Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сверка расчетов с бюджетом: как действовать налогоплательщику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).
Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.
5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:
1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?
2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.
3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.
4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.
5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.
Какие разницы умеет автоматически выявлять отчет?
- Экспортная реализация (ожидание подтверждения 0% ставки НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Возвраты поставщику
- Возвраты от покупателя (текущего года)
- Корректировка реализации (по соглашению сторон, текущего года)
- Корректировка реализации (исправление в первичных документов с учетом дополнительных листов)
- Внереализационные доходы (необходимо настроить перечень доходов, которые облагаются НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Доходы по основной деятельности, не облагаемые НДС (реализация ЕНВД, без НДС)
- Безвозмездная передача
- Отгрузка без перехода права собственности
- Разная база НДС при реализации товаров в валюте
- Возвраты от комиссионера
Показатели, которые сопоставляют инспекторы
-----------T-----------------T-------------T---------------------¬
¦ Что ¦ Показатели ¦ Сопоставимые¦ Возможная причина ¦
¦сравнивают¦ декларации по ¦ показатели ¦ отклонений ¦
¦ ¦налогу на прибыль¦ формы N 2 ¦ ¦
L----------+-----------------+-------------+----------------------
Доходы от Из Приложения N 1 Показатель по - суммовые разницы;
реализации к листу 02 берут строке 010 - производство с
показатель по длительным циклом
строке 010, из
него вычитают
показатели по
строкам 013 и 014
------------------------------------------------------------------
Общая Сумма показателей Сумма - проводились
сумма строк 010 и 020 показателей операции с ценными
доходов листа 02 строк 010, бумагами;
060, 080, 090 - в налоговом учете
и 120 применялась методика
определения рыночных
цен при
товарообменных
операциях при
безвозмездном
получении товаров
(работ, услуг,
имущественных прав);
- производство с
длительным циклом;
- в бухгалтерском
учете была проведена
переоценка имущества;
- в налоговом учете
была пересчитана
выручка по ст. 40
Налогового кодекса РФ
------------------------------------------------------------------
Общая Сумма показателей Сумма - у фирмы есть
сумма по строкам 030 и показателей расходы, которые не
расходов 040 листа 02 по строкам могут быть учтены для
020, 030, целей налога на
040, 070, прибыль;
100, 130 - дата признания
расходов в
бухгалтерском и
налоговом учете
различна
------------------------------------------------------------------
Сумма Показатель по Показатель по - в текущем году
налога на строке 180 строке 150 выявлено искажение по
прибыль листа 02 налогу на прибыль за
прошлые годы и в
бухучете произведена
корректировка
текущего налога
------------------------------------------------------------------
Можно ли не сверять расчеты при переходе на ЕНП
Согласно НК налогоплательщики не обязаны проводить сверку расчетов. Это их право, которым они могут воспользоваться, если, к примеру, не хватает сведений о сальдо, при переплате, недоплате либо когда данные не совпадают с теми, что есть у ИФНС. Сверить расчеты с бюджетом при желании плательщик может в любое время.
Ситуация, которая складывается с 2023 г. после обязательного введения ЕНП, тоже вполне подпадает под этот случай. Хотя на практике ИП, организация самостоятельно решают, проводить сверку либо нет, нужна она им, собственно, либо можно обойтись и без нее. Для сведения: оптимальным считается вариант, при котором расчеты сверяют 1 – 2 раза в год.
Запрос сверки с налоговой через интернет бесплатно
Сверка расчетов с налоговой необходима не только для своевременного обнаружения организацией переплаты или задолженности перед бюджетом. Своевременно проведенная процедура позволит увидеть ошибки, которые могут привести к начислению штрафов или пени, а также приостановить возможность совершения операций по расчетному счету.
Важно отметить, что сверка с налоговой также позволяет оценить, насколько правильно работает бухгалтерия, и при необходимости оперативно принять меры.
Процедура сверки может быть произведена как по инициативе налоговой инспекции, так и при желании организации. В обязательном порядке сверка проводится в следующих ситуациях:
- плательщик является крупнейшим;
- происходит реорганизация или ликвидация юридического лица;
- фирму снимают с налогового учета;
- меняется налоговый орган, занимающийся ведением конкретного налогоплательщика;
- налогоплательщик сам изъявляет желание провести сверку.
В случае обнаружения переплаты налогов в бюджет ФНС может стать инициатором проведения внеплановой сверки.
