нижестоящих судов о том, что при расчете тотала нужно учитывать фактическую стоимость ремонта, а не рыночную.

Использование автомобиля после признания тотала

Если тотал по каско признан, автовладелец может сам реализовать уцелевшие детали, узлы или выставить запчасти на аукцион аварийных и тотальных авто.

Закон не запрещает отремонтировать автотранспорт и продолжать ездить на нем, так как под тотал нередко подпадают экземпляры, подлежащие восстановлению. Так часто поступают по отношению к старым авто даже с небольшими повреждениями — из-за их низкой стоимости и дефицита запчастей.

Если страховщик выплатил деньги по тоталу для ремонта и автомобиль восстановлен, нужно заключать новый договор ОСАГО. Прежнее соглашение автоматически перестает действовать после признания тотала, так как имущество юридически прекратило существование.

Оставление разбитой машины у себя влечет за собой ряд рисков:

  • получение незначительной суммы выплаты, особенно при завышенной цене годных остатков;
  • снятие авто с учета за свой счет, так как страховщики не компенсируют такие расходы;
  • сложности с реализацией ГОТС по выгодной стоимости.

Тоталь по КАСКО, что это?

Обратимся к Google и найдем определение. Тоталь по КАСКО – это полная гибель автомобиля, однако, данное определение используется для обозначения события, в результате которого стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает 65-70-75% от его страховой суммы, в том числе когда автомобиль в принципе не подлежит восстановлению.

То есть, первый вывод: не обязательно должна произойти полная конструктивная гибель автомобиля, достаточно того, чтобы калькуляция восстановительного ремонта составила выше 65-75% от страховой суммы (в зависимости от условий вашего страховщика).

Важно, что в первую очередь, решение признании “тоталя” автомобиля принимает страховая компания на основании осмотра и выводов специалистов станции технического обслуживания, на которую направлено на ремонт ТС.

Варианты выплат по КАСКО при полной гибели машины

При конструктивной гибели ТС есть 2 основных варианта возмещения по КАСКО:

  1. После оценки повреждений автомобиля и признания тотала по КАСКО у вас остается поврежденная машина, а страховая компания выплачивает вам стоимость ущерба, вычитая из нее сумму за износ машины. Скажем, водитель застраховал свой автомобиль стоимостью 1 миллион рублей. Сумма ущерба была оценена в 750 000 рублей. Но авария произошла на 10 месяц страхования, поэтому из этой суммы вычитается еще 10% за износ автомобиля. Итого, выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля составит в этом случае 675 000 рублей. При этом у водителя остаются все годные остатки машины, которые он может продать.
  2. После оценки повреждений автомобиля и признания тотала машины по КАСКО вы передаете все годные остатки автомобиля страховщику (подписываете с ним договор абандона), а страховая компания обычно выплачивает полную сумму страхования за вычетом амортизации. То есть, в приведенном уже выше случае, возмещение по КАСКО при полной гибели автомобиля составило бы 900 000 рублей.
Читайте также:  Как пенсионеру оформить пенсионную карту в банке Открытие: условия и тарифы

Какой из вариантов выгоднее — решать владельцу автомобиля, но, в любом случае, он вправе сделать этот выбор. Страховщики зачастую стремятся увеличить стоимость годных остатков при тотальной гибели автомобиля по КАСКО, поскольку тогда сумма ущерба, выплачиваемая автовладельцу при первом варианте, будет меньше. Поэтому чаще всего водителям выгоднее передавать остатки деталей машины страховым компаниям при полной гибели автомобиля по КАСКО, чтобы получить денежную выплату. Дополнительно к этому, есть и еще один огромный плюс в этом варианте: по закону при передаче права собственности на машину при договоре абандона страховой компании, она должна сделать страховую выплату в полном размере, без учета амортизации.

Большинство страховых компаний не идет на это добровольно, ссылаясь на то, что в договоре страхования прописан пункт о взыскании амортизации с суммы возмещения при тотале по КАСКО. Однако судебная практика по КАСКО при полной гибели машины показывает, что во многих случаях иски автовладельцев в таких делах, где страховая компания отказывается выплачивать полную стоимость авто, удовлетворяются в пользу истцов.

