Зачем нужны авторские права на песню и музыку и как их получить?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужны авторские права на песню и музыку и как их получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авторские и смежные права входят в совокупность интеллектуальной собственности наряду со средствами индивидуализации, патентным правом, коммерческой тайной (ноу-хау), правами на топологии интегральных микросхем и селекционные достижения. Так вот, авторское право подразумевает вашу возможность беспрепятственно обнародовать свое произведение. А также оно по умолчанию содержит запрет на то, чтобы кто-либо вносил в ваше произведение изменения, ставил на нем свое имя либо псевдоним.
Авторское право: что это?
Что мы имеем в виду, когда говорим об объектах авторских прав? Это литературные, музыкальные, художественные произведения — книги, сценарии, песни, картины, фильмы и т.д. Полный перечень (причем открытый) можно найти в статье 1259 Гражданского кодекса. Пункт 4 этой же статьи говорит, что для возникновения авторского права достаточно создать произведение — оформлять не обязательно (в отличие от некоторых других стран).
Но, если регистрация не обязательна, зачем она вообще нужна? Вопрос риторический для тех, кто сталкивался с пиратством в офлайн и онлайн-пространстве: вам нужно защитить свое право от посягательств, а для этого вы должны доказать, что принадлежит оно именно вам. И даже если вы ставите на объекте вашего права знак копирайта (© плюс ваше имя), это не гарантирует защиту от незаконного использования: не всегда копирайт означает принадлежность авторства конкретной персоне.
Нельзя зарегистрировать (читайте «присвоить») авторское право на общедоступный контент. Имеются в виду произведения фольклора, нормативные правовые документы любого уровня, государственная символика или, например, идея, метод, которые уже долгое время являются достоянием общественности.
Оформление авторского права на песни и музыку
Регистрация авторских прав на песню или мелодию в России производится только в негосударственных авторских обществах. Государственная регистрация для музыки не предусмотрена по закону. Но деятельность таких авторских обществ регламентируется статьей 1242 Гражданского кодекса и является абсолютно правомерной.
Любое лицо, которому нужна регистрация авторского права на произведение, может подать в авторское общество заявление с указанием своих реквизитов. К заявлению прикладывается само музыкальное произведение, выраженное в объективной форме. Если это песня, то депонировать можно распечатанный текст, нотную запись и mp3-запись на CD-диске (фонограмма, звукозапись, видеоролик). Экземпляры должны быть подписаны автором. Если авторов несколько, то необходимо предоставить договор между соавторами. О том, как его составить, описано далее.
В России действует несколько авторских обществ. Одно из старейших – это РАО «Копирус», которое является партнером нашей юридической компании IPbrand и членом Международной федерации авторско-правовых организаций по воспроизведению. Основная цель авторско-правового общества – это защита интересов авторов, их наследников и правообладателей.
Получение свидетельства позволяет зафиксировать:
- дату создания музыкального произведения;
- имена авторов;
- название произведения.
Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)
Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».
Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.
Сколько можно копировать: мифы об авторских правах на музыку
Как работают авторские права на музыку? Насколько похожей может быть ваша песня на чью-либо еще, чтобы не попасть под действие копирайта? Все говорят о соблюдении авторских прав, но мало кто понимает, в чем суть самого вопроса. Дело даже не в том, как работает российское Законодательство по этой теме, а в том, насколько свободны мы можем быть при написании собственной музыки.
Было бы великолепно, если бы все песни звучали непохоже друг на друга, будучи совершенно штучным продуктом, но это скорее утопия, нежели возможное развитие музыки и творчества в будущем.
Было бы еще круче, если бы все песни могли звучать так, как того хочется композитору, да при этом не нарушать ничьих авторских прав.
Так или иначе, но авторские права можно назвать слепой зоной практически любого законодательства, а трактовка нарушений сильно разнится в рамках различных дел.
Все это привело к тому, что в среде музыкантов появились некоторые распространенные мифы об авторских правах, которые могут всячески мешать нам во время работы над собственным материалом. Давайте разберемся, какие мифы правдивы, а какие нет.
Права на публичное исполнение
В основе мастер-копии лежит само музыкальное произведение – композиция, на которую распространяется целый набор прав. В контексте YouTube их можно разделить на две категории: права на публичное исполнение и другие права.
