Понятие и признаки публичного договора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и признаки публичного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
Условия публичного договора
Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.
Такими признаками являются:
-
состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
-
коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
-
установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.
Порядок заключения публичных договоров
Существует несколько вариантов заключения публичного договора:
Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.
В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.
Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.
Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.
В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.
После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.
В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.
Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.
Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.
Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».
С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.
Договор присоединения
В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом. Таким образом, вторая сторона ни обсуждать, ни изменять предложенные условия не может, такая сторона вправе или присоединиться к установленным другой стороной условиям в целом или отказаться от договора. Конструкцию договора присоединения не следует смешивать с конструкцией публичного договора. Публичный договор рассчитан на специальный субъектный состав, поскольку одной из сторон договора всегда должна выступать коммерческая организация, которая осуществляет публичные функции. В договоре присоединения субъектный состав не ограничен. Кроме того, режим, установленный ст. 428 ГК РФ, для договора присоединения содержит особые гарантии прав присоединившейся к договору стороны. Вместе с тем эти гарантии различаются в зависимости от того, какой субъект оказывается в роли потерпевшей от заключения договора присоединения стороны. Для физических лиц (не предпринимателей) при заключении ими договора присоединения ГК установлена возможность требовать расторжения или изменения договора в случаях, если:
а) договор присоединения лишает сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида;
б) исключает или ограничивает ответственность другой стороны;
в) содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия.
Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.
Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ
Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.
При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.
Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.
Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.
Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.
Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.
Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.
К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.
Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.
Конституционный суд РФ рассматривает положения ст. 426 ГК РФ в качестве направленных на создание равных условий для всех потребителей любых товаров и услуг и не усматривает в их наличии ущемления чьих-либо прав. Это становится ясным из определения по делу № 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 ГК РФ».
Кроме этого статья призвана уравновесить участников гражданско-правового оборота, поскольку предприниматели обычно являются наиболее сильными игроками рынка, что делает их позиции более значимыми по отношению к клиентам. Некоторые ограничения в свободе заключать договоры уравновешивает возможности и создаёт условия стабильности гражданско-правового оборота.
Наиболее полно современное понимание ст. 426 ГК РФ раскрыто в постановлении пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора». Комментируемой статье посвящены п. п. 15 — 22 данного документа. Из него станет ясно, что одна из сторон вправе отказаться от исполнения условий публичного договора, если само заключение изначально не было для неё обязательным и при условии нарушений условий договора другой стороной, раскрываются и другие важные вопросы.
Различия между публичным договором и контрактом присоединения
Рассмотрев некоторые аспекты сходства между публичным договором и контрактом присоединения, изучим факты, которые свидетельствуют об ощутимых различиях между двумя рассматриваемыми типами документов. В частности, в публичных договорах, как правило, не предусмотрены сценарии, предполагающие значительную корректировку условий. В контрактах присоединения, в свою очередь, возможен вариант, когда потребитель услуг вправе предложить поставщику существенно изменить те или иные положения в документе.
Вместе с тем, возможен вариант, при котором публичным договором является именно контракт присоединения. Это возможно, если, например, договор купли-продажи, составленный в формате формуляра (то есть обладающий признаками контракта присоединения) предполагает заключение сделок с неопределенным или неограниченным кругом лиц. То есть в этом случае корректировка его пунктов невозможна или нецелесообразна — и это признак документа, для которого характерны правила заключения публичных договоров. Вопрос только в том, к какой правовой категории отнести документ в первую очередь. Некоторые эксперты считают, что первичен признак, характеризующий принадлежность контракта именно к публичным. Другие полагают, что данного типа соглашение в большей степени соответствует критериям, свойственным для договоров присоединения.
Публичный договор и договор присоединения: понятие и особенности
Особенности публичного договора и договора присоединения можно выделить, ознакомившись с понятиями рассматриваемых соглашений. Применение этих договоров на практике влечет за собой возникновение определенных ограничений прав и свобод их сторон и, как следствие, отступление от принципа равенства взаимодействующих сторон — субъектов гражданских правоотношений.