Что такое полная гибель автомобиля «тотал»

Полное уничтожение автомобиля без возможности последующего восстановления или проще говоря «тотал» — это ситуации, когда либо стоимость страхового возмещения не способна покрыть все расходы на ремонт, либо заниматься восстановлением в целом нецелесообразно.

Зачастую в страховом деле можно встретить два четких правила, при котором с большой долей вероятности будет признан так называемый «тотал»:

  • когда оценочная стоимость восстановительных работ превышает 70-80% от назначенной максимально возможной страховой суммы;
  • если технически не представляется возможным произвести ремонт, либо целесообразнее вообще не восстанавливать машину, а сразу же отправить ее на утилизацию.

Эти ситуации можно назвать классическими и самыми распространенными, но вообще у каждой страховой компании могут действовать свои особенности, которые изначально прописываются в заключенном договоре.

Обыкновенно выплата по КАСКО при тотале производится в строго установленные сроки. Для этого по закону у страховщика есть 30 дней на рассмотрение поданных документов, а потом еще 10 рабочих дней для передачи денежных средств собственнику авто.

Как известно, сегодня компании предпочитают работать и по безналичным формам возмещения, и с выплатами наличными на руки. Нередко страховщики даже настаивают на наличной системе расчета – так намного проще договориться, но и сделать факт передачи денег менее прозрачным для контролирующих органов. В какой-то степени можно утверждать, что уважающие себя компании будут работать строго с зачислениями на банковскую карту.

Ну а что касается момента, когда начинается отсчет сроков выплаты, то тут все гораздо понятнее. Все страховые компании придерживаются правила, что ожидание выплаты начинается с того момента, как был подан последний необходимый документ.

Когда не удастся получить возмещение

По условиям договора правила получения компенсации исключают некоторые ситуации. Например, повреждение при пожаре является страховым случаем, однако, имеются определенные оговорки. Пожар должен быть намеренно устроен третьими лицами. В СК необходимо предоставить протокол о пожаре, составлением которого занимается пожарная служба. Получается, если вы своими силами потушили пожар, то уже не можете обратиться за выплатой. В соглашении четко прописано, когда СК вправе не признавать условия наступления страхового случая, это:

  • замыкание электрической проводки в ТС;
  • несоблюдение правил пожарной безопасности;
  • перевозка огнеопасных грузов в машине;
  • пребывание водителя под действием дурманящих веществ.

Порядок действий при гибели авто

Если вы столкнулись с проблемой полной гибели автомобиля, то алгоритм действий таков:

  1. Вы собираете нужные документы для страховой компании — перечень обычно указан в приложениях к договору или в правилах страховщиков;
  2. Готовите заявление на получение компенсации;
  3. Страховая компания передает ваш автомобиль на оценку в экспертную компанию, или проводит оценку самостоятельно;
  4. Вам озвучивают сумму компенсации — нужно решить, соглашаетесь ли вы на предложение страховщиков, или будете доказывать, что сумма должна быть иной.
Читайте также:  Удерживается ли подоходный налог с больничного листа в 2023 году

Будьте внимательны — в решении страховой компании будет указано, остается ли автомобиль у владельца, или страховая компания забирает его себе на реализацию. Внимательно проверьте сумму остатков автомобиля, за счет них вычисляется сумма компенсации.

Варианты выплат по КАСКО при полной гибели машины

Если после страхового события и проведения оценки, машина признана непригодной для восстановления, застрахованному участнику движения полагается выплата. При этом стоит знать, что условия выплаты диктует страховщик, а не страхователь. Как правило, вариант выплаты прописан в правилах и страховом полисе.

Варианты выплат:

Выплата 100% Сразу стоит подчеркнуть, что такой вариант используется крайне редко и только в больших компаниях, которые активно сотрудничают с крупными клиентами и предлагают максимально выгодные для них условия выплаты. Принцип выплаты очень простой, поскольку клиенту выплачивается вся страховая сумма, которая была указана в договоре на момент страхования.
Что касается машины, вернее, что от нее осталось, то клиент переоформляет ее на страховщика перед получением выплаты.
Не полная выплата Это самый распространенный вариант, который страховщики предлагают клиенту. В данном случае компания делает выплату в процентном соотношении, за минусом остатков, которые можно продать.
К примеру, машина стоит 1 000 000 рублей. Полная гибель по авто составила 70%. Получается, что клиент забирает автомобиль и получает на руки только 700 000 тысяч.