Когда какая-либо композиция с YouTube играет в общественных местах, например барах, ресторанах или отелях, это считается ее публичным исполнением. Лицензиями на него часто управляют специальные организации по защите авторских прав (PRO). Они собирают и распределяют роялти между авторами песни и музыкальными издательствами. В некоторых странах за это отвечают авторские общества. Они также осуществляют общее управление правами. Кроме того, авторское общество вместо индивидуальной лицензии на отдельное произведение может выдать комплексную лицензию на использование всех треков своего каталога на определенный период времени.
Как происходит регистрация прав на произведения в РАО
Для того чтобы предупредить нарушение авторских прав на музыку, необходимо принять меры к присвоению собственности на официальной основе. Обычно плагиаторы стараются проверить имеющиеся темы на наличие государственной регистрации перед запуском в проект, да и в принципе могут подозревать, что запись к ним попала не совсем законным способом. Регистрация музыкальных произведений сегодня осуществляется в целях предоставления права коллективного управления, рационального распределения и выплаты вознаграждения за применение продукта.
Обратиться в РАО и зарегистрировать авторские права на музыку может любое физическое лицо, которое обладает исключительными правами. Доказательством выступают такие документы:
- наличие у автора лицензионного договора, дающего возможность законного применения аудиопроизведений в коммерческих целях;
- наличие заявления на регистрацию конкретных песен, равно как и прав на них;
- наличие копий решений судебных органов.
Считается, что авторское право зародилось в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса стало возможным изготовление большого количества копий произведений, а стоимость самих книг снизилась. В результате работы автора стали настоящим товаром, и изначально именно книжные издатели нуждались в экономической защите от конкурентов, которые перепечатывали книги и взимали с них более низкие цены.
В России авторское право стало напрямую ассоциироваться с автором произведений только в середине XVII века. Например, музыкант может получать зарплату или единовременную заработную плату в качестве оплаты за свою работу.
Сообщества авторов начали формироваться в 19 веке. Первыми собрались драматурги. Они создали «Сборник русских драматургов». Со временем компания стала настолько известной и популярной, что присоединилась к своим композиторам, у которых также была возможность защищать авторские права на музыку. Система коллективной защиты такая же и сегодня.
Основатель Пиратской партии России Станислав Шакиров считает, что защита авторских прав связана с ограничениями прав пользователей на приватность, а именно с необходимостью контролировать, «слушать» трафик, чтобы понять, откуда и что было скачано.
«Получается, не может быть никакой тайны связи и переписки, — отмечает Шакиров. — Более того, у каждого компьютера надо посадить мента. То есть соблюсти копирайт невозможно, поэтому надо его менять».
Также Шакиров подчёркивает, что копирайт больше служит не для защиты прав автора, а для того чтобы обеспечить заработок посредника: «Несколько лет назад я узнавал: автор книги получал лишь 4% с продаж, музыканты вообще не зарабатывали на продаже дисков — всё уходило издателю, правообладателю».
Порядок и особенности процедуры
Регистрация авторского права на песню осуществляется для защиты привилегий создателя. Это актуально в контексте широкого распространения плагиата как противоправного явления в обществе, а также в связи с несовершенством законодательства и отсутствием достаточно эффективных правовых механизмов защиты.
Законодатель предусматривает несколько способов подстраховки от плагиата:
- Прохождение регистрационной процедуры в Российском авторском обществе. Этот вариант считается самым надежным и представляет собой классическую форму легализации прав. Фактически такой способ не является оформлением права на песню, но служит основанием получения вознаграждения за использование творчества третьими лицами и допустимым доказательством при судебном разбирательстве.
При обращении в РАО потребуется заявление с идентифицирующими данными, фонограммы в формате аудио или трек-лист, характеристика песни, включая информацию о жанре, формате, названии, оригинальности, соавторах и исполнителях. Если произведение основано на переработке творчества других лиц, требуется документ о разрешении правообладателя первоисточника на проведение трансформации. В таком разрешении указывается сумма гонорара за использование продуктов творчества. Если регистрируется саундтрек к фильму, требуется приложение музыкальной справки и договора с киностудией.
- Запись нот и слов. Такой способ защиты обусловлен двух компонентной структурой песен. Для представления мелодии распечатываются все инструментальные партии, включая голоса, оформленные в MIDI-редакторах. Слова песни помещаются в трек с вокальной мелодией.