Договор присоединения — это соглашение, положения которого разработаны его создателем, изложены в стандартном документе и могут быть приняты второй стороной только путем присоединения (п. 1 ст. 428 ГК РФ).
Отличительным признаком (особенностью) такого соглашения является наличие в нем унифицированных условий, сформулированных составителем и предназначенных для неоднократного использования в отношении неограниченного круга лиц. При заключении договора присоединяемая сторона не может оказывать влияние на разработку положений документа — она может лишь согласиться с уже зафиксированными в нем условиями.
Публичный договор — это договор, заключаемый лицом (предприятием), занимающимся предпринимательской деятельностью, и вменяющий ему обязанность по выполнению предлагаемой им деятельности в отношении любого лица, которое к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
Особенность публичного договора состоит в том, что субъект, являющийся разработчиком текста документа, не вправе отказывать отдельным лицам, пожелавшим его заключить, а также отдавать предпочтение одному лицу перед другим. Если стороне было отказано в заключении сделки, она вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора.
Заключение договоров такого рода характерно для сфер:
- розничных продаж;
- пассажирских перевозок общественным транспортом;
- энергоснабжения;
- связи;
- медобслуживания и пр.
Взаимосогласованные договоры
Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).
К категории взаимосогласованных договоров относится большая часть всех соглашений, заключаемых между физическими и/или юридическими лицами (например, договор мены или купли-продажи и пр.).
Взаимосогласованный договор и договор присоединения — разные виды соглашений. Взаимосогласованный договор не может признаваться договором присоединения, поскольку стороны оговорили условия сделки, что исключает присоединение одной стороны к условиям соглашения, разработанным другой.
Таким образом, способ заключения — основное отличие между взаимосогласованным договором, стороны которого прописывают его условия совместно, и договором присоединения, где присоединяющаяся сторона акцептирует заранее разработанные другой стороной условия.
***
Итак, публичные договоры и договоры присоединения имеют ряд отличий, которые не позволяют отнести их к одной категории договоров гражданско-правового характера. Прежде всего, отличаются субъекты, права которых ограничиваются при заключении такого договора. Кроме того, различия касаются стороны, устанавливающей условия соглашения: при заключении договоров присоединения ею может стать любой участник, а при создании публичного договора — только предприниматель, занимающийся продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. [Текст]: Российская газета, № 237, 25.12.1993 |
|
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ : Собр. законодательства. Рос. Федерации. – 2007. — № 52 (часть 1). — Ст. 5496 |
|
Абрамова, Е.Н. Гражданское право. – М.: «Велби РГ-Пресс», 2016. – 1008 с. |
|
Алексеев, С.С. Гражданское право. – М.: «Проспект Институт частного права», 2015. – 640 с. |
|
Алексий, П.В. Гражданское право. – М.: «Юнити», 2015. – 911 с. |
|
Венедиктов, А.В. Избранные труды по гражданскому праву. – М.: «Статут», 2014. – 1020с. |
|
Гамбаров, Ю.С. Гражданское право. – М.: «Зерцало», 2016. – 816 с. |
|
Грудцына, Л.Ю. Гражданское право. – М.: «Эксмо», 2015. – 788 с. |
|
Карпычева, М.В. Гражданское право. – М.: «Форум», 2015. – 784с. |
|
Суханов, Е.А. Гражданское право. В 3-х томах. Т.1. – М.: «Статус», 2014. – 900 с. |
|
Халатов, С.А. Договор и договорные конструкции в гражданском и арбитражном процессе. – М.: «Норма», 2015. — 206 стр. |
|
Шерстюк, В.М. Публичный договор – институт гражданского права // Российская юстиция. – М.: «Юридический Мир», 2009. — ISSN 0131-6761. 2009. — № 4, с. 54-58 |
Договоры присоединения
Договором присоединения признается договор, условия которого определены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, типовом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лишена возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).
Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора. Такие ситуации встречаются, например,
- в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
- в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые бланки договорной документации (заявления об открытии банковского счета, страховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).