Если сравнить два варианта, то клиенту выгоднее первый, поскольку он существенно экономит время и получает выплату сразу в полном объеме, а страховщику второй, поскольку сокращаются расходы при выплате.

Кем и как определяется

Недостаток в том, что сейчас нет единой методики, которая позволяет определить тотальную гибель автомобиля. Также нет и единого нормативно-правового акта для КАСКО, который регламентировал был данный вопрос. Преимущество в том, что ранее было больше сложностей для признания транспортного средства непригодным для восстановления. Сейчас все проходит по упрощенному алгоритму.

Кто может оценить автомобиль:


  • работники страховщика, но только при условии наличия соответствующего разрешения на проведение оценки;
  • независимые эксперты, имеющие лицензию на предоставление оценочных услуг.

Что означает полная гибель автомобиля

На сегодняшний день большинство основных вопросов, которые связаны со страхованием, страховой и юридической терминологией, всегда можно найти в правилах страхования. Правила страхования обычно выдаются на руки клиенту, после заключения договора страхования КАСКО.

В правилах можно найти полную и достоверную информацию о том, как применяются все понятия, которые хоть как-то относятся к соглашению. Так вот, термин «полная гибель автомобиля» подразумевает под собой возникновение такой ситуации, вследствие которой автомобиль не подлежит восстановлению, или, когда общая стоимость ремонта автомобиля будет превышать 65% от первичной стоимости авто.

Как правило, страховой договор подразумевает, что в случае, когда произошла ситуация, в которой произошла «полная гибель автомобиля», то осуществляется максимально возможная в такой ситуации выплата, или хотя бы сумма, которая полностью покроет все убытки.

Но не нужно забывать, что данный тип страхового риска обычно несколько умножает стоимость и всего полиса КАСКО. Ведь данный полис всегда приобретается в случаях, когда автомобиль может понести существенные и серьезные повреждения. Так что при заключении полиса КАСКО старайтесь при выборе рисков точно и максимально объективно оценить возможность наступления каких-либо страховых случаев.

Зачастую данный вид страховки в случае «полной гибели» автомобиля популярен среди владельцев дорогих, коллекционных и раритетных автомобилей. Не стоит забывать и о том, что транспортное средство могут признать «полностью уничтоженным» даже в случае, когда возможно восстановить его технически.

Итак, что же включает в себя термин «полная гибель» транспортного средства:

  • утопление ТС;
  • угон ТС и его дальнейшая разборка;
  • критические повреждения ТС из-за дорожно-транспортного происшествия.

Нельзя также забывать о том, что есть ряд обстоятельств, при наступлении которых даже в случае полной гибели автомобиля вам не будут выплачиваться денежные средства.

Вот несколько примеров, при наступлении которых не стоит ждать страховых выплат:

  • «полная гибель» транспортного средства в результате ЧС или стихийного бедствия, или же в случае взрыва газа;
  • «полная гибель» транспортного средства во время гражданской войны или же во время забастовок.

Данный список случаев, при которых не будут осуществляться выплаты КАСКО при полной гибели автомобиля, можно найти и посмотреть заранее. Таким образом, вы сэкономите время и себе и страховщику, а также избежите огромного количества вопросов по данной теме и двояких ситуаций. Потому что в случае наступления такого случая страховая компания постарается сделать все, чтобы не выплачивать вам данные денежные средства.

Если гибель транспортного средства конструктивна, то возможны 2 варианта денежных выплат по КАСКО. Первый вариант — после того как повреждения автомобиля были оценены и автомобиль признается полностью уничтоженным, то водителю отдают поврежденную машину, а компания страховщик выплачивает вам денежную сумму, из которой вычитается сумма за износ машины.

Читайте также:  Рекордная индексация пенсии в 2023 году: график повышения пенсий в РФ

Например, водитель страхует свой автомобиль, который стоит 1 миллион рублей. При наступлении страхового случая причиненный вред оценивается в 750 тысяч рублей. С момента наступления страхового случая проходит 10 месяцев, так что от данной суммы вычитается стоимость за износ авто. Так что в конечном итоге общая сумма выплат составит 675 тысяч рублей. И в данной ситуации владелец авто оставляет себе останки автомобиля, которые впоследствии может продать.