Созданные листы запечатываются в конверт и передаются нотариусу, который имеет право хранения документов в несгораемом сейфе. Это достаточное доказательство авторства при возникновении споров о праве при условии, что другие лица не запатентовали такие права ранее. Важно отметить, что нотариуса не обязательно информировать о содержимом конверта. Информация может остаться конфиденциальной. Нотариальное заверение – это исключительно свидетельство владения композицией, но не подтверждение факта ее создания.
- Почтовая отправка заказного письма с диском, музыкальными треками и записями песен на собственный адрес. Обязательное условие – не открывать конверт и хранить его в первоначальном виде. Это юридический способ легализировать документ и использовать его в качестве доказательства при возникновении споров за авторство.
Авторские права на песню
После получения письма его следует оставить запечатанным. Оно потребуется только тогда, когда возникнет попытка присвоения музыкального произведения третьим лицом. В таком случае композитор сможет предоставить конверт в зале суда, подтвердив свое авторство согласно приоритету по дате. Несмотря на то, что на электронной почте тоже проставляется дата, существует множество способов сфальсифицировать эту информацию, поэтому она не всегда помогает при судебных разбирательствах.
Также есть 4-й, наиболее надежный, эффективный и, как следствие, востребованный вариант — регистрация авторских прав на песню через РАО (Российское Авторское Общество). Сегодня авторские агентства и общества достаточно многочисленны. Некоторые из них бесплатно оформляют право на интеллектуальную собственность, другие делают это за вознаграждение. Однако РАО заслуживает отдельного внимания как самое популярное из них.
Как защищаются права на музыку
Личные и имущественные права автора защищены законом. Режим правовой охраны дает возможность:
- защищать право на имя и авторство, в том числе путем оспаривания плагиата через суд;
- самостоятельно принимать решение об опубликовании музыкального произведения, либо оставить его неопубликованным;
- использовать музыку в собственных целях – для издания на материальных и цифровых носителях, для распространения в сети интернет и т.д.;
- передавать права иным лицам – по договору уступки, лицензионному соглашению или авторскому заказу;
- использовать все возможные способы защиты от нарушений – нелегального воспроизведения или исполнения без согласия композитора, выпуска материальных носителей с музыкой без разрешения автора или оформленной лицензии, размещения музыки в свободном доступе через интернет.
За любой факт нарушения музыкант вправе взыскать вознаграждение, убытки или компенсацию, а также предъявить требование о конфискации контрафакта или удаления нелегального контента в сети интернет. Если произведение было приобретено на законных основаниях, приобретатель может использовать его для личных некоммерческих нужд (например, воспроизводить дома).
Приобретатель может использовать и защищать только имущественные права. При наличии законных оснований (например, оформленного лицензионного соглашения), правообладатель может исполнять музыку или выпускать в продажу материальные носители в пределах своих правомочий.
На платформе YouTube действует общее правило, согласно которому у правообладателя оригинального контента есть средства защиты своих авторских прав. Интеллектуальная собственность охраняется по умолчанию — это норма, выработанная общемировой практикой.
Любой аудио- или видео-контент, находящийся под охраной, запрещено использовать третьим лицам без согласия правообладателя. У YouTube есть специальные механизмы по предотвращению нарушений. Самый известный — алгоритм Content, который «ищет» среди миллионов видео совпадения по музыке или видеоряду. Если алгоритм найдет однозначную схожесть, то платформа потребует от правонарушителя убрать защищаемый контент с канала.
Правообладатель также может отреагировать на нарушения прав собственными силами — для этого предусмотрен специальный порядок обжалования:
- Зайти на видеохостинг и выбрать видеоконтент, нарушающий авторские права.
- Нажать на значок «Пожаловаться» и выбрать пункт «Нарушение моих прав».
- Указать среди предложенных вариантов «Нарушение авторских прав».
- Ввести сведения о себе и указать ссылку на проблемный видеоконтент.
Аудио-видео контент — самая востребованная и распространенная часть содержимого видеохостинга. Платформа уже давно выработала отлаженные механизмы защиты. Авторские права на музыку Ютуб или видео не позволят третьим лицам использовать контент без согласия правообладателя.
Важно: предусмотрено исключение, которое позволяет третьим лицам брать контент без разрешения правообладателя. Так называемый «принцип добровольного использования» дает возможность делать выдержки из видео или музыки других лиц (чаще всего — в образовательных целях).