Может ли по закону оклад быть ниже МРОТ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли по закону оклад быть ниже МРОТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
Комментарий к ст. 133 TК РФ
1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».
2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.
4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК).
5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.
7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.
Учитываются ли при расчёте МРОТ дополнительные выплаты
В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).
Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.
Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.
Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.
Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.
Минимальная зарплата и неполный рабочий день.
Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.
Аналогичным образом следует исходить из определения минимального уровня заработной платы внутренних совместителей, которые отрабатывают норму рабочего времени из расчета 1,5 ставки. Заработок таких сотрудников сопоставляется с полуторными МРОТ и МЗП.
Примеры употребления на «Секрете»
«Нынешний МРОТ соответствует нищете, а два МРОТ — всё-таки хоть какая-то цифра».
(Представитель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» в Санкт-Петербурге Александр Кондрашев — о зарплатах педагогов в России.)
«Отрыв сегодня прожиточного минимума от МРОТ позволит в будущем правительству фальсифицировать цифры количества бедного населения, оно у нас будет снижаться, несмотря на то что уровень жизни, зарплаты будут реально падать. Вот такой интересный статистический феномен, к которому нас Правительство РФ продвигает».
Ошибки в употреблении
Не стоит путать понятие МРОТ с термином «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, считающийся необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. До конца 2020 года этот показатель отражал стоимость условной потребительской корзины, от использования которой впоследствии решили отказаться. С 1 января 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не ежеквартально, как было до этого. Как и МРОТ, прожиточный минимум высчитывают по значению медианы: в 2021-м на душу населения по России он составил 44,2% медианного дохода, или 11 653 рубля (11 950 рублей в 2022-м).
Для тех, кто открывает свой бизнес
Тем, что только делает свои первые шаги в бизнесе, Лайтбокс предлагает свою помощь и консультации в этом начинании. Мы поможем вам:
-
Открыть и зарегистрировать ИП или ООО;
-
Выбрать банк и расчетно-кассовое обслуживание по выгодным тарифам;
-
Выбрать современное многофункциональное кассовое оборудование из широкой линейки моделей Лайтбокс;
-
Запустить продажи и автоматизировать торговлю, складской учет, подключить систему удаленного контроля за работой торговых точек.
-
Перевести бизнес в онлайн и открыть собственный интернет-магазин;
-
Организовать свою службу доставки;
-
Предоставим качественный сервис и услуги круглосуточной техподдержки;
-
Поможем с интеграцией с платежными системами, системами электронного документооборота и бухгалтерскими сервисами.
Комментарий к Статье 133 ТК РФ
В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.
Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».
Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.
В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.
Размер МРОТ в РФ — это величина обязательная для соблюдения работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы деятельности и видов собственности.
По стране показатель «минималки» принимается:
- на общефедеральном уровне. Предложение по размеру минимальной зарплаты вносит на обсуждение правительство РФ, далее федеральный закон принимает Госдума, который подписывает президент РФ;
- на уровне субъектов РФ. Регионы наделены правомочием самостоятельно формировать показатель МРОТ с учетом своих социально-экономических, территориальных особенностей, но не меньше общефедерального значения.
Из чего складывается МРОТ
Минимальная заработная плата с 1 января 2020 года имеет одинаковый показатель с ПМ, который равен 12 130 рублей в целом по стране на душу населения. Эта сумма финансируется из средств (ст. 133 ТК РФ):
- госбюджета на федеральном, региональном и местном уровнях, внебюджетных поступлений, а также денежных средств, полученных в результате коммерческой деятельности;
- региональных бюджетов, внебюджетных поступлений, а также прибыли, полученной от коммерческой деятельности;
- местных бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств, доходов в результате коммерческой деятельности;
- собственных ресурсов частного бизнеса.
Какая зарплата должна быть у сотрудников с учетом нового МРОТ в 2021 году
Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.
Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.
В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.
Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.
Какие законы регулируют МРОТ
Размер минимального размера оплаты труда регулируется несколькими правовыми актами.
