Родительский день в 2023 году после Пасхи — когда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительский день в 2023 году после Пасхи — когда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если говорить о том, какого числа родительский день после Пасхи в 2023 году, то основная дата – день Радоницы 25 апреля. Также усиленно почитают покойных и перед Троицей, во время Вселенской Троицкой родительской субботы (в 2023 году она будет 3 июня).
Как поминают усопших в церкви
Во все родительские субботы богослужения начинаются еще накануне вечером. В пятницу проходит Великая панихида (само слово с греческого переводится как «всенощная»). А на следующий день с утра совершается заупокойная Божественная литургия, после чего проходит общая панихида.
Верующие могут прийти в храм в любой из этих дней, как будет возможность и желание. Традиционно подаются записки, в которых на старославянском языке пишут имена покойных крещеных родителей или других близких людей. Записки желательно подать еще накануне вечером в пятницу – обычно ориентируются на расписание самого храма.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
Родительская суббота: молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.
Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Необходимо помнить! Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом.
Какие богослужебные особенности у вселенских родительских суббот?
Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6‑го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.
Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме).
Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие:
- На вечерне вместо прокимена поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это – уникальная особенность указанных двух дней, больше в церковном году подобной замены прокимена на вечерне не бывает).
- На утрене вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это особенность всех заупокойных суббот).
- Тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичным «Тебе и стену и пристанище…»; оба эти песнопения нам «знакомы» по их использованию в панихиде.
- 17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псалтири) и читается духовенством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупокойная ектения, после 2‑й статии – заупокойные тропари по «Непорочных» «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма. После этого еще одна заупокойная ектения. Так 17‑я кафизма совершается во все заупокойные субботы.
- Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, катавасия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия у этой песни совпадают).
- По 6‑й песни: Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…». Кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На практике во время 6‑й песни диакон отверзает царские врата, священник и диакон выходят царскими вратами в центр храма, где диакон произносит малую ектению перед тетраподом. Далее при пении кондака и икоса священник совершает малое каждение, начиная с тетрапода (тетрапод, иконостас, хор и народ с амвона, завершение каждения на амвоне и вновь тетрапод спереди). По окончании каждения духовенство уходит в алтарь и царские врата закрываются.
- На литургии короткая схема пения тропарей и кондаков по входе: «Глубиною мудрости…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
- Прокимен читается один (заупокойный), чтения два: рядовое и заупокойное (это касается и апостольских и евангельских зачал).
Что нельзя делать в родительскую субботу
Табу и запреты определяются канонами РПЦ, здравым смыслом, гражданским правом, правилами кладбищ, а также народными приметами, корни которых уходят в языческие поверья.
На вопросы, подобные таким, как: «Можно ли ходить после заката ночью на кладбище», «Можно ли посещать могилы по понедельникам (средам)» или «Можно ли посещать чужие могилы и перелезать через ограды» ответить легко:
Что нельзя делать православным:
- Поминать умершего алкоголем — это грех. РПЦ категорически против спиртного на похоронах и поминках. Это же касается и родительской субботы.
- Пировать возле могилы. Церковь осуждает языческую традицию устраивать застолья на праздники поминовения усопших. Не нужно оставлять на погосте спиртное и еду.
- Об умерших нельзя вспоминать со злобой или обидой. Нужно помнить только хорошее. Церковь также призывает «не убиваться и причитать, а молиться за души усопших».
- В эти дни нельзя заниматься оккультными практиками, идущими вразрез с христианской верой: — гаданиями, в т.ч., на картах таро, спиритизмом, магией, астрологией, вызыванием духов умерших…
- В храмах нельзя подавать записки за упокой с именами самоубийц или безбожников. Их можно помянуть дома.
- Нельзя отказывать в милостыне.
- Церковь не запрещает, но призывает не заниматься той работой, которую можно отложить на другой день. Свободное время нужно уделить посещению могилы, церкви и поминовению усопших.
Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).
Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.
Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:
- Непереходящие
Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников. - Переходящие
Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.
Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.
Народные приметы на родительские субботы.
