Сроки проведения закупок по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проведения закупок по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комиссия изучает поданные заявки в течение одного рабочего дня, заседание проходит очно. Минимальное число членов заседания — три. Присутствовать в составе комиссии можно только лицам, у которых нет регистрации на ЭТП, но есть цифровая электронная подпись.
Сроки проведения электронного аукциона
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
Размещение извещения и документации об электронном аукционе | Не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие, если:
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
Ч. 2, 3 ст. 63 |
Срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации | Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок | Ч. 4 ст. 65 |
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений аукционной документации | В течение 2 дней с даты поступления запроса | Ч. 4 ст. 65 |
Внесение изменений в аукционную документацию | Принятие решения о внесении изменений — не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. Публикация решения о внесении изменений — в течение 1 дня с даты принятия решения. |
Ч. 6 ст. 63 |
Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию | Не менее, чем 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если:
Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
Ч. 6 ст. 63 |
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если:
Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок во всех других случаях. |
Ч. 2 ст. 67 |
Отмена аукциона | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения. | Ч. 1 ст. 36 |
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. | Ч. 7 ст. 67 |
Проведение аукциона | Следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. В случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. | Ч. 3 ст. 68 |
Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов | Не более 3 рабочих дней после даты публикации протокола проведения электронного аукциона. | Ч. 5 ст. 69 |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов | Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов | Ч. 8 ст. 69 |
Разъяснение итогов электронного аукциона | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона | Ч. 21 ст. 68 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов; | Ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке); | Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем; | Ч. 5 ст. 83.2 | |
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта; | Ч. 6 ст. 83.2 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 7 ст. 83.2 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | Ч. 9 ст. 83.2 |
Как рассматривают заявки
Отклоненные заявки, не подходящие под условия запроса котировок, требуют обязательного обоснования такого решения и извещение участника об этом со ссылкой на закон. Вот основные причины:
- несвоевременная подача заявки;
- отсутствует обязательная информация об участнике;
- цена поставщика выше НМЦК;
- в закупке среди СМП подана заявка от предпринимателя из другой категории субъектов бизнеса;
- от поставщика поступило больше одной активной заявки.
Есть случаи, когда в заявке не хватает документации или есть нюансы по оформлению, но ее нельзя отклонить. Примеры:
- в спецификации не прописана цена каждой единицы товара;
- нет выписки из ЕГРЮЛ;
- отсутствует декларация соответствия на продукцию;
- на конверте с заявкой отсутствуют данные о человеке, который ее подавал;
- если заявка составлена в свободной форме.
Когда можно вносить изменения в контракт
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:
- Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
- Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
- Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
- Заключить контракт по стандартному сценарию.
- В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
Порядок подачи заявки
После того, как извещение о проведении электронного запроса котировок размещено и по необходимости были внесены изменения, участники могут подавать свои заявки.
Заявка на участие в электронном запросе котировок состоит из предложения о товарах, работах, услугах (ТРУ) и отдельного ценового предложения. Эти документы направляются не заказчику, а оператору электронной площадки.
Участник вправе подать только одну заявку. Отслеживать информацию по ней он может по идентификационному номеру, который присваивает заявке оператор электронной площадки в течение часа после ее подачи.
Основания для возврата заявки оператором (ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ) аналогичны тем, что в электронном открытом конкурсе. Иных оснований в соответствии с ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ быть не может. Одновременно с возвратом заявки оператор электронной площадки направляет участнику уведомление об основаниях возврата.
Срок исполнения контракта по котировке
Обязательно обратите внимание на срок исполнения контракта, адрес(а) доставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Самый вкусный запрос котировок станет убыточным, если товар придется везти, например, во Владивосток, да еще ежемесячно, в течении, скажем полугода.
Сказанное выше касается и другого случая. Например, заказчик указывает, что товар поставляется по заявке маленькими партиями. Даже если заказчик расположен в соседним регионе, возить туда, например, трубы поштучно в течении нескольких месяцев будет очень убыточно.
Наконец, требования к упаковке и фасовке товара, тоже должны быть учтены. Если, например, заказчику требуется фасовка краски по 1 кг в то время, когда краску той же марки выпускают и в бочках, вместимостью по 25 и 60 кг, конечно, стоит задуматься о целесообразности участия. Ведь приобретение тридцатитонной партии краски в банках по 1 кг обойдется гораздо дороже, чем той же партии в бочках по 25 и, особенно, по 60 кг. Но заказчик краску в бочках у вас не возьмет, а если вы укажете в предложении: фасовка по 60 кг, просто отклонит вашу заявку.
Бумажные запросы котировок
Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.
Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.
Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.
Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.
Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.
То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.
Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.
При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.
Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.
ЧТО ДОЛЖЕН УКАЗАТЬ ЗАКАЗЧИК В ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАПРОС КОТИРОВОК
В 2021 г. заказчики имеют возможность провести запрос котировок на электронных площадках, в электронной форме в соответствии с новациями в 44 ФЗ.
Участник закупки помимо прочей информации обязан указать:
— Почтовый адрес. Ранее это касалось только юридических лиц.
