ФНС ускорила проверки по налоговым вычетам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС ускорила проверки по налоговым вычетам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Частые ошибки в декларациях
Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:
- неверное указание отчетного периода;
- неверное указание налогового периода (года);
- данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию.
Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев и на результат они не повлияют.
Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые влияют на расчет налога.
После завершения контрольных мероприятий:
- инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии;
- вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления;
- у вас будет месяц для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт;
- еще через 10 дней руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Как было раньше
Начиная с 21 мая 2021 года имущественный и инвестиционный налоговый вычет стало возможным получить в упрощенном порядке (право на которые возникло после 1 января 2020 года): от налогоплательщика требуется лишь подать заявление, не направляя декларацию о доходах и другие документы. Для обоих вычетов срок рассмотрения заявлений и перечисления средств сократился с четырех до полутора месяцев. На социальные вычеты упрощенная процедура тогда не распространилась. Срок проверок по ним составлял три месяца и еще один месяц на перечисление возврата.
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
С 1 июля этого года у налоговиков будет в распоряжении еще одно основание, чтобы затребовать данные к отчетности, а также новые обстоятельства для приостановки и возобновления камералки.
ИФНС сможет требовать пояснения по действиям, не подлежащим или освобожденным от налогообложения.
Сейчас можно запрашивать дополнительные разъяснения по льготам, которых нет у других категорий налогоплательщиков.
Планируется, что в Налоговом кодексе будет уточнен перечень случаев, когда налоговая может не принять отчет. Один из них – подпись деклараций лицом, которое не обладает такими полномочиями.
Также меняются правила проведения возобновленной проверки. Пока схема такая: если камералка не закончена, а уточненная декларация уже предоставлена, проверка переключается на второй вариант. Если налогоплательщик получит уведомление, что его отчеты не приняты, инспекция возобновит проверку первого.
Обновленная версия правил предполагает, что в срок проверки, которая возобновлена, не будет включаться время, потраченное на прекращенную камералку. Информация, которая появилась у ИФНС в процессе прекращенной проверки, может быть использована для налогового контроля.
Дополнительная проверка
По общему правилу вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо налогового органа рассматривает решение нижестоящего налогового органа только при наличии жалобы налогоплательщика.
Вместе с тем согласно статьям 9 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», 31 НК РФ вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Это право реализуется налоговым органом без наличия жалобы налогоплательщика.
Статьей 140 НК РФ предусмотрено, что по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе в том числе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.
Такая дополнительная проверка может являться как повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика, так и быть реализована в иных формах налогового контроля (получение объяснений и т.п.).
В случае назначения повторной проверки порядок ее проведения регулируется главой 14 НК РФ (принятие решения о проведении проверки, рассмотрение материалов проверки, принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки и т.д.).
Правила и порядок проведения
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:
- проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
- для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
- уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
- в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
- декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
- если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
- налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
- налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.
Когда начинается отсчет?
Важно понимать, в какой именно день ФНС считает точкой отсчета. Особенно это актуально при направлении документов по почте. Согласно разъяснениям Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, днем начала КП считается дата получения документации от налогоплательщика, а не дата их отправки. Так, например, если вы отправили документы с описью вложения и личным вручением 20-го марта, а они поступили в ФНС только 23-го марта, датой начала проверки будет считаться 23-е марта.
Кроме того, отсчет начинается всякий раз заново, когда в декларацию вносятся исправления со стороны гражданина. Если налоговики отправили 3-НДФЛ обратно заявителю с замечаниями, новая декларация так же будет рассматриваться заново в течение 3 месяцев.
Версия 3: проверка завершена в момент вынесения решения
В последнее время именно такие выводы делают арбитры. Налоговое ведомство с ними категорически не согласно.