Понятие публичного договора: общие положения
Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п.1 ст.426 ГК РФ). Специалисты права неоднократно высказывали мысль о неудачной конструкции этого определения. Сами составители проекта Гражданского кодекса признают сложность формулировки. Поэтому, чтобы правильно трактовать суть публичного договора, предложенное законодателем понятие целесообразно разделить на части и рассмотреть каждую в отдельности. Прежде всего необходимо уточнить, что статья 426 ГК РФ регламентирует поведение участников как на стадии заключения договора, так и на стадии исполнения. Анализируемое понятие публичного договора отражает эту особенность. Так, в нем указана обязанность коммерческой организации заключить договор — это первая, преддоговорная стадия. На стадии исполнения вступает в действие пункт 4 ст.426 ГК РФ, согласно которому необходимо соблюдать требования нормативных актов Правительства РФ. Как на преддоговорной стадии, так и на стадии исполнения применяется п.2 ст.426 ГК РФ о соблюдении равных условий договора для всех клиентов коммерческой организации. Одновременно п.1 ст.426 ГК РФ определяет признаки, при наличии которых заключенный договор можно отнести к категории публичных. Эти признаки должны присутствовать и в правоотношениях, которые еще не переросли в сделку, и в тех, которые уже являются таковыми. Они свидетельствуют о публичности. Из смысла п.1 ст.426 ГК РФ следует, что договор, либо правоотношение — потенциальный договор, могут быть классифицированы как публичные при наличии следующих условий: 1. Предметом конкретного договора является обязательство коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. 2. Стороны договора — коммерческая организация и потребитель. 3. Коммерческая организация осуществляет деятельность, характер которой предполагает, что она обязана продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратиться. Указанные признаки, на наш взгляд, можно разделить по степени важности на основной (публичный характер деятельности коммерческой организации) и второстепенные (предмет и стороны). Такое деление связано прежде всего с тем, что характер деятельности (а это следует из его определения) как раз и предполагает именно продажу товаров, работ, услуг (то есть, предмет), причем (поскольку продажа осуществляется в отношении каждого) такая деятельность должна быть предпринимательской. При отсутствии основного признака, другие сами по себе свидетельствовать о публичности не могут. В то же время они несут определенную смысловую нагрузку: конкретизируют частично то, что подразумевается под «характером деятельности». Поэтому имеет смысл рассмотреть все в отдельности. Кроме того в самом абзаце 1 п.1 ст.426 ГК РФ перечисляются виды договоров, которые являются публичными. В особенной части кодекса и в некоторых законах так же отмечается публичность других. Это перечисление (как в ст.426 ГК РФ, так и в особенной части, и в законах) однозначно свидетельствует, что к сделкам такого вида должны применяться правила о публичном договоре. В то же время есть некоторые сомнения, что в конкретных договорах публичного вида (розничная купля-продажа, прокат и т.п.) обязательно должны присутствовать все три признака, указанные ранее. Поэтому факт того, что договор прямо отнесен законом к публичным, можно условно считать еще одним признаком публичности. При чем, если есть этот признак, то наличие остальных трех не требуется. К тому же «четвертый признак» служит иногда ориентиром (и на это в дальнейшем в работе будет указано) для выяснения сущности других, неоднозначно толкуемых признаков (в частности, «характера деятельности коммерческой организации»). В научной литературе существуют различные мнения по поводу свойств публичного договора. Например, автор постатейного комментария к Гражданскому кодексу РФ А.Н.Гуев считает, что признаком публичного договора является одинаковый уровень цен и одинаковые условия договора4. Однако, одинаковые условия — это следствия, возникшие в результате наличия всех признаков публичного договора (и, соответственно, самого договора). Они, конечно, могут свидетельствовать о наличии публичности в характере деятельности коммерческой организации (то есть, свидетельствуют о наличии признака публичного договора, но не договора ), но не сами по себе, а в совокупности с другими фактами.
Особенности условий публичного договора
По общему правилу договор заключается путем направления оферты и ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ). Статья 426 ПС РФ не предусматривает каких-либо исключений из данного правила. Следовательно, оферту может направить как коммерческая организация, так и ее контрагенты. Но при этом имеются определенные нюансы.