Народные приметы и предписания на родительские субботы сформировались в соответствии с церковными канонами и рекомендациями или народными поверьями, восходящими к дохристианской эпохе:
- Христианская церковь не приветствует поминание усопших алкоголем, а также организацию застолья на могиле или кладбище – помяните молитвой, особой едой, тихо и благочинно.
- В христианском каноне просят не убиваться и не причитать об усопшем, а молиться о его душе, обретая тем самым собственное умиротворение в сердце.
- В эти дни принято подавать милостыню, не отказывая.
- Желательно перенести хозяйственные дела на другие дни, не шить, не убираться и не стирать, сосредоточившись на молитве.
- Запрет на купание в родительскую субботу выглядит вполне разумным, учитывая тот факт, что большинство дней приходится на прохладный период времени, когда купаться не стоит.
- С некоторыми праздниками связаны народные погодные приметы. Так, на Радоницу ждали дождик, который обещал большой урожай. Девушки считали, то умывшись в этот день дождевой водой, сохранят красоту на долгие годы. В то же время ясная погода ассоциировалась с тем, что умершие родственники радуются и посылают таким образом весточку. Независимо от погоды в этот день старались «не беспокоить землю», не проводить никаких работ.
Дата праздника в 2023 году
Радоницу или Родительский день довольно часто называют Пасхой мертвых – как принято считать, в этот день усопшие радуются Христову Воскресению, соприкасаясь с миром живых через нас, их потомков. Как и множество других православных праздников, дата Радоницы напрямую зависит от даты Пасхи. А потому какого числа будет Родительский день в 2023 году зависит от того, в какой день отмечается Светлое воскресенье.
В России Радоницу традиционно принято отмечать во вторник, второй день Фоминой или Радоницкой (от названия праздника) недели. Фомина неделя – следующая неделя после праздничной, пасхальной. Таким образом, несложно подсчитать: Родительский день отмечается на девятый день после Пасхи. Зная дату главного христианского праздника, несложно высчитать, какого числа Радоница в 2023 году – достаточно прибавить к дате Пасхи девять дней.
В 2023 году Родительский день или Радоница отмечается 25 апреля, во вторник.
Двунадесятые праздники в 2023 году
- 7 января – Рождество Христово
- 19 января – Крещение Господне (Богоявление)
- 15 февраля – Сретение Господне.
- 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
- 9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- 25 мая – Вознесение Господне
- 4 июня – День Святой Троицы, Пятидесятница
- 19 августа – Преображение Господне
- 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
- 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
1 февраля среда |
День памяти преподобного Макария Великого, Египетского и преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. |
3 февраля пятница |
День памяти преподобного Максима Грека и преподобного Максима Исповедника. |
4 февраля суббота |
День памяти святого апостола Тимофея и преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца. |
5 февраля воскресенье |
Неделя мытаря и фарисея. |
6 февраля понедельник |
День памяти блаженной Ксении Петербургской. Неделя мытаря и фарисея. |
7 февраля вторник |
День памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Неделя мытаря и фарисея. |
8 февраля среда |
Неделя мытаря и фарисея. |
9 февраля четверг |
Неделя мытаря и фарисея. |
10 февраля пятница |
День памяти преподобного Ефрема Сирина. Неделя мытаря и фарисея. |
11 февраля суббота |
Неделя мытаря и фарисея. |
13 февраля понедельник |
День памяти мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дочерей её Феодотии, Феоктисты и Евдоксии. |
14 февраля вторник |
День памяти святого мученика Трифона. |
15 февраля среда |
Сретение Господне. |
18 февраля суббота |
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. |
20 февраля понедельник |
День памяти святителя Парфения, епископа Лампсакийского. Сырная неделя (Масленица). |
21 февраля вторник |
Сырная неделя (Масленица). |
22 февраля среда |
День обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, день памяти священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Сырная неделя (Масленица). |
23 февраля четверг |
Сырная неделя (Масленица). |
24 февраля пятница |
Сырная неделя (Масленица). |
25 февраля суббота |
Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Сырная неделя (Масленица). |
26 февраля воскресенье |
Прощеное воскресенье. Сырная неделя (Масленица). |
27 февраля понедельник |
День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Начало Великого поста. |
28 февраля вторник |
Празднование в честь Виленской иконы Божией Матери. Великий пост. |
Родительские субботы и поминальные дни 2023 года
- 18.02.2023 (18 февраля 2023 года) — Мясопустная суббота (вселенская суббота).
