19. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «19. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Понятие и особенности права собственности на землю
Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.
Поводы для владения земельным наделом создаются из определенных событий и постановлений. Самые распространенные из них:
- получение земли по закону;
- соглашения любого характера, заключенные в рамках законодательства;
- указы и иные постановления госорганов или органов местного самоуправления;
- заключения органов судебной власти, которые устанавливают гражданскую ответственность;
- наследование земли вследствие смерти владельца;
- принцип приобретательной давности. Формируется, когда правообладатель не известен или уже не имеет прав на участок, а гражданин или учреждение непрерывно не менее 15 лет распоряжается этой недвижимостью, как собственной.
Для приобретения права землепользования нужно выполнить несколько действий. Одного только основания, из перечисленных выше, будет недостаточно. После оформления договора, получения судебного постановления или решения органа, имеющего определенные полномочия, о возможности обретения права на землю, нужно провести госрегистрацию надела.
Также право землевладения предоставляется после событий, после которых наступает так называемые гражданско-правовые последствия. К примеру, кончина правообладателя, после которой возможно наследование надела.
Законодательством предусмотрены следующие права на землю.
Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.
Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 ЗК рФ, либо в силу принудительного изъятия.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, является вещным правом лиц, не являющихся собственниками.
Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности. Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.
Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать:
– прекращения частного сервитута по суду;
– изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (публичный сервитут).
Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.
Права на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость.
Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Отличительные черты безвозмездного срочного пользования: предоставление этого права осуществляется всегда бесплатно, носит временный характер.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления – религиозным организациям. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также религиозным организациям.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.
Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен. При этом право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел также сохраняется за одним из членов семьи: работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.
Перечислим особенности сервитутов:
- возможность получения владельцем платы за использование его участка;
- внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
- сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
- отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.
Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:
- Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
- По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.
Если конкретный участок земли не индивидуализирован, традиционно употребляется понятие «земля». Также понятие «земля» употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А в случае, если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик (границы, площадь и проч.), следует употреблять понятие «земельный участок».
Несмотря на то, что согласно статье 6 ЗК РФ и земля, и земельный участок являются объектами земельных отношений, только земельный участок может быть объектом права собственности.
Таким образом, понятия «земля» и «земельный участок» не признаются тождественными, термин «земля» шире понятия «земельный участок» на что обращалось внимание, например, в определении Верховного Суда РФ от 25.06.2008 N 67-Г08-5.
История развития права частной собственности на землю
История развития права частной собственности на землю в России делится на следующие этапы:
1) развитие права собственности на землю до Февральской революции 1917 года. До 1861 года земельный вопрос в российском государстве не поднимался в серьезном ключе: все земельные ресурсы принадлежали или государству, или помещикам, или церковным властям. Кроме того, те, кто ее обрабатывал, также имели принадлежность к государству, помещикам и церкви.
С 1855 года, с приходом к власти императора Александра II, в Российской империи начались серьезные подготовительные работы по проведению аграрной реформы. Государственному правителю по наследству досталась страна, имеющая тяжелую социально-экономическую и политическую ситуацию. Резкое обострение крестьянских выступлений было обусловлено потерей Россией прежних позиций на мировом сельскохозяйственном рынке, так как сельское хозяйство внутри государства по-прежнему отставало в связи с существовавшим крепостным строем, не оставлявшим надежд на развитие. Данная ситуация обусловило потребность в проведении ряда реформ, и, в первую очередь, аграрной Боголюбов С.А. Земельное право. — М.: Юрайт, 2013. — С. 19..
Сервитут на земельный участок
Сервитут, согласно ст. 274 ГК, – это ограниченное право собственника земли на использование соседних или других земельных наделов. Необходимость в его установлении часто обусловлена обеспечением проезда или прохода к участку, осуществлением строительства на нем, или иных форм эксплуатации, не противоречащих целевому назначению и не нарушающих прав третьих лиц.
Сервитут на участок возникает на основании договоренности с собственником участка и подлежит обязательной государственной регистрации.
По решению государственных или местных органов власти может быть установлен публичный сервитут. При этом он не ограничивает собственника в его вещных правомочиях, позволяя свободно распоряжаться, владеть и пользоваться участком.
Сервитут обладает следующими характеристиками:
- основанием для его возникновения является невозможность надлежащей эксплуатации надела без вмешательства в пользование другого участка, вызванная безысходностью ситуации;
- предполагает узкоцелевое использование участка, условия которого оговариваются соглашением, например, только проезд или обустройство инженерных коммуникаций;
- не может выступать самостоятельным предметом – его нельзя продать, внести в качестве залога или иным образом отчуждать;
- это придаточное вещное право, с момента прекращения собственности на землю он также прекращается;
- сам по себе не наделяет дополнительными правами на земельный участок.
Как правило, такое правомочие устанавливается до устранения причин, которыми он был обусловлен.
Общая информация о вещных правах
Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.
Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.
Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:
- является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
- порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
- может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
- должно быть определено нормами законодательства РФ.
Вещными правами на землю являются любые права, которые вместе или по отдельности дают возможность правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться землей по его собственному усмотрению.
Прекращение вещных прав
ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.
Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:
- Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
- использованием не по целевому назначению;
- загрязнением и порчей земель;
- неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
- возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
- неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
- Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.
В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:
- по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
- через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
- в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
- если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.
К ним относится договор мены или дарения. В первом случае участок меняется на другой объект недвижимости. Данный процесс может осуществляться с доплатой со стороны любого участника. Соглашение мены должно составляться по специальной форме, а также регистрируется нотариусом.
Другим основанием возникновения прав на земельные участки выступает договор дарения. По нему владелец передает другому лицу территорию безвозмездно. Такой документ также фиксируется в Росреестре. Существуют определенные ситуации, при которых может быть расторгнут такой договор, например, одариваемый совершает действия, приводящие к порче имущества, или же им совершается преступление против дарителя или его родственников.
Понятие собственности на землю
Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.
Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».
Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.
Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.
Сущность права на землю
Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.
Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).
Это важно знать: Правила благоустройства территории Санкт -Петербурга по Постановления 961
Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу. Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.
Правовые основания возникновения прав на землю
Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:
Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:
- постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
- решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
- приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
- договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
- иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.
Основания возникновения права государственной собственности на землю
Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ.
Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:
- признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
- были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
- приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.
Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:
- земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
- наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
- земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
- территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.
Что такое частная собственность на земельный участок
Что понимаем мы, когда говорим о праве частного владения? Ответ прост – это вид владения, равный по силе государственной и муниципальной собственности, когда распоряжение своим наделом – законное право всякого гражданина или компании.
Институт частной собственности не просто охраняется государством (он закреплен в основном Законе страны), а оно гарантирует возможность реализовать его каждому гражданину.
Предметом отношений послужит надел, границы которого очерчены законом, и при получении которого была соблюдена определенная процедура. И если нет на то законодательного запрета, то лесами и водоемами на территории распоряжаться возможно так же, как и почвами.
Главное отличие частной собственности от личной (и, пожалуй, самое важное преимущество) заключается в возможности совершать со своим наделом всевозможные сделки: продажа, дарение, передача в наследство. Личная собственность допускает лишь пользование, а тот, кто считает это землевладение своим, юридически хозяином не является.