Прежде чем говорить о порядки заключения публичного договора отметим п.2 ст.426 ГК РФ, согласно которому цена товаров, работ, услуг, а так же иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий клиентов. Не смотря на то, что данная норма непосредственно не связана с офертой и акцептом, она играет предопределяющее значение для них.
В основном статья 426 ГК РФ императивна для коммерческой организации, продающей товары, работы, услуги. Однако отдельные ее элементы, в частности пункт 2, пункт 4 и пункт 5, обязательны и для потребителей. И это представляться справедливым. Экономическое равновесие «сильного» и «слабого» достигается путем ограничения прав «сильного», а равновесие между «слабыми» — путем установления одинаковых для всех возможностей. Таким образом, статья 426 ГК РФ ограничивает в свободе установления условий договора не только коммерческую организацию, но и потребителей. Отсюда следует выводу, что по общему правилу потребитель не может требовать от коммерческой организации предоставления ему каких-либо иных условий, нежели другим потребителям.
В то же время п.2 ст.426 ПС РФ можно трактовать с совершено разных позиций. Данная норма по своей сути естественна для тех целей, для которых была создана ст.426 ГК РФ. Но с одной стороны, она не достаточна гибка. В частности, вызывает возражение выражение «для всех потребителей». Фраза «для всех» позволяет предположить, что потребители не могут дифференцироваться на менее защищенных и более защищенных иначе, чем через закон или нормативный акт. Государство берет на себя функцию определения условий, по которым потребители различаются. Если такого акта нет, то потребители предполагаются как равные между собой во всех отношениях. Однако, регулирование государством систем скидок и льгот очень сильно напоминает принципы командно-административной системы, действующей в советский период нашей истории. Из той же истории нам известно, что государство не в состоянии обеспечить действительное равенство и удовлетворить с наиболее максимальной возможностью интересы всех. Учитывая то, что публичные договоры имеют достаточно большую долю в коммерческом обороте, такое грубое вмешательство недопустимо.
Законы экономики предписывают предпринимателям применять скидки и льготы в зависимости от категорий потребителей для увеличения объемов продаж и, соответственно, объемов прибыли. Льготная категория потребителей выигрывает в этом случае потому, что заплатить равную со всеми цену она не может из-за своего экономического положения. Государство же не в состоянии предусмотреть все возможности справедливых скидок и льгот.
Кроме того, пункт 2 ст.426 ГК РФ некорректен даже в отношении льгот, предусмотренных законом или правовым актом. Буквально из пункта следует, что «допускается предоставлять» льготы. Слово «допускается» предполагает, что предприниматель может предоставлять, а может и не предоставлять по своему усмотрению. Таким образом, что бы предоставить скидку, предприниматель прежде всего должен оценить возможность этого с точки зрения закона, а потом с точки зрения своего экономического положения. То есть, сфера действия предоставления льгот сужается в два раза.
О тех льготах, которые обязательны по закону и которых так часто говорят при рассмотрении публичного договора (льготы для ветеранов ВОВ, инвалидов и т.п.)161 в данном случае вести речь нельзя. По неизвестным причинам авторы забыли важный принцип: социально малозащищенные слои населения получают поддержку прежде всего за счет государства, а не за счет предпринимателя. Как справедливо отмечают экономисты, не потому, что предприниматель «плохой», а потому что ни один предприниматель не будет заниматься убыточным товаром, поскольку он не сможет доходами возместить даже понесенные расходы.162 И всякий раз, когда государство, поддерживая определенные слои населения, выполняет свою благородную миссию путем обязывания предпринимателя предоставить льготу, оно должно возместить последнему понесенные при этом убытки (данный вывод следует из п.З ст.35 Конституции РФ). Механизм возмещения убытков может быть самым различным — от непосредственных выплат предпринимателям денежных сумм до предоставления налоговых льгот. Но все это происходит за счет бюджета. В данном случае льгота обусловлена не экономическими причинами, а политическими, социальными. Поведение же производителя товаров и услуг должно регулироваться не указаниями, а стимулами.
Субъекты публичного договора
В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).
Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.
Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.
Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.
Порядок заключения публичных договоров
Существует несколько вариантов заключения публичного договора:
Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.
В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.
Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.
Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.
В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.
После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.
В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.
Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.
Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.
Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».
С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.