1 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (№82-ФЗ от 19.06.2000).
Изрядно устаревший документ, главная ценность которого – определение сферы действия МРОТ: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Для других целей этот показатель применяться не может.
2 Статья 133 Трудового Кодекса РФ.
В ней указывается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Этот пункт долгое время не выполнялся, но с мая 2018 года реальность приводится в соответствие с законом. Также в ст.133 расписано, за счет каких средств должен выплачиваться минимальный размер зарплаты:
- частными компаниями – за счет собственных средств;
- бюджетными компаниями – за счет средств из соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного, в зависимости от подведомственности организации) и внебюджетных денег (например, за счет доходов от платных услуг, добровольных пожертвований, грантов и т.д.).
Кроме того, отмечается, что МРОТ полагается любому работнику, выполнившему месячную норму труда, установленную для его должности.
Чем грозит зарплата ниже МРОТ
Несмотря на то, что вознаграждение за полный месяц любого труда не может быть ниже МРОТ, в России достаточно много организаций, где даже минимальный уровень зарплаты не выплачивается. Из-за особенностей налогового законодательства главной причиной нарушения требований Трудового кодекса является попытка снизить фискальную нагрузку на бизнес. Чем ниже зарплата, тем меньше начисления на нее (суммы, идущие в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха). Поэтому многие предприниматели предпочитают платить мизерный заработок официально, а остальная часть зарплаты идет «в конверте», не подлежит государственному учету и налогообложению. Во многих случаях получается, что формально ежемесячная выплата ниже МРОТ.
Для работодателей, выплачивающих зарплату ниже минимально установленного уровня, предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц, от 30 до 50 тысяч рублей – на юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей могут наказать штрафом от 1000 до 5000 рублей.
За повторное нарушение штраф на должностных лиц вырастает до 20-30 тысяч рублей, на юридических – до 50-100 тысяч, на ИП – до 10-30 тысяч рублей. При этом виновное должностное лицо (например, директора фирмы) могут дисквалифицировать на срок до трех лет.
Что делать, если ваша зарплата ниже МРОТ?
В соответствии со статьей 133 ТК РФ любой регион России вправе установить свой минимальный размер оплаты труда. Единственное условие – он не должен быть ниже федерального. В северных регионах дополнительно к общероссийскому уровню минималки начисляются надбавки и коэффициенты. В Москве и Санкт-Петербурге исторически МРОТ был выше, чем в среднем по стране. Серьезно различался минимальный уровень оплаты труда в городах с особыми условиями труда (Норильск и другие промышленные территории). До 1 мая 2018 года почти три десятка регионов страны имели отличающийся от общероссийского МРОТ. После повышения минимального уровня до 11163 рублей число таких субъектов федерации уменьшилось.
Регионы, в которых минимальный размер оплаты труда отличается от общероссийского
Регион | Региональный МРОТ (руб.) |
Москва | 18742 |
Санкт-Петербург | 17000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Магаданская область | 19500 – 21060 (в зависимости от территории) |
Камчатский край | 18360 – 21180 (в зависимости от территории) |
Иркутская область | 11163 – 27908 (в зависимости от территории) |
Красноярский край | 11163 – 26376 (в зависимости от территории) |
Республика Саха (Якутия) | 17388 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ямало-Ненецкий АО | 16299 (включая надбавки и премии) |
Мурманская область | 15185 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Московская область | 13750 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Тульская область | 13000 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Ненецкий автономный округ | 18567 (11163 – для работников бюджетной сферы) |
Томская область | 11163 – 16500 (в зависимости от территории) |
Хабаровский край | 11163 – 15510 (в зависимости от территории) |
Республика Карелия | 11163 – 12100 (в зависимости от территории) |
Кемеровская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,5 |
Волгоградская область | Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,2 |
Башкортостан | Федеральный МРОТ + премии, надбавки и коэффициенты (в состав МРОТ входит только оклад) |
ХМАО-Югра | Федеральный МРОТ + районный коэффициент |
Правомерность учета районных коэффициентов и процентных надбавок в составе МРОТ
Процентные надбавки и районные коэффициенты (за работу в местностях с особыми климатическими условиями) нельзя включать в состав МРОТ.