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. При рассмотрении данного дела судьи установили, что уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта проверки, но до принятия решений по нему. По мнению налогового органа, в такой ситуации вынесением оспариваемых решений положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ нарушены не были, поэтому основания для прекращения камеральной проверки ранее поданной декларации и назначения новой проверки уточненной декларации отсутствовали. Арбитры не согласились с позицией контролеров, сделав следующий вывод: с учетом норм ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
На основании данных толкований норм Налогового кодекса судьи решили, что на момент представления уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации окончена не была. Следовательно, инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку спорной декларации и назначить новую проверку на основе уточненной декларации. Далее арбитры сделали оговорку, что указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой по данному вопросу. При этом каких-либо примеров судебных актов в тексте Постановления не приведено.
Есть акт — должно быть решение?
Итак, позиции налоговиков и судей явно противоположны друг другу, и причина тому — отсутствие единого мнения, в какой момент завершается камеральная проверка. Арбитры полагают: если контролеры до подачи проверяемым лицом «уточненки» не успели вынести решение по итогам проверки ранее представленной декларации, оно вообще не должно появиться на свет, поскольку все действия в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ должны быть прекращены.
В свою очередь, налоговики считают, что действовать нужно по принципу: каждому акту должно соответствовать решение, поскольку в гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ четко прописаны процедура налоговых проверок, формы и методы их проведения. Исходя из положений ст. 100 НК РФ стадия налогового контроля заканчивается составлением соответствующего акта. За этой стадией следует стадия привлечения проверяемого лица к ответственности, которая в силу ст. 101 НК РФ завершается вынесением руководством налоговой инспекции одного из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем ФНС понимает, что если после подписания акта, но до вынесения решения налогоплательщик скорректировал налоговую базу или вычеты, то формальный подход при вынесении решения неприменим. Оно не может быть принято без тщательного анализа внесенных в отчетность изменений, что, возможно, приведет к корректировке доначисленных в акте сумм налогов.
Другими словами, главное налоговое ведомство нацеливает нижестоящие инспекции на то, что проверяющий обязан сопоставить показатели ранее поданной и уточненной деклараций и установить, за счет чего изменилась итоговая сумма налога к уплате или возмещению из бюджета.
Как подготовиться к камеральной проверке
Выявленные нарушения могут повлечь за собой нежелательные последствия. Поэтому налогоплательщику следует знать, как правильно подготовиться к камеральному контролю. Здесь можно привести несколько полезных рекомендаций:
- следует заранее убедиться в надежности контрагента (запросить учредительные бумаги, изучить деловую репутацию и т. д.);
- внимательно перепроверить документы и устранить в них все ошибки и неточности;
- по страховым взносам следует заранее подготовить расшифровку необлагаемых сумм;
- необходимо попытаться спрогнозировать вопросы, которые могут возникнуть у налоговиков, и заранее подготовить обоснованные ответы.
Как быть в случае непонятного статуса проверки?
Предпринимать какие-либо действия до окончания камеральной проверки декларации не стоит. Лучше дождаться окончания трехмесячного срока проверки. После этого можно еще раз проверить статус проверки в ЛКН. Если статус проверки не изменился на завершенный или смысл написанного в статусе непонятен, то следует написать в свою налоговую инспекцию письмо в свободной форме с вопросом относительно окончания камеральной налоговой проверки и ее результата. Если результат камеральной проверки оформлен в виде акта, попросите прислать его через ЛКН. Отвечать на письмо налоговая инспекция будет в течение 30 календарных дней, но это всё равно лучше, чем пытаться дозвониться до отдела камеральных проверок физических лиц.
В этом году неважно работает процедура возврата налогового вычета по банковским реквизитам, указанным в самой налоговой декларации. Соответствующий лист появился впервые в налоговых декларациях за 2020 год с названием «Приложение к разделу 1. Заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц». Чтобы деньги действительно вернулись по банковским реквизитам, некоторым налогоплательщикам приходится пользоваться кнопкой «Распорядиться переплатой». То есть, как и раньше, придется формировать электронное заявление на возврат налога.
Процедура в отношении юр. лиц
Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.
Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.
С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.
Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.
Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.
Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.