— Необходимо будет указать цену каждого товара, имеющегося в техническом задании, ранее можно было указать только общую сумму контракта.
— Неприложение документов, на соответствие требований статьи 44 ФЗ о нацрежиме, грозит признанием товаров иностранными.
— Необходимо приложение декларацию, с подтверждением соответствия участника закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 44 ФЗ.
В протокол, составляемый в результате рассмотрения заявок участников закупки теперь необходимо вносить информацию о наименовании и характеристиках предложенных участниками товаров. В параграфе 3.1 44 ФЗ описывается порядок проведения запроса котировок по новым правилам. Процесс проведения по новым правилам прописан в параграфе 3.1 очень подробно.
Среди специалистов запрос котировок считается быстрой и простой закупочной процедурой. Запрос котировок считается неконкурентной процедурой, проходящей без организации торгов. Закон позволяет закупать услуги, работы, товары, с помощью запроса котировок при НМЦК контракта менее пятисот тысяч рублей. В параграфе 3 44 ФЗ описан порядок проведения запроса котировок.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ
Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур
Сроки размещения извещения в ЕИС
-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.
-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.
Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ
— Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ ПРОЕКТА КОНТРАКТА
Статьей 51 Закона № 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки направления проекта контракта и его подписания сторонами:
- срок направления проекта контракта заказчиком участнику закупки, с которым заключается контракт (далее – участник закупки) – не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ при направлении проекта контракта заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта;
- срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости), либо направления протокола разногласий – не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- срок направления доработанного проекта контракта заказчиком участнику закупки после получения протокола разногласий – не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки протокола разногласий;
- срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) после рассмотрения заказчиком протокола разногласий – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком доработанного проекта контракта;
- срок подписания проекта контракта заказчиком (в том числе после протокола разногласий) – не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки подписанного со своей стороны проекта контракта. При этом, на основании части 1 статьи 51 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Дополнительно обращаем внимание, что согласно части 6 статьи 50 Закона № 44-ФЗ для закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, и закупок товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сохраняются короткие сроки на подписание контракта и его заключение с победителем такой закупки:
- срок направления проекта контракта заказчиком победителю закупки – не позднее 3 (трех) часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- срок подписания проекта контракта победителем закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- срок подписания проекта контракта заказчиком – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения победителем закупки подписанного со своей стороны проекта контракта, но не ранее чем через 2 (два) рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В целях соблюдения вышеуказанных сроков при направлении и подписании проекта контракта заказчиком, в ЕИС реализованы соответствующие автоматические контроли.
Для участия в запросе котировок претендентам необходимо подать заявку. Каждый из участников может направить в адрес заказчика лишь одну заявку.
Заявки подаются либо в конверте, который не позволяет узнать его содержимое до вскрытия конверта, либо в виде электронного документа.
Обязанности заказчика при приеме заявок:
- зарегистрировать заявку;
- выдать расписку о получении заявки – указывается дата и время получения (выдается по просьбе участника);
- сохранять конфиденциальность и защищенность поданных участниками заявок до вскрытия конвертов или рассмотрения заявок в электронном виде.
Выигравший участник должен подписать соглашение и вернуть его заказчику в сроки, установленные в извещении. Также закон устанавливает следующие ограничительные сроки для подписания контракта:
- не раньше 7 дней с момента опубликования протокола в ЕИС;
- не позднее 20 дней с даты подписания протокола.
Кроме того, победитель в силу закона обязан с подписанным договором передать заказчику следующие документы:
- выписка из ЕГРЮЛ (для российских компаний) – документ должен быть получен не позднее 6 месяцев с даты опубликования извещения в ЕИС;
- документы о государственной регистрации иностранной компании (предоставляется в виде заверенного перевода на русский язык).
Обратите внимание! Выписка из ЕГРЮЛ может быть направлена в виде:
- бумажного оригинала;
- нотариально заверенной копии;
- электронного варианта, заверенного квалифицированной подписью налогового органа.
Запрос котировок в электронном формате
Запрос котировок в бумажной форме проводится сегодня в исключительных ситуациях. Приоритет при проведении запроса котировок принадлежит электронным закупкам. С июля 2018 года у заказчиков появилась возможность проводить закупки в электронном формате, а с 2019 года – это является их обязанностью. Но есть определенные частные случаи, когда допустим бумажный формат. Это:
- заказы организаций, которые работают на территории иностранных государств;
- оказание скорой и специализированной медицинской помощи;
- государственный заказ для оказания гуманитарной помощи и последствий ликвидации ЧС.
Запрос котировок в электронном формате – это разновидность запроса котировок, который проводится исключительно на электронной торговой площадке. От всех участников требуется получение электронной подписи и прохождение регистрации в ЕИС. Саму электронную торговую площадку для проведения запроса котировок выбирает заказчик по своему усмотрению, но из тех, которые были утверждены Правительством.
Перечень федеральных площадок, на которых допускается проведение запроса котировок в электронном формате, был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 2018 года №1447-р. В него вошли, например, ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер» АО «ТЭК-Торг» и пр.