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Налог на добавленную стоимость
В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.
По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).
В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.
Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).
Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.
Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.
В бухучете появились проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 150 000 руб. — доначислен НДС;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68
– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.
Если организация собирается оспорить решение по проверке
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Как провести сверку с инспекцией по расчетам с бюджетом
Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.
Проверка налога на прибыль – необходимое условие для успешной сдачи отчетности. Налоговые органы осуществляют камеральную проверку налога на прибыль не только логически, но и во взаимосвязи с другими отчетными материалами. Любые выявленные при проверке неувязки приводят к требованию о предоставлении дополнительных пояснений. Рассмотрим, на какие моменты при составлении декларации по прибыли необходимо обратить особое внимание и как подготовиться к камеральной проверке по налогу на прибыль.
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.
1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).
2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.
3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.
В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.
Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.
Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.
Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:
- При личном визите или направив представителя. Необязательно ехать в «свою» налоговую — можно посетить любой территориальный орган ФНС. Если направляете представителя, не забудьте дать ему доверенность — оригинал и копию.
- Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Этот вариант подойдет зарегистрированным пользователям. Чтобы стать таковым, придется все же посетить ИФНС. Однако при наличии доступа к порталу «Госуслуг» этого можно избежать.
- В электронном виде по ТКС. Подходит тем, кто подключил электронный документооборот с Налоговой службой.
Сразу отметим, что никакого специального бланка для заявления на проведение сверки не утверждено. Можно составить обращение в произвольной форме, в обязательном порядке указав все важные параметры:
- наименование компании или ФИО предпринимателя;
- все коды — ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП;
- контактные данные — адрес, телефон;
- список налогов, которые необходимо проверить;
- наименование «своего» налогового органа;
- дата, на которую осуществляется сверка;
- способ получения акта сверки (лично, по почте).
Обратите внимание! Если выбран вариант получения акта сверки по почте, следует указать почтовый адрес. Иначе документы будут отправлены на юридический.
Налоговый орган в течение 5 дней должен рассмотреть обращение и направить акт сверки налогоплательщику в 2-х экземплярах.
Теперь пришло время сверить данные своего учета и информацию, которой располагает налоговый орган. Она представлена в акте сверки. Документ состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию о налогоплательщике и налоговом органе, а также период, по которому происходит сверка. Разделы 1 и 2 заполняются по каждому налогу или сбору в отдельности.
Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.
Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:
- Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
- Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.
Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.
Если же по-прежнему имеют место какие-то расхождения, акт подписывается с пометкой «Согласовано с разногласиями». При этом в разделе 2 налогоплательщик может указать, почему расхождения до сих пор не устранены, и что, по его мнению, следует предпринять.
Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.
Последствия камеральной проверки для юридических лиц
Если ваш расчет 6-НДФЛ не вызвал у налоговиков вопросов, то никаких дальнейших событий после проверки происходить не будет. Однако при выявлении нестыковок вам будет направлено уведомление и соответствующие вопросы. Вам придется ответить на них, пояснив правильность своих действий при заполнении расчета, либо подать уточненный отчет, устраняющий допущенные ошибки.
НДФЛ-агентам, нарушившим правила внесения данных в отчет, грозят такие наказания:
- Если налоговый агент передал в инспекцию расчет с неправильными данными, на него налагается штраф в размере 500 руб. по ст. 126.1 НК РФ.
- Если по результатам проверки расчета выявится недоплата налога, по решению налогового органа может быть назначен штраф, равный 20% от суммы задолженности (ст. 123 НК РФ). Работники налоговой также вышлют требование об уплате недоимки и соответствующей суммы пеней. Размер пеней зависит от суммы недоимки и времени просрочки.
О распространенных затруднениях при составлении расчета читайте в публикации «Как проверить 6-НДФЛ на ошибки?».
Внимание — новая форма акта сверки с налоговой
Акты сверки с налоговиками оформляются с 2019 года по форме, утв.
Приказом ФНС от 16.12.2016 № В статье пойдет речь о целях изменений прежней формы, о сути корректировок и о способах получения таких документов. Каждый налогоплательщик вправе реализовать свое желание и свериться с ИФНС по произведенным платежам в бюджет. С 2019 года федеральной налоговой службе переданы функции администратора страховых взносов.
По этой причине был изменен и акт сверки с налоговой. Форму дополнили, чтобы сделать пригодной для сверок и по взносам.
В документ теперь могут включаться сведения не только по налоговым платежам и соответствующим пеням и штрафам, но и аналогичная информация по взносам, вносимым в страховые фонды. Образец акта сверки с налоговой приводится на нашем сайте. А не так давно акт сверки и другие документы на зачет / возврат взносов .
Как и прежде, акт сверки с налоговой предоставляется по запросу, направляемому в ИФНС.
Несмотря на то, что документ можно составлять в произвольной форме, при его составлении следует придерживаться определенных правил оформления и последовательности изложения. Для того чтобы налогоплательщики могли сориентироваться в правилах его составления, для письменного заявления на акт сверки с налоговой образец представлен на нашем сайте.
Скачать образец запроса для письменного обращения Современные программные системы позволяют общаться с налоговиками через интернет. В том числе можно провести сверку расчетов и получить в электронном виде акт сверки по налогам и сборам.
Однако для этого организация должна обладать усиленной квалифицированной электронной подписью, которой и визируется запрос, посылаемый по ТКС в налоговую инспекцию, где организация стоит на учете.
Образец заявления на сверку расчетов с налоговой для такого случая немного отличается от того, который оформляется в письменном виде. Мы его тоже привели на нашем сайте. Скачать рекомендованную форму запроса для ТКС Рекомендуем образец заявления на сверку расчетов с налоговой, который устроил и инспекцию и компанию, сохранить как шаблон, чтобы впоследствии ускорить оформление. Специалистам службы дается на обработку документа и на подготовку ответа налогоплательщику 5 рабочих дней.
Если в запросе поставлена дата, которая должна служить точкой отсчета для сверки, то налоговики на нее и будут ориентироваться. Если такая дата не проставлена, расчеты будут сверяться на ту дату, когда оформлено заявление.
Какие разницы умеет автоматически выявлять отчет?
- Экспортная реализация (ожидание подтверждения 0% ставки НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Возвраты поставщику
- Возвраты от покупателя (текущего года)
- Корректировка реализации (по соглашению сторон, текущего года)
- Корректировка реализации (исправление в первичных документов с учетом дополнительных листов)
- Внереализационные доходы (необходимо настроить перечень доходов, которые облагаются НДС)
- Неподтвержденная реализация 0%
- Доходы по основной деятельности, не облагаемые НДС (реализация ЕНВД, без НДС)
- Безвозмездная передача
- Отгрузка без перехода права собственности
- Разная база НДС при реализации товаров в валюте
- Возвраты от комиссионера
Помощник «Сверка налогов с ФНС»
Не всегда своевременная оплата налогов гарантирует отсутствие у организации (ИП) задолженностей и прочих неприятностей в виде пеней и штрафов, которые Акт сверки как раз и выявляет. Например, бывают ситуации, когда оплата налога или взноса попадает в невыясненные поступления или вообще не доходит до ФНС. По недополученным налогам начисляются пени или штрафы. В любом случае надо выяснять, почему так произошло, причем как можно скорее.
Теперь пользователям облачного сервиса 1С:Fresh «1С:Бухгалтерии 8» не обязательно ехать в налоговую, чтобы разбираться с проблемами. Проверить, дошли ли платежи до ФНС, можно напрямую из программы в онлайн-режиме начиная с версии 3.0.68.
Встроенный в программу помощник Сверка налогов с ФНС сравнивает данные по взаиморасчетам из учетной системы ФНС с аналогичной информацией из «1С:Бухгалтерии 8» и автоматически отражает результат сверки по каждому платежу. Для сверки налогов с ФНС требуется подключить сервис 1С-Отчетность.
Помощник Сверка налогов с ФНС доступен в сервисе 1C:Fresh:
- в простом интерфейсе — в разделе Налоги — Сверка налогов с ФНС;
- в полном интерфейсе — в разделе Отчеты — Анализ учета — Сверка налогов с ФНС.
Через 10 рабочих дней после оплаты налога в программе появится баннер с предложением проверить, дошел ли платеж до ФНС. Такой баннер отображается:
- на главной странице;
- в мониторе налогов и отчетности;
- в списке банковских выписок (рис. 3).
Правовые основания проведения сверок с ФНС
Вопросы сверки данных о расчетах по налогам и сборам между налоговым органом и налогоплательщиком в Налоговом кодексе РФ затрагиваются лишь косвенно, а само понятие сверки в действующей редакции вообще не используется. Так, в п. 3 ст. 78 НК РФ указывается, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Минфин России в Письме от 23.03.2005 N 03-02-07/1-67 разъяснил эту норму как не обязывающую налоговые органы проводить с налогоплательщиками сверки расчетов по налогам. Основанием стало наличие в тексте формулировки «вправе».
Акт сверки с налоговой
Получив заявление налогоплательщика, в течение 5 рабочих дней инспекторы оформляют результаты сверки специальным актом и передают его налогоплательщику лично, либо по почте. На заявление о сверке, поданное электронно, акт из налоговой поступит только в электронном виде.
Действующая форма акта сверки с налоговой, образец которого прилагается ниже, утверждена приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685 и применяется с 27.01.2017 г. Акт состоит из титульного листа и разделов 1 и 2, содержащих результаты сверки. Разделы формируются по каждому налогу, страхвзносу и сбору отдельно, согласно присвоенному им КБК.
Если показатели, отраженные в акте, не вызвали у налогоплательщика возражений, в разделе 1 нужно указать «Согласовано без разногласий». При наличии расхождений со своими данными, в графе 4 раздела 1, возле сумм, вызывающих возражение, нужно проставить свои цифры, а в конце раздела 1 написать «Согласовано с разногласиями». Если акт с расхождениями будет подписан без указания на их наличие, это означает, что данная задолженность налогоплательщиком признана.
В разделе 2 акта сверки ИФНС (графа 2) и налогоплательщик (графа 3) по своим данным отражают сведения о недоимках и переплатах. Так, положительное сальдо в акте сверки с налоговой означает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу, страхвзносу и т.п. Переплата может возникнуть, например, при уплате авансовых платежей до того, как сдана декларация по налогу, или если в платежке ошибочно была указана большая сумма налога, чем начислено, и т.п.
Наличие отрицательного сальдо в акте сверки с налоговой говорит о недоимке, которая возникла, например, при неуплате налога, или неверном заполнении реквизитов платежного поручения, в результате чего в ИФНС налоговые платежи не поступили.
Оформление разногласий невозможно при получении электронного акта сверки, поскольку он предназначен лишь для ознакомления налогоплательщика с состоянием его налоговых расчетов, и возврату в ИФНС не подлежит (п. 2.22 приказа ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196).
При отсутствии расхождений сверка расчетов с налоговой считается завершенной, налогоплательщик и должностное лицо ИФНС подписывают акт, оставляя себе по одному экземпляру.
При наличии разногласий следует выяснить их причины, которыми могут быть:
Налогоплательщику для устранения расхождений нужно предоставить в ИФНС подтверждающие документы (выписки банка, копии платежек, квитанций и т.п.). При ошибке по вине налоговой, в соответствующий отдел направляется служебная записка, а на исправление отводится не более 5 рабочих дней. На основании уточненных данных, в течение 3 дней формируется и подписывается новый акт сверки.
Таким образом, срок сверки и оформления акта при отсутствии разногласий составляет не более 10 рабочих дней, а если расхождения имеются – не более 15 рабочих дней.
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
И крупной компании, и микробизнесу важно следить за тем, чтобы все налоги и прочие необходимые платежи были осуществлены в срок. Пренебрежение этим грозит ответственностью вплоть до уголовной
Правда, столь суровая мера может быть применена при весьма существенных размерах задолженности. Но и при прочих долгах грозят санкции — штрафы и пени за несвоевременную уплату.
Чтобы не пускать этот вопрос на самотек, рекомендуется проводить сверку расчетов с бюджетом. Делать ее нужно даже если вы исправно платите все полагающиеся платежи. Нередко бывает, что в реквизитах допускаются ошибки, и в итоге платеж не зачисляется или уходит «не туда».
Обратите внимание! Весьма распространенной является ошибка в КБК. Если указать неверный код, платеж не дойдет или будет зачислен на другой счет бюджета
При этом у субъекта возникнет задолженность, на которую со временем набегут пени.
Что будет, если у налогоплательщика возникнет долг по налогам? Последствия могут быть весьма печальными:
- списание суммы долга с расчетного счета компании или предпринимателя;
- блокировка действующих расчетных счетов, невозможность открыть новые;
- приостановка деятельности;
- обращение налогового органа в суд.
Избежать этого поможет своевременная сверка с ИФНС.