На это указал Конституционный суд РФ, приведя следующие аргументы. МРОТ — это базовая гарантия всем работникам в стране независимо от территории, на которой выполняется работа. Устанавливается он единовременно на всей территории РФ. Природно-климатические условия регионов при определении его величины не учитываются (см. постановление КС РФ от 07.12.2017 № 38-П).
Работодатель должен сначала обеспечить начисление сотруднику зарплаты не ниже МРОТ и уже на эту сумму начислять соответствующие коэффициенты и надбавки.
Это правило действует как в отношении федерального МРОТ, так и в отношении МРЗП, установленного в субъекте РФ. Как указал КС РФ, стороны социального партнерства не вправе в региональных соглашениях самостоятельно определять состав минимальной зарплаты, в том числе включать туда районные коэффициенты и процентные надбавки.
Поэтому, например, будет нарушением начисление работнику зарплаты (с учетом районного коэффициента) в сумме, равной МРЗП.
Тарифная система – это совокупность организационно-правовых норм (тарифов), установленных в коллективных договорах, тарифных соглашениях, а также централизованными нормативными актами в целях регулирования заработной платы соответствующих групп работников в зависимости от сложности и условий труда, значимости, интенсивности и характера производства, природно-климатических условий, в которых функционируют организации.
О тарифной системе в целом и порядках установления тарифных систем для оплаты труда работников организаций, не финансируемых из бюджетов всех уровней, говорится в ст. 143 ТК РФ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Частью 1 ст. 143 установлено, что тарифная система включает в себя:
— тарифные ставки (оклады);
— тарифную сетку;
— тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.[19, с.251]
Стоит отметить, что состав тарифной системы вносит значительные изменения в сложившееся представление о том, что она включает в себя также надбавки и доплаты, носящие постоянный характер: за работу в особых условиях труда, высокое профессиональное мастерство и т.д.[11,с. 46]
Почти все эти доплаты и надбавки, особенно те, которые гарантируются трудовым законодательством, так или иначе связаны со ставками (окладами), часто определяются в процентах к ним. Мало того, также часто доплаты образуют повышенные ставки (оклады).
Поэтому там, где непосредственно применяется та или иная тарифная система, — в организациях, — доплаты и надбавки рассматриваются как их органические составные части.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При дифференциации заработной платы в зависимости от сложности (квалификации) труда необходимо решить две важнейшие задачи:
-
Определить количественные соотношения в уровне оплаты труда рабочих разной квалификации, т.е. установить степень увеличения ставок в зависимости от сложности выполняемых работ – для этой цели разрабатываются тарифные сетки.
-
Распределить по установленным разрядам тарифной сетки все многообразие конкретных работ, выполняемых в различных отраслях промышленности, с учетом организационных и технических условий их выполнения – эта задача решается с помощью тарифно-квалификационных справочников.
Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 609.
Внебюджетные организации самостоятельно устанавливают системы заработной платы, размеры тарифных ставок и окладов. В соответствии с ч.3 ст.133 ТК РФ при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда.
В целях межрайонного регулирования оплаты труда работников вводятся районные коэффициенты к заработной плате, которые представляют собой показатели относительно увеличения заработной платы.
Таблица 1. Районные коэффициенты к заработной плате [19,с.253]
Группы районов |
Размеры коэффициентов |
1.Крайний Север Северо-восточные районы Северные районы Сибири Северные районы европейской части |
От 1,6 до 2,0 От 1,4 до 1,8 1,4-1,5 |
2.Местности, приравненные к районам Крайнего Севера Дальневосточные районы Остальные районы |
1,4-1,6 |
3.Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири |
1,2-1,3 |
4.Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера) |
1,15-1,2 |
5.Южные районы Западной Сибири, Урал |
1,15 |