- 11.03.2023 (11 марта 2023 года) — Суббота 2-й седмицы Великого поста (2-я родительская суббота Великого поста).
- 18.03.2023 (18 марта 2023 года) — Суббота 3-й седмицы Великого поста (3-я родительская суббота Великого поста).
- 25.03.2023 (25 марта 2023 года) — Суббота 4-й седмицы Великого поста (4-я родительская суббота Великого поста).
- 25.04.2023 (25 апреля 2023 года) — Радоница (Радуница, Проводы).
- 03.06.2023 (3 июня 2023 года) — Троицкая суббота (вселенская суббота).
- 10.06.2023 (10 июня 2023 года) — родительская суббота перед Апостольским постом.
- 12.08.2023 (12 августа 2023 года) — родительская суббота перед Успенским постом.
- 07.10.2023 (7 октября 2023 года) — Покровская суббота.
- 04.11.2023 (4 ноября 2023 года) — Дмитриевская поминальная суббота.
- 11.11.2023 (11 ноября 2023 года) — Кузьмина суббота.
- 18.11.2023 (18 ноября 2023 года) — Михайловская суббота.
- 25.11.2023 (25 ноября 2023 года) — родительская суббота перед Филипповским постом.
В пятницу требуется посетить церковь и выстоять вечернюю службу. Утром следует прийти на заупокойную литургию. Чтобы почтить память умершего, напишите полное имя покойного и сведения о его крещении на листе бумаги и передайте записку священнику.
Рекомендуется посещать храм в память об усопших, даже если в остальное время человек редко ходит в церковь. Важно помнить о погибших родственниках с почтением относится к загробной жизни. Не забывайте упоминать покойных в молитвах, прося Господа о прощении всех их земных грехов.
В церкви обязательно ставится свеча за упокой и жертвуются деньги на благотворительность. При желании разрешается принести продукты. На кладбище сделайте уборку, зажгите свечу и дайте ей погореть несколько минут (считается, что к огню приходят греться души с другого мира).
Затем можно организовать обед дома или в кафе. Готовится скромная трапеза, без пышных пиршеств, богатого разнообразия блюд и алкогольных напитков. Обычно делается кутья и блины. Знакомым и нуждающимся людям раздаются печенья и конфеты.
Троицкая суббота в 2023 году — 3 июня
День Святой Троицы — это день рождения Вселенской Апостольской церкви, в этом контексте Троицкая суббота представляет собой как бы последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому канун праздника, субботу, христиане посвящают поминовению усопших, молитве о них — в церкви ли, дома или на кладбище. Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду».
В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы.
Как вести себя на кладбище
После утренней службы в храме, где подаются записки с именами усопших, чтобы батюшка помолился за их души, верующие идут на кладбище. Возле могил умерших родственников следует зажечь свечку и в тишине помолиться за человека, который покинул этот мир, вспомнить его при жизни и поблагодарить за то, что был рядом. Скорбеть о покойниках, горевать и пребывать в унынии в этот день не следует, так как умершие могут это почувствовать.
Следует привести в порядок место захоронения, если это не было сделано ранее:
- Почистить и обновить надгробье
- Покрасить крест
- Убрать сорную траву
- Высеять цветы
- Поправить оградку
Стоит помнить, что следить за состоянием и внешним видом могил необходимо в течение всего года. Хорошим поступком будет считаться приведение в порядок заброшенных могил поблизости, к которым никто и никогда не ходит.
Поминальная трапеза, а также шумные посиделки на кладбище православной церковью не приветствуются. Также не рекомендуется приносить на могилы различные пасхальные угощения: куличи, крашеные яйца, кутья, печенье и конфеты.
Беременным женщинам и детям до одного года не стоит посещать кладбища в день поминовения, впрочем, как и в другие дни, даже если это похороны близкого человека.