Второй вариант — после того как автомобиль после страхового случая признается полностью уничтоженным и уже оцененным, останки машины передаются страховой компании. В данном случае страховая компания выплатит автовладельцу полную сумму в качестве возмещения, из нее исключается только амортизация. Так что если рассматривать предыдущий пример, то в данной ситуации автовладелец получает денежную сумму в размере 900 тысяч рублей.

Какой из двух вариантов более предпочтителен автовладельцу, решает только он сам. Но он может сделать любой выбор. Но в первом случае страховые компании стараются завысить стоимость годных останков для получения собственной выгоды. Ведь при данном раскладе сумма, которую они будут обязаны выплатить владельцу авто, будет уменьшаться.

Но и для некоторых автовладельцев этот вариант предпочтительней, так как мало кто хочет хранить остатки автомобиля, к тому же по закону когда владелец авто передает компании право собственности на машину, то денежные выплаты делаются без учета амортизации, а это составляет практически 100%.

Но страховые компании стараются отказываться от данных предложений, так как в договоре страхования часто указывается, что денежная компенсация выплачивается с учетом амортизации. Но если посмотреть на судебную практику по данным делам, то можно заметить, что большинство судебных разбирательств, где компания, отказывается возмещать полную стоимость ТС, решаются почти всегда в пользу автовладельцев.

Почему невыгодно оставлять остатки автомобиля себе?

Оставлять себе автомобиль, не подлежащий восстановлению, невыгодно для страхователя по ряду причин:

  • во-первых, остатки автомобиля необходимо продать, что может вызвать немало трудностей: поиск покупателей, торги, оформление доставки, а также подготовка всей необходимой документации;
  • во-вторых, расходы на снятие автомобиля с учета в Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) страховая компания не возмещает. Процесс оформления такого рода документов весьма трудоемкий и затратный по времени;
  • в-третьих, оставляя себе автомобиль, владелец существенно сокращает сумму страховых выплат, что не всегда целесообразно. Например, если рыночная стоимость машины составляет 2 000 000 руб., общая сумма вычета из страховых выплат будет равна приблизительно 740 000 руб. (вычет в размере 12% за годовой износ + вычет в размере 25% за годные остатки).

Заявление на абандон по КАСКО, образец

Большинство страховых компаний разработали собственные бланки заявлений для клиентов, в том числе и на отказ от застрахованной собственности. Шаблон можно взять в офисе страховщика, но законодательных требований к оформлению документа нет. Поэтому сформулированное самостоятельно заявление также должно быть принято к рассмотрению.

Обращение должно содержать следующие блоки:

  1. Шапка — в правом верхнем углу указывается получатель — наименование и адрес страховщика и адресант — Ф.И.О., адрес и контактный телефон заявителя.
  2. Название — Заявление об абадоне.
  3. Данные о страховом договоре — дата заключения, серия номер полиса, застрахованное имущество, страховая сумма и учтенные риски.
  4. Сведения о страховом случае — дата и место происшествия.
  5. Вывод оценщика о нанесенном ущербе, соотношение начисленное стоимости ущерба со страховой суммой и установленным критерием «полной гибели».
  6. Отказ от застрахованного имущества в пользу страхователя и требование выплатить страховое возмещение со ссылкой на статью 10 закона «Об организации страхового дела в РФ».
  7. Перечень приложенных документов (копии документов на машину, экспертного заключения, документов об аварии).
  8. Дата и подпись.

Страхование КАСКО при конструктивной гибели автомобиля

Страхование КАСКО (добровольное страхование) предусматривает покрытие убытков в разных случаях гибели авто, в отличие от автогражданки, где возмещения выплачиваются пострадавшей в ДТП стороне. Каждая машина страхуется на определенную сумму, от которой и зависит величина компенсации.

Владелец транспорта вправе включить в полис все страховые случаи, приводящие к полной гибели автомобиля. Кроме аварий на дорогах, это затопление, вандализм, поджог, случайная порча имущества по собственной вине.

Если сравнивать ОСАГО и КАСКО, касающихся полной гибели автомобиля, то разница состоит в способах проведения выплат, их размере и порядке взаимодействия сторон. Страховые компании вправе устанавливать свои критерии по величине повреждений для признания тотальной гибели. Процентный показатель для фиксирования конструктивной гибели автомобиля по КАСКО варьируется в диапазоне 65-75 %.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *