Какие ограничения деятельности вводятся в водоохранных зонах водных объектов?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие ограничения деятельности вводятся в водоохранных зонах водных объектов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем приступить к рассмотрению нюансов строительства в водоохранной зоне, нужно в первую очередь разобраться с тем, что скрывается за данным понятием. Для этого потребуется обратиться к Водному кодексу РФ: именно этот нормативно-правовой акт является для нас главным документом. Итак, в ВК РФ установлено, что водоохранной зоной признаются территории, примыкающие к границам водных объектов. В такой зоне устанавливается специальный режим ведения различных видов деятельности (включая хозяйственную).
Что такое водоохранная зона?
ВК РФ определяет объекты, береговая линия которых подпадает под охрану:
- реки;
- моря;
- водохранилища;
- озера;
- каналы;
- ручьи.
Существование специального режима направлено на то, чтобы предотвратить загрязнение водных объектов, истощение вод, а также сохранить животный и растительный мир. Именно с этой целью законодателем устанавливается ряд запретов.
Водный кодекс прямо разрешает строительство, реконструкцию и использование хозяйственных объектов в границах водоохранных зон. Но они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану речки и озера от вышеперечисленных бед. К таким сооружениям относятся:
- централизованные системы канализации и ливневые системы водоотведения, а также инфраструктура, по которой в эти системы будет отводиться ваша сточная вода. Если к вашему участку подходит такая система и к ней можно подключиться — это сразу решит множество проблем;
- локальные очистные сооружения для очистки всех видов сточных вод, которые смогут обеспечить выполнение нормативов для чистой воды;
- сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов.
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения
Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.
Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Определение водоохранной зоны (ВОЗ)
В статусе водоохранных находятся зоны, находящиеся в непосредственной близости от водоема. На подобных областях суши вводится особый режим пользования землей с определенными ограничениями, такими как туристические посещения и строительные проекты. Это связано с экологической опасностью для естественной природной флоры, фауны.
Статьёй 65 Водного кодекса регламентируется установка особых режимов возле всех водоёмов, исключая пруды, болотистые скопления. Также участков с ограниченными условиями пользования не может быть рядом с:
- Озерами, хранилищами воды с акваторией меньше 0,5 километра в квадрате (исключение — водоёмы особого промышленного назначения);
- Карьерами, водоёмами со стоячей водой;
- Ледовыми скоплениями, подземными источниками, внутренними водоемами в пределах данных объектов.
Согласование строительства с Росрыболовстром
При согласовании строительства в водоохранной зоне будет учитываться этажность будущего строения и удалённость от водоёма. Во время подачи уведомления о согласовании важно указать планируемые способы водоотвода и водоснабжения дома. На таких участках в качестве канализации для очистки бытовых отходов владельцы предпочитают устанавливать септики (в зависимости от вида может дополнительно понадобится установка фильтров).
Например, есть устройство септика выгребная яма, из бетонных колец или септик-отстойник с почвенной доочисткой. Выбор устройства будет зависеть от характеристик участка и глубины залегания грунтовых вод. Если собственника заинтересует первый вариант, дополнительно потребуется указать способ вывоза веществ из выгребной ямы, например, с помощью вакуумной машины. В случае выбора септика с глубокой биологической очисткой вызов ассенизационной машины может не понадобится, так как степень обработки стока позволяет использовать очищенную воду для полива.
Устройство с глубокой биологической очисткой подходит для любого типа проживания (сезонного или постоянного), а также не требует утепления. Разбор этих вопросов требуется при разработке мероприятий по охране окружающей среды. Также разрабатываются меры, исключающие попадание отходов в водоём, указывается способ очистки земельного участка и регулярный вывоз строительного мусора в процессе работ и после. Подготовленная документация направляется в Росрыболовство для согласования, и в течение 30 дней владелец получит ответ.
Законодательная регламентация
Ширину и вообще размеры, так называемой водоохранной зоны, внутри которой запрещено любое строительство, регламентирует отдельная статья Водного кодекса РФ за №65. В ней четко прописано, что размеры неприкосновенной площади зависят от размеров водоема или реки, озера или моря.
Водоохранная зона устанавливается как с целью защиты природных вод от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека, сточными водами и иными сбросами, так и в целях защиты от разливов, паводков и прочих природных стихий.
В целом прослеживается такая закономерность, что ширина природоохранной зоны в 10-15 раз меньше длинны или ширины водоема. Поэтому, если вам предлагают прекрасный участок у самой кромки воды, стоит задуматься о его законности. Ведь ставить там дом, во-первых, не законно, природоохранная зона колеблется от 50 до 200 м. Во-вторых просто опасно, ведь река или пруд могут разлиться весной. Домик же на «морском берегу», можно поставить не ближе чем за 500 м. от этого самого берега.
Также ширина подобной зоны варьируется в зависимости от берегового скоса. Если он отрицательный или нулевой – 30 м., до 3 град. – 40, свыше – уже 50. Если поблизости имеется рыбное хозяйство вы не сможете поставить дом ближе, чем за 200 м. от его границ.
Конечно, строить дома рядом с водоемами можно и нужно, но только при условии соблюдения всех санитарных и водоочистных требований и норм. Также придется установить особый режим хозяйственной деятельности, если поблизости протекает родник или ручей.
В целом и общем все водные объекты являются государственной и муниципальной собственностью, и общественно доступны. Поэтому организовать свой личный закрытый пляж вы также вряд ли сможете.
Составляющие части ВОЗ
Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.
- Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
- Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
- Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
- Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.
Ширина водоохранной зоны
Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.
Водный объект | Размер водоохранной зоны |
Река/ручей длиной меньше 10 км Река/ручей длиной от 10 до 50 км Река/ручей длиной больше 50 км | 50 м 100 м 200 м |
Озеро/водохранилище | 50 м |
Озеро Байкал | 200 м |
Когда строительство на береговой полосе запрещено
Уполномоченные органы стремятся предотвратить нарушение водного законодательства. Это делается для того, чтобы избежать проблем, с которыми можно столкнуться после завершения строительства на береговой полосе. Неприятности могут возникнуть и при оформлении свидетельства на право собственности. Получая разрешение на застройку, гражданин должен соблюдать нормы закона и быть готов столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому эксперты рекомендуют выполнить предварительное согласование и получить разрешение на строительство и только потом заниматься непосредственно возведением зданий и сооружений на берегах водохранилищ. В иной ситуации можно столкнуться с потребностью в уплате штрафа за нарушение, которое было доказано.
О законах и терминологии
В России насчитывается более двух миллионов рек, столько же озер; к водным объектам причисляются водохранилища и моря. Берега всех без исключения водоемов находятся под охраной надзорных ведомств и норм Водного кодекса. Каждый слышал о водоохранной зоне (ВОЗ), внутри которой действуют особые правила. Они касаются всех видов транспорта, земельных участков и объектов недвижимости.
Законы строги – если автотуристы, заехавшие на берег в неположенном месте, лишь испортят отдых штрафом, то дому, построенному с нарушениями, грозит снос. Нормы касаются и делянок: если участок рядом с водным объектом не соответствует нормативам, собственнику будет отказано в праве владения.
Поэтому важно понимать, как государство трактует ВОЗ. Хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на состоянии водоемов. Чтобы сохранить природу, земле вокруг водных объектов присвоили особый статус с ограничением прав.
В статье 65 ВК о водоохранных зонах выделяется три вида угодий разной ширины. Первая начинает отсчет от береговой линии – места пересечения водной глади и берега, следующие продолжаются вглубь суши на разное расстояние.
Если есть несколько подходящих вариантов участка в водоохранной зоне, а ограничения примерно одинаковы, стоит обратить внимание на берег. Как правило, значительной разницы между восточным и западным берегом водоема нет; вы можете сами решить, хотите ли любоваться закатом или восходом над водной гладью.
Другое дело северные и южные склоны. На северном склоне (он находится на южном берегу) по весне позже сходит снег, земля прогревается позже. Такие участки более влажные, а еще их любят комарики и прочая мошкара.
Ориентированный на юг склон значительную часть времени находится под прямыми солнечными лучами, чего не любят многие растения. Если этот аспект важен, лучше выбрать делянку на юго-западном или юго-восточном берегу.
Проблемными считаются участки на очень низком или наоборот, высоком берегу. Низина периодически подтапливается, о чем свидетельствуют заросли камыша и деревья с тонкими, кривыми стволами и недоразвитыми кронами. Участок на высоком берегу необходимо изучить особенно тщательно, поскольку грунт на такой территории подмывается, разрушается течением или прибоем, и берег со временем отступает.
Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
- полив огородов и садов сточными водами;
- захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
- хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
- строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.
Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:
- к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
- у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
- а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.
В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.
Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.
Строительство в водоохранной зоне, что можно, ограничения
руб.;
Как видите, в случае нарушений при индивидуальном жилищном строительстве (штраф будет на гражданина), ваши потери будут не такими уж большими. Если бы не одно «но»: в случае выявления нарушения, суд обязует его устранить, что означает либо приведение объекта в соответствие с требованиями, либо снос, в том числе — принудительный.
Для нарушений в пределах санитарной защитной зоны источников питьевого водоснабжения штрафы немного выше:
- граждане могут заплатить 3-5 тыс. руб.;
- должностные лица – 10-15 тыс. руб.;
- предприятия и организации – 300-500 тыс. руб.
Строительство в водоохранной зоне
Водоохранная зона —территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и инои̌ деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, водного объекта и истощения ᴇᴦο вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Прибрежные защитные полосы — территории, которые устанавливаются в границах водоохранных зон, примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и инои̌ деятельности. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью.
Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.
В границах водоохранных зон запрещаются˸
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
дополнительно в границах прибрежных защитных полос запрещаются˸
5) распашка земель;
7) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос направлен, прежде всего, на ограничение сельскохозяйственной деятельности.
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов посредством специальных информационных знаков в настоящее время — единственный способ, предусмотренный законодательство].
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
[Водный кодекс 2022 РФ] [Глава 6] [Статья 65]
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со «статьей 19.1» Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.